Найти в Дзене
Тёмный психолог

Мужское воспитание

- Лена, ты не подумай, что я зэк, и на мне жизнь крест поставила! Да я и не отрицаю, что виноват, но я защищал свою МАМУ, когда её оскорбили. Она меня одна воспитывала. Понимаешь, мама – это самое ценное в моей жизни… Лена читала письмо мужчины и роняла слезы. Может быть вот он? Настоящий, честный, мужественный, способный защитить? Ведь не врёт, честно сказал – сидит, и за что. За 15 лет работы в судебно-психиатрической экспертизе я поняла, что за закрытыми дверями порой происходят самые страшные вещи. О том, что творится в некоторых семьях, становится известным, когда уже произошли непоправимые последствия. Сейчас активно обсуждается законодательная инициатива о введении наказания за ложные доносы на семью. Как будет работать этот закон? На благо или во вред? Время покажет. Сегодня в следственном изоляторе мне вспомнилось недавнее дело. Лена с Сергеем познакомились по переписке. Она уже давно жила одна, воспитывала семилетнего сынишку. Мечтала, что рано или поздно она встретит досто

- Лена, ты не подумай, что я зэк, и на мне жизнь крест поставила! Да я и не отрицаю, что виноват, но я защищал свою МАМУ, когда её оскорбили. Она меня одна воспитывала. Понимаешь, мама – это самое ценное в моей жизни…

У каждого своё представление о "правильном" воспитании
У каждого своё представление о "правильном" воспитании

Лена читала письмо мужчины и роняла слезы. Может быть вот он? Настоящий, честный, мужественный, способный защитить? Ведь не врёт, честно сказал – сидит, и за что.

За 15 лет работы в судебно-психиатрической экспертизе я поняла, что за закрытыми дверями порой происходят самые страшные вещи. О том, что творится в некоторых семьях, становится известным, когда уже произошли непоправимые последствия. Сейчас активно обсуждается законодательная инициатива о введении наказания за ложные доносы на семью. Как будет работать этот закон? На благо или во вред? Время покажет. Сегодня в следственном изоляторе мне вспомнилось недавнее дело.

Лена с Сергеем познакомились по переписке. Она уже давно жила одна, воспитывала семилетнего сынишку. Мечтала, что рано или поздно она встретит достойного мужчину, и они заживут полноценной семье.

Через год их общения Сергей вышел на свободу. Жить они сразу стали вместе – «не маленькие же уже по свиданиям бегать».

- Мамочка, а этот дяденька долго будет у нас жить? – с опаской глядя на грозного и вечно пахнущего куревом мужчину, спрашивал Андрюша.

- Ну что ты сынок, этого дяденьку зовут Сергей, можешь звать его дядя Сережа, а лучше, если ты его будешь считать своим папой – гладя по голове сынишку, отвечала Лена.

Она теперь порхала на крыльях, на работе все уши прожужжала коллегам о том, какой Сергей замечательный, как сразу взялся за мелкий ремонт в её квартире.

- Представляете, даже кран сразу починил – хихикала она.

После работы бежала домой готовить ужин, постирать, прибраться. Сергей же пока не работал – «привыкнуть надо к новой жизни». Лена и не заставляла, её зарплаты хватает. «Мужик в доме есть, что ещё надо?» - думала она. А Сергей за мужские, по его мнению, обязанности, в том числе и неожиданно появившиеся отцовские, взялся рьяно.

Первым делом в доме появился распорядок дня, причем придерживаться его должен был только маленький Андрюша.

Подъем в 6 утра. Завтрак себе приготовить он тоже должен был сам. Помыть посуду, подмести пол на кухне и в коридоре. Только потом он мог собраться и уйти в школу. Если, не дай Бог, Сергей увидит крошки на столе или полу, Андрею попадало – сначала просто подзатыльник, на второй раз мокрым полотенцем…

Лена пыталась объяснить – «ну, Сереж, он же маленький ещё». Но тот всегда её останавливал:

"Ты тюфяка хочешь вырастить или настоящего мужика? Не лезь, я как лучше хочу".

Спустя время она действительно «лезть» перестала, а то и сама могла прикрикнуть на сына.

Требований к Андрюше становилось всё больше: готовить себе завтрак и обед (для себя и Сергея Елена готовила отдельно), мыть за всеми посуду, два раза в день подметать, стирать свои вещи, еженедельная основная уборка… Прогулки с друзьями, походы в гости, посещение кружков – всё было под строжайшим запретом. Любая провинность, и даже косой взгляд в сторону Сергея строго наказывался – удары веником или мокрым полотенцем, стакан воды вместо ужина … полчаса на коленях в углу на рассыпанной гречке.

Через полгода Андрюша стал плохо спать, вскрикивал, а иногда мог и оставить лужу под собой на кровати. С этого дня Андрюша сам стирал свое постельное белье. Руками.

Лене категорически запрещалось ему помогать – «вот еще, стирать за пацаном! Сам напрудил, сам пусть и убирает!». Качество стирки Сергей проверял. Если его что-то не устраивало, стирка у Андрюши могла растянуться еще на пару часов, он раз за разом намыливал простынь и глотал слезы. Плакать ему тоже категорически запрещалось –

«мужик ты или кто?!».

Однажды последний урок у Андрюши отменили, и он решил заглянуть на кружок шахмат. «Родители же не узнают», надеялся он, «приду как раз вовремя». Молоденькая учительница так увлекательно рассказывала о шахматах, что вечером Андрюша на свой страх и риск спросил у мамы разрешения посещать кружок.

- Шахматы?! – разговор услышал Сергей. Что еще за шахматы? Ах ты, щенок! Обманул, что на уроке был, да еще и на какое-то бабье занятие собрался? – Сергей вышел из себя, на Андрюшу посыпались оскорбления вперемешку с ударами.

На следующий день в школе на перемене к Андрюше подошла та самая учительница и поинтересовалась, будет ли он посещать кружок. Мальчик впервые за полтора года рассказал всё о своей жизни, показал синяки.

Учительница вызвала инспектора ПДН в школу.

На Сергея возбудили уголовное дело об истязании.

Допрошенные следователями соседи все как один заявляли, что регулярно слышали крики и плач ребенка, видели, что он сильно изменился за последнее время, не выходил на улицу, хотя раньше гулял с ребятами, из школы бежал домой, стал испуганным, «дерганным». Но никому из них не пришло в голову поговорить с ним, а уж тем более заявить в опеку – «это их семья, пусть сами разбираются».

Сегодня в следственном изоляторе на проходной увидела знакомое лицо. Елена. Месяц назад она сопровождала сына Андрюшу к нам на экспертизу как законный представитель. До сих пор помню её слова и неловкий смешок - «вы уж с ним построже, он выдумщик у меня такой».
А сегодня с полными пакетами продуктов она стояла в ожидании «свиданки» с Сергеем.

Этот канал посвящен случаям из практики судебно-психиатрической экспертизы. Подписывайтесь, если интересно.