Эффективное мышление будущего руководителя: примеры и этапы трансформации
Мышление – это определяющий маркер, который выделяет руководителя среди прочих участников команды. Оно превращает сотрудника с определенным набором качеств в лидера. Мышление управленца кардинально отличается от исполнительского. Предлагаю разобраться, из каких принципов, убеждений и понятий оно состоит.
Специфика мышления успешного менеджера
В условиях деятельности управленца и ее сути я вижу особенности, которые указывают на способность мыслить практически. Так, если я руковожу коллективом, задачи моему разуму диктует не теория. При теоретическом подходе задачи для команды были бы навязаны известными, но не решенными проблемами. Модель управленческого поведения складывается из способности рассмотреть проблемное место, а дальше сформулировать из увиденной информации задачу и решить ее.
Как руководитель я должна правильно выстроить линию управления: определить приоритеты, принять решение о делегировании задач.
Выделю основные особенности мышления руководителя:
- способность взять на себя управление. Пример: меня назначили лидером, и я вхожу в роль с первого же дня. Не обращаю внимания на манипуляции сотрудников, видящих себя лучшей кандидатурой, не позволяю их зависти и негативу влиять на мои решения;
- умение мыслить разносторонне. Если я сильный руководитель, мне не нужна лишняя информация. Я способна принять решение, опираясь на глубокие знания и собственную интуицию;
- инициативность. Пример: нацеливаясь на определенный результат, я вижу возможности, которые не рассмотрели другие сотрудники. Проявляю активность, когда остальные бездействуют. Инициативность руководителя, способность рисковать – ценные качества лидера на пути к успеху;
- устойчивость мышления при форс-мажорах. У лидера не должно быть страха неизвестности или замешательства при недостатке обратной связи;
- способность сделать несколько задач одновременно. Проявляя упорство, руководитель должен придерживаться гибкой модели поведения. Лидер умеет выстраивать коммуникации с разными типами сотрудников. Он не придерживается единого жесткого стиля, а проявляет гибкость в зависимости от ситуации. Это помогает избежать корпоративных конфликтов;
- умение сотрудничать ради конечного результата. Успешный руководитель отбрасывает в сторону эмоции и враждебность. Он работает эффективно, нивелируя неприязненное отношение к сотруднику. Сюда входят все сопутствующие «мягкие» навыки: тактичность, умение выслушать, дар общаться на любом уровне;
- независимость суждений. Речь о мышлении руководителя, который понимает границы своих возможностей, способен прислушиваться, но проявлять самостоятельность в принятии окончательного решения. Будучи таким лидером, вы не поддадитесь манипуляциям и не станете действовать вразрез со своими убеждениями.
Одна из задач управленца – сделать так, чтобы эти составляющие мышления органически взаимодействовали. Центральная ось мышления руководителя – его концентрация на желаемом результате.
Путь руководителя: от личного до профессионального
Я всегда уделяла внимание важности карьерного роста. И убеждена, что лидирующую должность может занять любой сотрудник, научившийся мыслить стратегически. Как только вы измените стандартные представления о задачах, коллективе и самом себе, – всё начнет получаться. Советую выстроить своеобразную модель, или навигатор, который поможет использовать верные инструменты лидера.
Игнорировать внутренний голос исполнителя
Замечали ли вы, что многие номинальные руководители не являются таковыми фактически? Получив желаемую должность, они так и не научились мыслить критериями управленца. Я встречала разных лидеров: одни восходили по карьерной лестнице благодаря поведению примерных сотрудников. Другие – из-за выслуги лет. В обоих случаях «лидеры» применяли те навыки, которые приобрели в роли исполнителей.
Стандартный набор исполнительских привычек, которые нужно устранить:
- отказ от ответственности;
- ожидание готового решения извне;
- попытки сделать виноватыми окружающих.
Советую заменить их на другие: привыкнуть к тому, что вы сами принимаете решения, отвечаете не только за собственные результаты, но за итог работы подчиненных.
Освоить навык публичных выступлений
Казалось бы, достигнув определенного результата, можно не совершенствовать этот скил. Однако без владения деловой речью не только в офисе, но и на публике невозможно выстроить отношения с инвесторами, партнерами и сотрудниками.
Мыслить иными целями
Специалисты не ставят перед собой организационных задач. Если речь о продавце – он использует соответствующую модель мышления, а его конечная цель – выполнение/превышение плана продаж.
Как я действую, включив мышление руководителя? Ставлю цели и вопросы, касающиеся работы компании и ее сотрудников:
- как я хочу выстроить их работу;
- какой штат будет в компании через год;
- что нужно изменить в продукте/услуге и т. п.
Когда я стремлюсь к целям другого формата, моя точка зрения трансформируется. Мышление становится глобальным.
Внедрить разносторонние soft skills в команде
Стараясь мыслить, как лидер, развивайте в специалистах навыки, не связанные напрямую с их должностными обязанностями. Это решение положительно скажется на работе. Ведь креативные навыки – новый мотивационный источник.
Работать с другими инструментами
Рядовой специалист применяет в профессиональной деятельности те средства, которые способствуют получению результата. Например, маркетолог использует аналитику, рекламу в интернете, промоакции и т. д. Стратегическое мышление же говорит о том, что инструментами нужно сделать людей. Нужно так управлять кадрами, чтобы получить наилучший результат.
Мышление руководителя подразумевает работу с такими инструментами управления, как планирование – тактическое и стратегическое, оперирование клиентской базой, управление финансами, система координаций и пр. Важно так наладить процесс обучения кадров, чтобы сотрудники понимали механизмы работы методов и умели применять их.
Грамотно делегировать
Что может сделать рядовой специалист, выявивший проблему? Решить ее собственными силами. Мышление управленца подсказывает делегировать решение проблемы наиболее компетентному специалисту. Подчеркиваю: если не сделать этого, руководитель будет перегружен конвейером нерешенных вопросов. Он просто не осилит объем задач, и определенный сегмент работы останется невыполненным.
Положительный результат достижим при дистанцировании владельца от оперативных задач. Только когда его мышление примет стратегическую модель, он сможет ставить новые цели, совершенствовать продукты/услуги.
Стоп-мышление: заблуждения потенциальных лидеров
Нередко наблюдаю, как талантливые специалисты не добираются до заветной должности из-за определенных заблуждений. Перечислю несколько видов стереотипных мышлений:
- «Я не справлюсь».
Наиболее заезженный предрассудок. Профессионал, не готовый стать лидером, выбирает именно эту модель рассуждений. Уверяю, пока он собственными действиями не развеет это заблуждение, продуктивного карьерного роста не произойдет.
- «Всё предрешено».
Приверженцы фатализма не верят в то, что рядовой специалист достоин привилегий. Они не видят справедливых путей получения высокой должности. Эти люди специально ищут подтверждения своей теории в реальных историях из жизни или в интернете.
- «Вижу начальником только мужчину».
Это самый невероятный предрассудок в моем представлении. Если вы женщина, это не значит, что невозможно сделать карьеру в окружении мужчин-конкурентов. Вспомните, кто стоит за каждым успешным мужем. Напомню, что у руководителей-женщин отлично развита интуиция, а гибкость мышления присуща им от природы. При необходимости они проявляют напор. Профессионально растут, уверенно расставляют приоритеты в карьере и сочетают ее с успешной личной жизнью.
- «Не имею соответствующего образования».
Этот стоп отпугивает рядового сотрудника на этапе поиска вакансии. Успешный специалист к моменту витка карьеры обладает столькими личными и профессиональными навыками, что вопрос отпадает сам собой. Он применяет их на практике, постоянно развивается. Не вижу ничего плохого в необходимости параллельного получения диплома. Воспринимайте это как ступень на пути к результату.
Если заблуждения мешают прийти к желаемой должности, то ошибки в мышлении руководителя и его поведении способны навредить уже состоявшейся карьере.
Ошибки руководителя
Один управленец способен выстроить отличные коммуникации с подчиненными и не потерять авторитет, а другой – нет. Дело, конечно, не в везении, а в качествах лидера, способности мыслить, как начальник. Еще один критерий – умение не допускать ключевых ошибок. Назову основные.
Некомпетентность
Сравню деятельность руководителя с работой дирижера оркестра. Он не «всего лишь машет палочкой», а детально знает партию каждого музыканта. Не путайте с необходимостью «играть» за рядового сотрудника. Лидер разбирается в тонкостях процесса. Он молниеносно отвечает на поток вопросов подчиненных и не имеет возможности гуглить ответы в форс-мажорной ситуации. Именно на этом моменте обращаю внимание на важность поэтапного карьерного роста: освоив все тонкости на практике, руководитель способен формулировать адекватные задачи подчиненным.
Размытая субординация
Допустим, начальник с простым человеческим желанием «быть своим» пытается расположить сотрудников к себе. В ответ он получит только неподчинение и манипуляции. Такие действия управленца продиктованы мышлением исполнителя. А его нужно блокировать еще на начальном этапе. Не подменяйте понятия о дистанции и дисциплине: как только сократится первая, нарушится вторая.
Неважно, насколько долго вы вращаетесь в команде. Бытует стереотип мышления, что руководить новым коллективом якобы проще, ведь там еще не выстроены эмоциональные связи. На самом деле лидер умело выстраивает модель общения, и неважно, знаете ли вы сотрудника десять лет или месяц.
Неспособность делегировать
Касаюсь этой темы уже в третий раз, и не зря. Как раз этот маркер характеризует истинное мышление руководителя. На крючок неумения распределять обязанности попадается каждый второй управленец. Причина: стереотип «я умею лучше», «ему не сделать качественнее меня». С этим утверждением никто не спорит. Но вы в коллективе не для этого! Настоятельно советую не выполнять тех задач, которые логично поручить специалисту. В противном случае вы получите стопор в рабочем процессе при вашем физическом отсутствии.
Неприятие нового
Одна из нелепостей, которую мне доводилось слышать от руководителей: «Нужно сделать так, потому что так мы поступали всегда!» Бизнес гибок. Он как робот-трансформер – имеет жесткость и каркас, но способен менять форму. Некоторые сферы чуть более фундаментальны, чем другие. Однако новые тенденции возникают повсеместно, и мыслить нужно соответственно. Прокачивая личные и профессиональные навыки команды, лидер получит в распоряжение целый спектр инструментов. Не сработает один – можно применить другой.
Недопустимая мягкость
В талантливых руководителях замечаю идеальный баланс умения проявлять жесткость и миловать. Способность наказать в рамках профессиональной деятельности – это часть управления. Отрицательная мотивация – такой же двигатель прогресса, как и поощрение. То же и вне офиса. Мышление талантливого топ-менеджера подсказывает быть жестким и одновременно обходительным на деловых переговорах. Он не жертвует интересами компании, добивается скидок от поставщиков, снижает цену на аренду помещения, штрафует горе-подрядчиков.
Закрытость к советам подчиненных
Считаю верхом непрофессионализма избирать авторитарную модель общения по отношению к сотрудникам, особенно если это действительно профессионалы. Умение прислушаться к дельному мнению никак не скажется на авторитете руководителя. Совет опытного работника – это незаменимый вклад в общий результат. Умение прислушиваться даже к профессиональным новичкам – это более удачный способ сблизиться с коллективом, чем заискивать перед ним. Начальник с открытым гибким мышлением в почете у подчиненных.
Страх ответственности
Эта ошибка – противоположность предыдущей. Умение принять решение и сделать ответственным себя – признак подлинного лидера. Модель поведения «это не я, а он» – маркер исполнителя.
Несколько последствий нерешительного мышления:
- подчиненные перестают обращаться с вопросами в рамках профессиональной деятельности;
- решение важных задач затягивается на неопределенный срок;
- руководители высшего звена сомневаются в ваших компетенциях.
Страх принятия решений связан с недостаточными знаниями в профессиональной сфере. А это к вопросу о некомпетентности управления.
Неумелый тайминг
Путь трансформирования мышления следует начинать с грамотного распределения времени. Это как в «Алисе в Зазеркалье»: чтобы просто остаться на месте, нужно быстро двигаться. А чтобы сдвинуться с точки, необходимо бежать еще быстрее. Такая модель мышления не про скорость, а как раз про тайминг. Опоздания и срывы дедлайнов нежелательны, но простительны линейному специалисту. Для лидера это потеря доверия партнеров, срыв сделок, упущенная выгода. Качественное управление начнет рассыпаться из-за отсутствия пунктуальности управленца.
Советую структурировать мышление относительно сроков, воспользовавшись ежедневниками, электронными органайзерами, напоминаниями в смартфоне.
Выгорание и стресс: как мыслить конструктивно
Считаю нужным уделить внимание «чуме XXI века». Стресс – неотъемлемый элемент управления. Однако на пути к результату не должно остаться места для смятения. Статистика говорит, что каждый третий специалист принимает решение об увольнении из-за выгорания. Лидер априори должен мыслить иначе. Советую сделать внутренние и внешние раздражители частью задач, которые необходимо проработать.
Условно разделю стрессы на несколько типовых моделей:
- непродолжительный;
- хронический;
- положительный;
- отрицательный;
- психологический;
- физиологический, например болезнь;
- внешний;
- внутренний – возникновение «мышления самозванца» и т. д.
Дистанцируйтесь от внешних раздражителей
Устранение внешних факторов при удобном случае – самое простое решение при стрессе. Вы не обязаны быть рабом ноутбука или смартфона круглосуточно. Пресекайте манипуляции, не уделяйте много времени неприятным оппонентам, делегируйте. Так вы освободите свое мышление для действительно продуктивной деятельности. Здесь я снова делаю отсылку к грамотному таймингу. Чередуйте рабочий интенсив с качественным отдыхом.
Подпитайте внутренний ресурс
Мышление даже самого продвинутого лидера базируется на обычной физиологии. Конструктивно настроенный мозг должен получать эмоциональную и физическую подпитку. Отрицательные эмоции долгосрочны, они часто перерастают в хроническую форму. Позитивная модель мышления, напротив, чаще подвергается испытаниям раздражителей.
Отыщите собственные источники энергии. Увеличивайте выработку дофамина и сокращайте дозу кортизола: минимизируйте вредные привычки, не пренебрегайте полноценным питанием и прогулками, спите достаточное время в полной темноте.
Работайте с собственным мышлением
Блестящий пример: клиент адвоката из кинофильма «Шпионский мост» на вопрос, боится ли он смерти, невозмутимо ответил: «Это поможет?» Такое мышление – спасательный круг в стрессовых ситуациях. Чтобы не поддаваться на манипуляции со стороны происходящего, нужно не сопротивляться раздражителям, а управлять своим отношением к ним. Такая модель мышления здорово развивает эмоциональный интеллект.
Возьмите за правило не впадать в эмоцию, а задаваться вопросом: «На чём базируется мое стереотипное решение?» Структурируйте мышление, определите, что находится в зоне вашей ответственности, а что – за ее пределами. Поймите, способствует ли ваша реакция налаживанию ситуации.
Обозначайте правильные цели
Обозначив цель, важно осознавать, находится ли она в зоне вашего контроля. В противном случае мозг пугается перспективы добиться чего-то там, где от него мало что зависит. Например, учащийся ставит цель сдать экзамен на отлично. Однако пятерка неподвластна его мышлению. В компетенции экзаменуемого – хорошо подготовиться, выспаться, не опоздать на экзамен. Перечисленные цели вовсе не пугающие, они по силам ученику. Поставив их перед собой, он наверняка достигнет желаемого.
Трансформация мышления подразумевает перемены – менять придется то, что мешает объективности в восприятии себя и людей. Необходимо нивелировать влияние личных эмоций на постановку и оценку задач, минимизировать эмоциональные манипуляции окружающих. Приходите на мой бесплатный тренинг по Мягкой Силе.