Найти тему
Тёмный психолог

Мама меня разлюбила

- А мою маму теперь посадят? – мальчик смотрел на меня грустными и не по возрасту серьезными глазами.

Личный дневник - это хороший способ выразить свои чувства и снять эмоциональное напряжение
Личный дневник - это хороший способ выразить свои чувства и снять эмоциональное напряжение

- Я не знаю – честно ответила я. Дети очень тонко чувствуют, когда ты им врешь, к ним нужен совершенно иной подход на экспертизе. Расскажи мне, что произошло у вас с мамой – такая уж у меня работа, задавать неудобные вопросы и напоминать о неприятных, а зачастую очень тяжелых событиях.

- Мама меня разлюбила. Раньше она была веселая, а когда папа ушел, она стала злая – он сидел, опустив голову. На его лице было смятение, чувство любви к маме боролось с обидой и болью.

Моему сегодняшнему подэкспертному 9 лет. Еще год назад у них была обычная благополучная семья, но потом отец ребенка встретил другую женщину и ушел из семьи. С этого дня для мальчика наступил маленький ад в стенах родного дома.

«Где ты шлялся? Опять куртку замарал? Только посмей в школе себя плохо вести, не дай бог, меня вызовут! Ешь, что дают, опять мор**у воротишь?! Весь в папашу!». Это и многое другое он ежедневно слышал от мамы.

Мальчик начал вести дневник, где пытался описать свои чувства (так всегда легче с ними справиться):

4 сентября. Нам в школе стали ставить оценки, по русскому получил пять. Вечером расскажу маме, вдруг она похвалит… Онасказала, я и так должен учиться на пятерки, а то буду как отец
12 сентября. Я хотел позвонить папе, а мама кинула телефон в стену, а потом надавала мне по рукам. Она не разрешает звонить папе, обзывает его нехорошими словами, матьками
18 сентября. Мама постоянно кричит, говорит, что я ско**на. Она не любит папу. И меня не любит. Телефон она мне не дает, говорит, что не заработал еще. Я вырасту и на всё всё заработаю
19 сентября. Я хочу, чтобы папа жил с нами. Мама была добрая, когда он жил с нами. А сейчас злая, он обзывает папу и говорит, что он живет с какой-то тетей, называет её нехорошим словом на букву Ш
22 сентября. Завтра наш класс едет на экскурсию. Только без меня. Мама сейчас звонила Веронике Андреевне и кричала, что никуда меня не пустит, говорит в школу надо учиться ходить и бесплатно, а не ерундой заниматься. Я плакал, а она меня толкнула. Даже кровь из носа пошла.
26 сентября. Арсений сегодня в школе сказал, что я нищий, потому что у меня нет телефона. Я хотел ему стукнуть, но заплакал и убежал. А они смеялись.
30 сентября. Попросил у мамы дать мне снова телефон. Она опять кричала, что я собрался звонить папе. Лучше бы я с ним жил. Папа так не кричал
2 октября. Сегодня делал математику, мама стала кричать и дала мне по шее, я ударился об стол. Вот вырасту и один буду жить
5 октября. Мама меня не любит. Она постоянно кричит ненавижу, ненавижу. Почему она меня не любит?
6 октября. Мама говорит лучше бы вообще меня не рожала. Что я виноват что ли, я не просил
10 октября. Вот придет она с работы, а меня нет. Вот поплачет тогда, будет звать сыночек сыночек, а меня нет нигде
12 октября. Я очень всех люблю. И маму, и папу, бабушку с дедушкой, Муську люблю. Ребята в школе тоже хорошие. Даже Арсений мне недавно подсказал стих. Все плакать наверное будут. Ну всем пока

Этот дневник был приобщен к материалам уголовного дела. Мальчик, устав от «нелюбви» самого родного человека, решился на радикальный поступок. Маленький организм на несколько десятков выпитых таблеток отреагировал рвотой и потерей сознания. По счастливой случайности мать вернулась с работы раньше, успела вызвать скорую, и приехавшие врачи реанимировали ребенка.

В психологии есть понятие «смещение агрессии» - когда агрессия переносится с источника, который её вызвал, на другую, более доступную и безобидную мишень. Часто этой мишенью становятся дети, которые, во-первых, всегда рядом, то есть легко доступны для вымещения агрессии, а во-вторых, ассоциативно напоминают об источнике, вызвавшем агрессивный импульс. Кроме того, дети слабы и психологически зависимы и не могут дать отпор близкому человеку.

Психолого-психиатрическая экспертиза констатировала наличие причинно-следственной связи между поступком ребенка и действиями матери. На женщину возбудили уголовное дело по ст. 110 УК РФ "Доведение до самоубийства". Мальчик в настоящее время передан на воспитание отцу.

Этот канал посвящен историям из практики судебно-психиатрической экспертизы. О другом случае семейного воспитания можно почитать в статье "мужское воспитание", а об авторе канала - в закрепленном. Мне, как автору, будет приятно, если вы будете подписываться, оставлять свои реакции и комментарии.

P.S. Выдержки из дневника ребенка приведены с его орфографией и пунктуацией.