Найти в Дзене

«Какая ты счастливая, что видишь русскую березку и иван-чай», – писал Станислав Жуковский своей племяннице из Польши

Завершаю свой рассказ о жизни и творчестве Станислава Юлиановича Жуковского статьей о польском периоде его биографии. В сентябре 1923 года художник покинул Россию. Это было сложное решение для Жуковского. Но причин его принятия было слишком много.
Это и то, что его творчество стало ненужным новой власти – молодому советскому государству требовались плакаты и лозунги, а не воспевание русской природы и усадебной жизни.
Это и несколько критических статей, перечеркивающих все прошлые художественные заслуги мастера, и последовавший вслед за ними конфликт с А.М. Эфросом, который получил от Жуковского пощечину.
Это и то, что передвижники перестали приглашать его на выставки, а Союз русских художников практически перестал существовать.
Также имело значение и то, что по Рижскому договору 1921 года большевики были вынуждены уступить Польше земли родной для Жуковского Гродненской губернии. Да и ко времени принятия решения об отъезде не стало парализованного старшего брата, о котором художник в

Завершаю свой рассказ о жизни и творчестве Станислава Юлиановича Жуковского статьей о польском периоде его биографии.

В сентябре 1923 года художник покинул Россию. Это было сложное решение для Жуковского. Но причин его принятия было слишком много.
Это и то, что его творчество стало ненужным новой власти – молодому советскому государству требовались плакаты и лозунги, а не воспевание русской природы и усадебной жизни.
Это и несколько критических статей, перечеркивающих все прошлые художественные заслуги мастера, и последовавший вслед за ними конфликт с А.М. Эфросом, который получил от Жуковского пощечину.
Это и то, что передвижники перестали приглашать его на выставки, а Союз русских художников практически перестал существовать.
Также имело значение и то, что по Рижскому договору 1921 года большевики были вынуждены уступить Польше земли родной для Жуковского Гродненской губернии. Да и ко времени принятия решения об отъезде не стало парализованного старшего брата, о котором художник всегда заботился, который мог служить связью с детством и родиной и которого он не смог бы оставить.
Вместе с тем немаловажную роль сыграли и амбиции художника. Он хотел признания, славы, быть востребованным. А за рубежом его картины пользовались популярностью и имели успех на выставках.

Всё это способствовало тому, чтобы Станислав Жуковский, чье искусство, «воспевающее помещичьи гнезда», в России было объявлено идейно вредным, уехал в Польшу.

С.П. Жуковская и С.Ю. Жуковский. Фотография. 1923, февраль. Москва, в квартире на Пречистенском бульваре
С.П. Жуковская и С.Ю. Жуковский. Фотография. 1923, февраль. Москва, в квартире на Пречистенском бульваре

В сентябре 1923 года художник и его супруга Софья Павловна прибыли в Варшаву, – в город, который был хорошо знаком Жуковскому, так как здесь в Варшавской классической прогимназии Лаговского он начинал своё обучение. В Польше его хорошо встретили – ведь он признанный дореволюционный художник, который «изгнан» из России советской властью. У него брали интервью, его приглашали на выставки, высоко оценивали его работы. А ему приходится всё начинать с чистого листа.

Надо сказать, что о польском периоде творчества Станислава Жуковского известно не так много. Лишь по редким воспоминаниям и письмам, а также благодаря труду Михаила Ивановича Горелова, изучавшего творчество художника, мы можем узнать о последних 20-ти годах жизни Жуковского.

Так известно, что первая картина, над которой работал живописец в Варшаве – это портрет его жены «Перед маскарадом». В этом произведении очень хорошо чувствуется настроение художника: любимая женщина рядом, есть возможность заниматься любимым делом – писать красивые интерьеры, за окном огни большого города, как новые возможности, и маскарад, как образ ожидания чего-то неизвестного, но волшебного и манящего.

Станислав Жуковский. Перед маскарадом (Портрет жены). 1923. Холст, масло. 80,5 х 90,5. Национальный музей, Варшава
Станислав Жуковский. Перед маскарадом (Портрет жены). 1923. Холст, масло. 80,5 х 90,5. Национальный музей, Варшава

Станислав Жуковский в Польше познакомился с Феликсом Рыхлингом, сыном известного польского музыканта из Кракова. У него в Варшаве на улице арт-салонов была своя частная галерея. Вскоре в ней состоялась выставка тех работ, что Жуковский привез из Москвы. Получив положительные оценки от критиков и благосклонность публики, художник вновь взялся за работу с присущей ему страстью и энергией.

В первую очередь Жуковский поехал в те места, где прошло его детство. Он писал знакомые ему виды Беловежской и Свисловской пущи, берега Немана и Буга, окрестности Подороска.

Станислав Жуковский. Пуща. Закат зимой. 1923. Холст, масло. 60,5 х 70,5. Частное собрание
Станислав Жуковский. Пуща. Закат зимой. 1923. Холст, масло. 60,5 х 70,5. Частное собрание
Станислав Жуковский. Ранняя весна, Неман. 1920-е. Холст, масло. 53 х 65,5. Частное собрание
Станислав Жуковский. Ранняя весна, Неман. 1920-е. Холст, масло. 53 х 65,5. Частное собрание
Станислав Жуковский. Пейзаж Свисловской пущи. 1930. Холст, масло. 81,5 x 110. Частное собрание
Станислав Жуковский. Пейзаж Свисловской пущи. 1930. Холст, масло. 81,5 x 110. Частное собрание
Станислав Жуковский. Осень на реке Неман. 1930-1931. Холст, масло. 53 x 65. Частное собрание
Станислав Жуковский. Осень на реке Неман. 1930-1931. Холст, масло. 53 x 65. Частное собрание
Станислав Жуковский. Пейзаж в окрестностях реки Неман. 1930-е. Холст, масло. 75 х 62. Частное собрание
Станислав Жуковский. Пейзаж в окрестностях реки Неман. 1930-е. Холст, масло. 75 х 62. Частное собрание
Станислав Жуковский. Зима в Беловежской пуще. 1934. Холст, масло. 63 х 74,5. Частное собрание
Станислав Жуковский. Зима в Беловежской пуще. 1934. Холст, масло. 63 х 74,5. Частное собрание
Станислав Жуковский. Свисловская пуща. 1933. Холст, масло. 59 x 71. Частное собрание
Станислав Жуковский. Свисловская пуща. 1933. Холст, масло. 59 x 71. Частное собрание
Станислав Жуковский. Пейзаж с рекой. Подороск. 1937. Картон, масло. 17 x 23,3. Частное собрание
Станислав Жуковский. Пейзаж с рекой. Подороск. 1937. Картон, масло. 17 x 23,3. Частное собрание

Уже в первые дни своего пребывания в Варшаве, Жуковский становится членом Общества поощрения художеств «Захенцы» и участвует в его ежегодных выставках. Также он находит близких себе по духу художников в Краковском объединении «Pro Arte», в которое живописец также вступает. Участники этих художественных групп сохраняли свою приверженность реализму, не отрицая поисков новых решений в передаче воздушной среды, экспериментов в области цвета и света и использовании импрессионистских техник. Но они не поддавались тем формалистическим течениям, которые усиливались в это время в Польше, ориентировавшуюся на французское искусство.

Жуковский, как человек ищущий и экспериментирующий, тоже попробовал различные «новшества» в своем творчестве, но вновь вернулся к своему лиричному реалистичному пейзажу с элементами импрессионизма, но уже на другом уровне. Правда считается, что ничего равного своим «Плотине» или «Озеру» в польский период он не создал.

Но его картины по-прежнему очень высоко ценятся. 31 октября 1924 года он принимает участие в выставке группы «Pro Arte», а в декабре 1925 года на Зимнем салоне Общества поощрения художеств «Захенцы» Жуковский получил награду города Варшавы в 500 злотых.

Станислав Жуковский. К весне. 1925. Картон, масло, 35,5 х 50. Таганрогский художественный музей
Станислав Жуковский. К весне. 1925. Картон, масло, 35,5 х 50. Таганрогский художественный музей
Станислав Жуковский. Осеннее утро. 1925. Холст, масло. 61 x 74. Днепровский художественный музей
Станислав Жуковский. Осеннее утро. 1925. Холст, масло. 61 x 74. Днепровский художественный музей
Станислав Жуковский. Колокольчики на окне. 1926. Холст, масло. 76 х 79. Частное собрание
Станислав Жуковский. Колокольчики на окне. 1926. Холст, масло. 76 х 79. Частное собрание

Художник писал не только пейзажи Полесья, но и свои любимые интерьеры. Так известно, что он работал в парадных залах Лазенковского дворца в Варшаве. В путеводителе по выставке Общества поощрения художеств 1926 года было семнадцать работ Жуковского, три из которых – интерьеры дворца, а остальные – пейзажи из Беловежской пущи. На следующий год художник выставил тридцать две работы, среди которых также были интерьеры и пейзажи.

Станислав Жуковский. Интерьер Лазенковского дворца. Варшава (Интерьер с солнечным светом). 1924. Холст, масло. 76,7 x 79. Частное собрание
Станислав Жуковский. Интерьер Лазенковского дворца. Варшава (Интерьер с солнечным светом). 1924. Холст, масло. 76,7 x 79. Частное собрание
Станислав Жуковский. Бальный зал в Лазенковском дворце. Варшава. 1924-1925. Холст, масло. 70 х 86. Частное собрание
Станислав Жуковский. Бальный зал в Лазенковском дворце. Варшава. 1924-1925. Холст, масло. 70 х 86. Частное собрание
Станислав Жуковский. Личные апартаменты Николая II в Лазенковском дворце. Варшава. 1924. Холст, масло. 60 х 74. Частное собрание
Станислав Жуковский. Личные апартаменты Николая II в Лазенковском дворце. Варшава. 1924. Холст, масло. 60 х 74. Частное собрание

Станислав Жуковский продолжил и преподавательскую деятельность – он открыл частную школу живописи. Жизнь на новом месте налаживалась. Да и картины Станислава Жуковского хорошо покупались. Приобретали их и музеи: Национальный музей в Варшаве, Национальная галерея в Кракове, музеи Познани, Гданьска, Вроцлава, Лодзи и других польских городов. В конце 1920-х годов Жуковский представлял свои работы на выставках в Париже, в Осло и Копенгагене.

Станислав Жуковский. Зимние лучи (Зимний лес). 1928. Холст, масло. 80 х 100. Частное собрание
Станислав Жуковский. Зимние лучи (Зимний лес). 1928. Холст, масло. 80 х 100. Частное собрание
Станислав Жуковский. Иней. 1928. Холст, масло. 62 х 74. Национальная галерея, Краков, Польша
Станислав Жуковский. Иней. 1928. Холст, масло. 62 х 74. Национальная галерея, Краков, Польша
Станислав Жуковский. Речка на Полесье. 1928. Холст, масло. 62,5 х 74,5. Национальная галерея, Краков, Польша
Станислав Жуковский. Речка на Полесье. 1928. Холст, масло. 62,5 х 74,5. Национальная галерея, Краков, Польша

За пределами Польши Жуковскому помогали выставляться его бывшие соотечественники – друзья-художники, которые также покинули Советский Союз: Сергей Виноградов, Константин Коровин, Николай Богданов-Бельский, Михаил Яковлев.
В Париже прошли персональные выставки Жуковского: в 1925 году в галерее Шарпантье, в 1930 году – в галереях Зак и д’Алиньян.
Персональные выставки художника с большим успехом прошли и в Польше в 1929 году – в Варшаве и в Кракове. На каждой из них было продемонстрировано около сорока новых работ художника.

Станислав Жуковский. Зимняя дорога (Колея на снегу). 1928. Холст на фанере, масло. 62 x 74. Частное собрание
Станислав Жуковский. Зимняя дорога (Колея на снегу). 1928. Холст на фанере, масло. 62 x 74. Частное собрание
Станислав Жуковский. Опавшие листья. 1929. Холст, масло. 61 х 80,5. Частное собрание
Станислав Жуковский. Опавшие листья. 1929. Холст, масло. 61 х 80,5. Частное собрание
Станислав Жуковский. Начало зимы (Зимний пейзаж). 1929. Холст, масло. 54 х 64,5. Государственный Русский музей
Станислав Жуковский. Начало зимы (Зимний пейзаж). 1929. Холст, масло. 54 х 64,5. Государственный Русский музей

Также Жуковский продолжал работать и в своем излюбленном жанре интерьеров. Он писал комнаты в разное время суток, при разном освещении, придавая таким образом картинам разное настроение.

Станислав Жуковский. Интерьер с сиренью, 1927. Холст, масло. 99 х 99. Частное собрание
Станислав Жуковский. Интерьер с сиренью, 1927. Холст, масло. 99 х 99. Частное собрание
Станислав Жуковский. Интерьер с красными цветами. 1929. Холст, масло. 103 х 89. Частное собрание
Станислав Жуковский. Интерьер с красными цветами. 1929. Холст, масло. 103 х 89. Частное собрание
Станислав Жуковский. Интерьер в лунном свете. 1932. Холст, масло. 63 x 75,5. Частное собрание
Станислав Жуковский. Интерьер в лунном свете. 1932. Холст, масло. 63 x 75,5. Частное собрание
Станислав Жуковский. Лунная ночь. Гостиная (Ночной интерьер с открытым балконом). 1930-е. Холст, масло. 62 х 75. Частное собрание
Станислав Жуковский. Лунная ночь. Гостиная (Ночной интерьер с открытым балконом). 1930-е. Холст, масло. 62 х 75. Частное собрание
Станислав Жуковский. Вид на сад. Солнечный интерьер. 1932. Холст, масло. 71 х 91,5. Частное собрание
Станислав Жуковский. Вид на сад. Солнечный интерьер. 1932. Холст, масло. 71 х 91,5. Частное собрание
Станислав Жуковский. Интерьер комнаты. 1933. Холст, масло. 58,4 х 78,7. Частное собрание
Станислав Жуковский. Интерьер комнаты. 1933. Холст, масло. 58,4 х 78,7. Частное собрание

К середине 1930-х годов в Польше усилился экономический кризис, спрос на картины упал. Для семьи Жуковских вновь наступили сложные времена.
Надо сказать, что художник всегда поддерживал хорошие отношения со своей первой супругой Александрой. Уехав в Польшу, он продолжал ей помогать материально: отправлял ей картины, чтобы она жила на деньги, вырученные с их продажи. Когда же у художника возникли финансовые трудности, Александра Жуковская взялась ему помочь, устроив
продажу его работ в СССР. Она связалась с Исааком Бродским, который в это время был президентом Всероссийской Академии художеств, и с его поддержкой продала через закупочную комиссию двенадцать картин советским музеям.

Станислав Юлианович Жуковский. 1930-е гг. Фотография
Станислав Юлианович Жуковский. 1930-е гг. Фотография

Бродский и Александра уговаривали художника вернуться. Бродский обещал ему и собственную мастерскую, и место руководителя мастерской Академии. На что Жуковский отвечал: «Все это вместе большие блага для меня в соединении с возможностью очутиться в милой для меня, ничем не заменимой второй Родине». Но вместе с тем он объяснял, что в Польше его держат привязанности к новым приятелям, и лишь, когда нити, связывающие его с ними, «превратятся в пар, – я направляюсь в страну воспоминаний, где прожиты мои лучшие годы».

Станислав Жуковский. Липовая аллея. Летнее утро. 1931. Холст, масло. 63 х 74,5. Частное собрание
Станислав Жуковский. Липовая аллея. Летнее утро. 1931. Холст, масло. 63 х 74,5. Частное собрание
Станислав Жуковский. Лесной ручей. 1930-е. Холст, масло. 74 x 124. Частное собрание
Станислав Жуковский. Лесной ручей. 1930-е. Холст, масло. 74 x 124. Частное собрание
Станислав Жуковский. Весенняя распутица. 1934. Холст, масло. 61 х 74. Галерея искусств Даев-33, Москва
Станислав Жуковский. Весенняя распутица. 1934. Холст, масло. 61 х 74. Галерея искусств Даев-33, Москва

Жуковский также переписывался со своим другом Витольдом Бялыницким-Бируля, и ему он писал о своей любви к прежней России: «Думаю, что я с ума бы сошел от радости, если бы очутился с тобой в Касковских или Яковлевских березничках! При них на влажных луговых опушках, как раз теперь цветет «ночная фиалка».

О том, как он скучал по русской природе, видно и из письма Жуковского племяннице Марии: «Ты там, Меныку, не понимаешь, какая ты счастливая, что видишь русскую березку и иван-чай».

Но вернуться художнику было не суждено, хоть он и считал, что «…переезд в СССР – вопрос для меня только времени».

Станислав Жуковский. Окно с фиалками (Весенний пейзаж с фиалками). 1931. Холст, масло. 74 х 61,5. Частное собрание
Станислав Жуковский. Окно с фиалками (Весенний пейзаж с фиалками). 1931. Холст, масло. 74 х 61,5. Частное собрание
Станислав Жуковский.  Вид из окна (Натюрморт с сиренью). 1936. Холст, масло. 80,5 х 80,5. Частное собрание
Станислав Жуковский. Вид из окна (Натюрморт с сиренью). 1936. Холст, масло. 80,5 х 80,5. Частное собрание
Станислав Жуковский. Февральская ночь. 1930-е. Холст, масло. 51 х 71,25. Частное собрание
Станислав Жуковский. Февральская ночь. 1930-е. Холст, масло. 51 х 71,25. Частное собрание

В 1930-е годы художник по-прежнему участвовал в выставках. В Варшаве были организованы и две его персональные экспозиции: в 1935 и 1937 году, где он представил шестьдесят четыре пейзажа.

Картина художника «Окно» выставлялась в Польском павильоне Всемирной ярмарки 1939 года в Нью-Йорке, а сейчас хранится в Польском музее Чикаго.

Станислав Жуковский. Окно (Окно в лето). 1937. Холст, масло. Польский музей Америки, Чикаго
Станислав Жуковский. Окно (Окно в лето). 1937. Холст, масло. Польский музей Америки, Чикаго

Последняя выставка Общества поощрения художеств, на которой Жуковский показал шестнадцать своих работ состоялась в 1939 году.

Станислав Жуковский. Речка в еловом лесу. 1935. Холст, масло. 55 х 68. Частное собрание
Станислав Жуковский. Речка в еловом лесу. 1935. Холст, масло. 55 х 68. Частное собрание
Станислав Жуковский. Знойный июнь. 1938. Холст, масло. Частная коллекция
Станислав Жуковский. Знойный июнь. 1938. Холст, масло. Частная коллекция
Станислав Жуковский.  Июль. 1938. Холст, масло. 55,3 x 62,6. Частная коллекция
Станислав Жуковский. Июль. 1938. Холст, масло. 55,3 x 62,6. Частная коллекция
Станислав Жуковский. Осенний пейзаж. 1939. Картон, масло. 40 x 50,8. Частное собрание
Станислав Жуковский. Осенний пейзаж. 1939. Картон, масло. 40 x 50,8. Частное собрание

К этому же периоду относится создание самой его известной из последних работ – картины «Красная комната». Произведение было выполнено по заказу знаменитой арфистки, солистки оркестра Большого театра – Веры Георгиевны Дуловой, которая имела княжеские корни. Артистка дружила с Александрой Жуковской и через неё передала своё пожелание Станиславу Юлиановичу.
Художник с ностальгией в последний раз возвратился к образам усадебной жизни. Он идеализировал прошлое, изображая тепло и уют комнаты в сочетании с прекрасным летним днем за окном.

Станислав Жуковский. Красная комната. 1939. Холст, масло. 64,4 x 79,5. Государственная Третьяковская галерея
Станислав Жуковский. Красная комната. 1939. Холст, масло. 64,4 x 79,5. Государственная Третьяковская галерея

В сентябре 1939 года Польша была оккупирована гитлеровской Германией.
Станислав Жуковский продолжал оставаться в Варшаве, хоть и узнал, что его родная Западная Белоруссия вошла в состав Советского Союза.

Практически невозможно найти сведений о его жизни в этот период. Известно, что часть своих картин художник хранил (прятал или пытался продать) в антикварном салоне «Скарбец» Ванды Черниц-Жалиньской. Их дальнейшая судьба достоверно неизвестна. По одной информации – картины пропали во время пожара в 1944 году. По другой – работы художника продавались в этом салоне и после войны до 1950-х годов, так как магазин не пострадал во время восстания и ценности удалось спасти до того, как украинские части, введенные немцами в Варшаву, начали поджигать город.
Сохранилось немного изображений картин, датированных 1940-ми годами, и все они находятся в частных коллекциях.

Станислав Жуковский. Наперстянки в летнем саду (Люпинусы в летнем саду). 1941. Холст, масло. 75 х 63. Частное собрание
Станислав Жуковский. Наперстянки в летнем саду (Люпинусы в летнем саду). 1941. Холст, масло. 75 х 63. Частное собрание
Станислав Жуковский. Осень над водой. 1941. Картон, масло. 33,5 x 47,5. Частное собрание
Станислав Жуковский. Осень над водой. 1941. Картон, масло. 33,5 x 47,5. Частное собрание
Станислав Жуковский. Вечернее настроение на сенокосе. 1942. Холст, масло. 35 х 45,5. Частное собрание
Станислав Жуковский. Вечернее настроение на сенокосе. 1942. Холст, масло. 35 х 45,5. Частное собрание
Станислав Жуковский. Пейзаж. 1942. Холст, масло. 50,5 x 67. Частное собрание
Станислав Жуковский. Пейзаж. 1942. Холст, масло. 50,5 x 67. Частное собрание
Станислав Жуковский. Ранняя весна в Литве. 1944. Холст, масло 68,6 х 85. Частное собрание
Станислав Жуковский. Ранняя весна в Литве. 1944. Холст, масло 68,6 х 85. Частное собрание

Когда произошли трагические события, Станиславу Жуковскому было уже около 70 лет. В августе 1944 года во время подавления фашистами Варшавского восстания было уничтожено огромное количество жителей города и многие были заключены в лагеря. По сведениям, полученным от Ванды Черниц-Жалиньской, «Жуковский разделил участь жителей Варшавы, которые после восстания были изгнаны немцами из города. Художник попал в лагерь в Пруткове (недалеко от Варшавы), где и умер в 1944 году. Был похоронен в общей могиле». Таким образом, точная дата смерти художника неизвестна. Предположительно это осень 1944 года. Условия в лагере были очень тяжелые из-за большой скученности людей, поэтому пожилые и ослабленные люди не выдерживали.

Вот и подошел к концу рассказ о судьбе удивительного художника, который всю свою жизнь посвятил служению искусству и оставил колоссальное художественное наследие. Очень хочется верить, что к какому-нибудь юбилею будет организована масштабная выставка его работ, когда картины соберут из разных музеев и коллекций. Если придерживаться версии Михаила Горелова, что художник приписал себе два года и настоящий год рождения – 1875, то мы согласны отпраздновать 150-летие Станислава Жуковского в 2025-м году грандиозной персональной выставкой.

И чтобы не заканчивать на грустной ноте, приведу ещё одну цитату из письма художника своему другу Витольду Бялыницкому-Бируля, из которой понятно, что самого Станислава Жуковского вдохновляло на творчество:

«Я считаю, что человек в стадии любви может подняться до высочайших высот, до каких только может подняться человек в творчестве и глубине чувства красоты и настроения в природе».


Предыдущая статья о творчестве Станислава Жуковского в послереволюционные годы
:

Первая публикация о жизни и творчестве Станислава Жуковского