Слово «курдонёр» – это русифицированное французское словосочетание «cour d'honneur», которое дословно переводится как «двор чести». Правильнее будет перевести его как «парадный двор». Курдонёром называют двор, открытый со стороны улицы, обычно имеющий форму вытянутого прямоугольника, расположенного перпендикулярно улице. Фасады, выходящие в курдонёр, имеют парадную отделку и декор, такие же, как фасады, расположенные на красной линии.
О самом, пожалуй, известном доме с курдонёром, доме «Трёх Бенуа» на Каменноостровском, я уже писал. Здесь я расскажу о ещё двух домах, расположенных по соседству, с двух сторон Матвеевского сада. Но сначала несколько слов о саде. Здесь до 1932 года стояла церковь Апостола Матфия (по-русски – Матвея). Советская власть церковь взорвала, а сад остался. В 2022 году в Матвеевском саду установили памятник драматургу, писателю и поэту Александру Моисеевичу Володину. Памятник стоит рядом с домом 44 по Большой Пушкарской, в котором жил Александр Моисеевич.
Напротив северо-восточной стороны Матвеевского сада, на углу Кронверкской и Большой Пушкарской стоит доходный дом Первого Российского страхового общества, построенный в 1913-1914 годах по проекту двоюродных братьев Юлия Юльевича и Леонтия Николаевича Бенуа. Часто можно встретить утверждение, что этот дом образует единое целое с построенным чуть раньше домом «Трёх Бенуа». Утверждение ошибочное, это два разных дома, которые даже не соприкасаются друг с другом, хотя имеют общие дворы. Кроме дворов, у домов ещё много общего: один заказчик-владелец – страховое общество, почти совпадающий состав архитекторов-проектировщиков, и наличие дворов-курдонёров, хотя и различных по стилю.
На Кронверкскую улицу выходит курдонёр, а со стороны Большой Пушкарской фасад гладкий. В глубине курдонёра арка, ведущая в лабиринт отнюдь не парадных дворов, откуда можно через арки дома «Трёх Бенуа» попасть на Каменноостровский проспект. Над аркой поставлена башенка. Ещё одна башенка стоит на углу двух улиц.
В доме жил Дмитрий Дмитриевич Шостакович. В курдонёре установлен памятник великому композитору, а на фасаде, выходящем на Большую Пушкарскую – мемориальная доска.
Кроме Шостаковича здесь жили поэт А.А.Прокофьев и множество разных начальников: командующий Ленинградским фронтом Л.А.Говоров, крупный партийный деятель 30-40-х годов А.А.Кузнецов, председатель исполкома Ленсовета в годы войны П.С.Попков. Я перечислил только тех, кому установлены мемориальные доски.
На противоположной стороне Матвеевского сада стоит ещё один дорогой доходный дом с курдонёром. Это дом лесопромышленников братьев Колобовых, построенный в 1908-1910 года архитектором Сергеем Григорьевичем Гингером при участии Михаила Ивановича фон Вилькена. Его адрес – улица Ленина 8. Дом знаменит своими богато декорированными фасадами и необычной планировкой. Фасад, выходящий на Матвеевскую улицу (сейчас улица Ленина), прорезан глубоким и узким курдонёром. А вот в Пушкарский переулок выходит зигзагообразный фасад с двумя треугольными двориками, открытыми в переулок. Эти дворики тоже можно назвать курдонёрами. Такая планировка дома позволила значительно увеличить протяжённость фасадов, освещаемых солнцем, что немаловажно в нашем сумрачном климате. Угол дома оформлен как ротонда с башенкой. Парадные фасады украшены балконами и лоджиями с колоннами, и скульптурами атлантов. Очень жаль, что такой интересный дом поставлен в глухих переулках, в стороне от основных магистралей Петроградской стороны. Ситуация усугубилась тем, что в первые послереволюционные десятилетия напротив дома Колобовых в Матвеевском саду построили безликие здания телефонной станции, которые закрыли вид на дом.
На фоне великолепия парадных фасадов задние стены, выходящие на Малую Пушкарскую улицу, выглядят просто убого. Очевидно, их должен был закрыть ещё один дом, но увы… В таких случаях мне всегда вспоминается перевязь Портоса из Трёх Мушкетёров, ставшая причиной дуэли Портоса и д′Артаньяна.
Публикации моего канала перечислены здесь.