Дом с двойным номером 26-28 по Каменноостровскому проспекту построен в 1911 году как доходный дом Первого Российского страхового общества. Процветающая страховая компания вкладывала часть прибыли в строительство жилых домов и сдавала квартиры жильцам. Авторами проекта стали представители известной художественной династии Петербурга Альберт Николаевич, Леонтий Николаевич и Юлий Юльевич Бенуа. Первые двое были родными братьями, а Юлий приходился им двоюродным братом. Над проектом они работали вместе с Александром Ивановичем Гунстом, учеником Л.Н.Бенуа.
Два слова о династии Бенуа. Первый Бенуа бежал в Россию из революционной Франции в 1794 году, по-русски звался Леонтием Николаевичем, и стал личным кондитером императрицы Марии Фёдоровны. У него родилось одиннадцать детей, самым известным из них был Николай Леонтьевич, академик архитектуры, главный архитектор Петергофа. Я уже упоминал его как автора католического костёла на Выборгской стороне и построек в Лисино-Корпус. Двое его сыновей и племянник спроектировали один из интереснейших жилых домов Петербурга, о котором идёт речь в этой статье.
Дом с самого начала проектировался как жильё для очень состоятельных людей. На это указывает и место, где построили дом. Каменноостровский проспект был и остаётся одной из самых престижных улиц города. В доме предусматривались все мыслимые в то время удобства: электричество, лифты, паровое отопление, камины, туалетные и ванные комнаты, и новинку – встроенные гаражи. Самые дорогие многокомнатные квартиры делились на две неравные части – господские комнаты с окнами, выходящими на проспект и комнаты прислуги, кухни и кладовки, выходившие во двор. В господские комнаты вели парадные лестницы с проспекта, а в прочие помещения попадали из двора по чёрным лестницам. Дом очень большой, занимает участок размерами примерно 150 Х 100 метров, и в плане представляет собой нечто похожее на затейливую комбинацию букв Щ и Ы. Фасад, выходящий на проспект разделён на две неравные части парадным двором – курдонёром, ограниченным фасадами главного корпуса и двух крыльев здания. «Курдонёр» – это русифицированное французское словосочетание «cour d'honneur», которое дословно переводится как «двор чести». Правильнее будет перевести его как «парадный двор». От проспекта курдонёр отделён декоративной колоннадой из четырёх пар колонн.
Но за парадным фасадом прячутся весьма непрезентабельные дворы. Там обшарпанные стены, нагромождение кабелей, проводов и труб, какие-то пристройки и сараи.
Северная стена стоящего на проспекте корпуса сейчас выходит в Сад Андрея Петрова, о котором я расскажу в одной из следующих статей. В этой стене имеется лишь несколько хаотично расположенных окон. Видимо, они были прорезаны в глухой стене уже после постройки дома.
Обычно такая ситуация возникает, если соседний дом, примерно такой же высоты, стоял вплотную, сплошным фасадом, а потом его снесли (вариант: разбомбили во время войны). Но в начале ХХ века на месте сквера располагался небольшой одноэтажный домик, мастерская скульптора И.П.Дылева. Этот домик снесли уже после революции. Мне кажется очень странным, что стена, выходящая тогда на приусадебный участок, а ныне на сквер, не была спроектирована как парадный фасад с соответствующей отделкой. Если кто-то из моих читателей знает, в чём тут дело, поделитесь, пожалуйста!
После революции в доме долгое время жили руководители города Г.Е.Зиновьев, сменивший его С.М.Киров, а после войны Ф.Р.Козлов. В квартире, где жил Киров, сейчас работает музей.
Часто пишут, что дом 26-28 по Каменноостровскому, и дом имеющий номера 37 по Большой Пушкарской, и 29 по Кронверкской – это одно здание. Думаю, что это не так. При внимательном рассмотрении плана квартала видно, что эти два дома даже не соприкасаются. Построены они в немного разное время, в 1911 и 1914 годах. Отделка фасадов совершенно разная. Объединяет их только общий заказчик - Первое Российское страховое общество, и одинаковое назначение – жильё для богатых квартиросъёмщиков. О втором доме я тоже надеюсь вскоре рассказать.
Публикации моего канала перечислены здесь.