Найти в Дзене

«Он сразу писал несколько картин. Одну утром, другую днем, третью вечером». Как сложилась творческая судьба С.Ю. Жуковского после 1917 года

Прекрасный пейзажист Станислав Юлианович Жуковский от Октябрьской революции был, прямо скажем, не в восторге. К этому времени он был уже признанным мастером. Его картины получали высокие оценки и хорошо покупались. У него была своя художественная школа, которая располагалась в большой квартире художника в Козицком переулке. А главное, он занимался любимым делом: писал природу и её переменчивое настроение, изображал уходящую прелесть дворянской усадебной жизни и создавал картины с интерьерами господских домов.
И вот грянула сначала Первая Мировая война, а затем и Октябрьская революция. Такой привычный и уютный мир художника стал разрушаться. Лишь одна польза была для Жуковского в революции – это то, что новые власти упростили процедуру развода. Ведь художник к этому времени уже несколько лет, как разошелся со своей первой женой Александрой. В 1916 году его новой избранницей стала ученица его студии Софья Павловна Кваснецкая. А в 1917 году они смогли узаконить свои отношения. В 1915 году

Прекрасный пейзажист Станислав Юлианович Жуковский от Октябрьской революции был, прямо скажем, не в восторге. К этому времени он был уже признанным мастером. Его картины получали высокие оценки и хорошо покупались. У него была своя художественная школа, которая располагалась в большой квартире художника в Козицком переулке. А главное, он занимался любимым делом: писал природу и её переменчивое настроение, изображал уходящую прелесть дворянской усадебной жизни и создавал картины с интерьерами господских домов.
И вот грянула сначала Первая Мировая война, а затем и Октябрьская революция. Такой привычный и уютный мир художника стал разрушаться.

Лишь одна польза была для Жуковского в революции – это то, что новые власти упростили процедуру развода. Ведь художник к этому времени уже несколько лет, как разошелся со своей первой женой Александрой.

Жуковский С.Ю. и Жуковская А.А. Фотография с первой женой. 1921 год
Жуковский С.Ю. и Жуковская А.А. Фотография с первой женой. 1921 год

В 1916 году его новой избранницей стала ученица его студии Софья Павловна Кваснецкая. А в 1917 году они смогли узаконить свои отношения.

Станислав Жуковский. Портрет второй жены Софьи Кваснецкой. 1916. Холст, пастель. 72,5 х 56,5. Частное собрание
Станислав Жуковский. Портрет второй жены Софьи Кваснецкой. 1916. Холст, пастель. 72,5 х 56,5. Частное собрание

В 1915 году Жуковский переехал на Пречистинский бульвар в дом № 25, здесь располагалась его последняя московская квартира, которая была обставлена старинной мебелью и которую мы можем видеть на картинах художника этого периода. Например, в работе «За столом». На картине он изобразил свою племянницу Ирену.

Станислав Жуковский. За столом. 1916. Холст, масло. 109 х 131,5. Частное собрание
Станислав Жуковский. За столом. 1916. Холст, масло. 109 х 131,5. Частное собрание

И в той же комнате написан «Пасхальный натюрморт».

Станислав Жуковский. Пасхальный натюрморт. 1915. Холст, масло. 87,5 х 133. Государственная Третьяковская галерея
Станислав Жуковский. Пасхальный натюрморт. 1915. Холст, масло. 87,5 х 133. Государственная Третьяковская галерея

Несмотря на все политические события, происходившие в стране, в 1916 – 1918 годы Станислав Жуковский продолжал много работать. Он по-прежнему писал усадебные пейзажи и интерьеры. К этому времени относятся картины, написанные в усадьбе Рождествено.

Станислав Жуковский. Угловая гостиная (Усадьба Рождествено). 1916. Холст, масло. 79,8 х 106. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Станислав Жуковский. Угловая гостиная (Усадьба Рождествено). 1916. Холст, масло. 79,8 х 106. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Станислав Жуковский. Летнее утро. Усадьба Рождествено. 1918. Холст, масло. Госудаpственный Владимиpо-Суздальский музей-заповедник
Станислав Жуковский. Летнее утро. Усадьба Рождествено. 1918. Холст, масло. Госудаpственный Владимиpо-Суздальский музей-заповедник

В 1917 году художник смог осуществить свою задумку запечатлеть интерьеры дворца усадьбы Кусково. Летом он получил разрешение графа С. Д. Шереметева и приступил к работе. Но события осени заставили его сомневаться, какой смысл поэтизировать не просто уходящую прежнюю жизнь, а уже безвозвратно ушедшую. В шикарных залах дворца стоял холод, работать было тоскливо и неуютно.

Станислав Жуковский. Кусково. Малиновая гостиная. 1917. Холст, масло. 81 х 106,5. Национальный музей, Варшава
Станислав Жуковский. Кусково. Малиновая гостиная. 1917. Холст, масло. 81 х 106,5. Национальный музей, Варшава
Станислав Жуковский. Интерьер дворца Кусково. 1917. Холст, масло. 77,5 x 104,1. Частное собрание
Станислав Жуковский. Интерьер дворца Кусково. 1917. Холст, масло. 77,5 x 104,1. Частное собрание

Весной 1918 года Жуковский уехал из Москвы на природу в имение Павловское Тверской губернии, где в Поддубье работала сельской учительницей его племянница Мария, дочь больного старшего брата Болеслава. Художник снял дачу для обеих семей на берегу озера Молдино у сына профессора математики А.Ф. Малинина. Также по соседству жил близкий друг Жуковского – художник Витольд Бялыницкий-Бируля.

Сохранились воспоминания Марии Антоневич, которая дружила с племянницей художника. В это время в стране шла гражданская война и все уже испытывали недостаток продуктов и керосина. Но, как рассказывала Антоневич, Жуковский сохранял бодрость духа, поддерживал своих близких, был очень активным и, несмотря на материальные трудности, продолжал работать.

«С дровами помогал и Станислав Юлианович, то колол дрова, то лучину, а то и наверх относил их. Своей же работы у него было очень много. Он сразу писал несколько картин. Одну утром, другую днем, третью вечером. Мы с Марусей ему часто светили фонарем», – вспоминала Антоневич.

Станислав Жуковский. Весна в лесу. 1918. Холст, масло. 67 х 96. Химкинская картинная галерея им. С.Н. Горшина.
Станислав Жуковский. Весна в лесу. 1918. Холст, масло. 67 х 96. Химкинская картинная галерея им. С.Н. Горшина.
Станислав Жуковский. Река. Обрывистый берег. 1918. Холст, масло. 64,5 x 92. Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Станислав Жуковский. Река. Обрывистый берег. 1918. Холст, масло. 64,5 x 92. Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Станислав Жуковский. Обрыв над рекой. 1919 г. Холст, масло. 106 х 123. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций
Станислав Жуковский. Обрыв над рекой. 1919 г. Холст, масло. 106 х 123. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций

А местный житель Николай Зубов рассказывал, как он наблюдал за работой художника: «Однажды я видел, как Жуковский сидел за мольбертом около моста через реку, при впадении ее в озеро Молдино, а его свояченица Таня Киселева качала ногой жердь, брошенную в воду, чтобы получались мелкие волны, блестевшие на солнце». Здесь надо объяснить, что Татьяна – младшая сводная сестра Софьи Кваснецкой, и их мать Галина Евменьевна тоже проживали вместе с семьей художника и в Москве, и на даче.

В Павловском они пробыли до конца 1919 года. Среди работ этого периода преобладают чистые пейзажи, появляется много произведений с изображением ночи.

Станислав Жуковский. Усадьба зимой. 1918 г. Холст, масло. 57 x 70. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва
Станислав Жуковский. Усадьба зимой. 1918 г. Холст, масло. 57 x 70. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва
Станислав Жуковский. Март. 1919. Холст, темпера, гуашь, 38 х 53,5. Частное собрание
Станислав Жуковский. Март. 1919. Холст, темпера, гуашь, 38 х 53,5. Частное собрание
Станислав Жуковский. Поздно ночью. 1919. Холст, масло. 69 х 77. Частное собрание
Станислав Жуковский. Поздно ночью. 1919. Холст, масло. 69 х 77. Частное собрание
Станислав Жуковский. Ветреная зимняя ночь. 1919. Холст, масло. 70,7 х 99. Государственная Третьяковская галерея
Станислав Жуковский. Ветреная зимняя ночь. 1919. Холст, масло. 70,7 х 99. Государственная Третьяковская галерея

Но несмотря на то, что Жуковский перестал в эти годы обращаться в своем творчестве к дворянским усадьбам и их интерьерам, в жизни он про них не забывал. Примечательно, что в имении «Островки», в котором художник так много жил и работал в прежние годы, в июле 1918-го была устроена настоящая коммуна.

Сам же Жуковский выступил за сохранения культурных памятников и старинной архитектуры. Ещё в конце 1917 года он стал членом коллегии художников при Третьяковской галерее. А с октября 1918 года он – член комиссии по охране памятников при ИЗО Наркомпроса. В качестве уполномоченного по делам охраны памятников искусства при советском правительстве художник изучал частные художественные собрания Москвы и Подмосковья, отбирал ценные произведения для музеев и смог спасти некоторые усадьбы от уничтожения.
Жуковский приложил немало усилий для того, чтобы усадьба Кусково стала музеем. Известен случай, когда по жалобе графа С.Д. Шереметева на то, что у него бьют знаменитую коллекцию фарфора, в Кусково срочно выехал Жуковский с художником Василием Мешковым, которые и спасли коллекцию. После граф написал:
«Спешу выразить благодарность комиссии за заботу о Кускове. Я был бы очень рад, если бы члены комиссии, художники С.Ю. Жуковский и В.Н. Мешков, нашли бы возможность посетить Кусково и ознакомиться с теми ценностями, которые там хранятся».

Так случилось, что прошло совсем мало времени с тех пор, как художник с восхищением изображал красоту дворца на своих полотнах, а уже возникла необходимость позаботиться о сохранении её, как культурного наследия.

Станислав Жуковский. Кусково. Парадный вестибюль. 1917. Холст, масло. 79 х 106,5. Галерея искусств Даев-33, Москва
Станислав Жуковский. Кусково. Парадный вестибюль. 1917. Холст, масло. 79 х 106,5. Галерея искусств Даев-33, Москва
Станислав Жуковский. Интерьер картинной галереи, Павловск. Холст, масло. 70 х 80. Частное собрание
Станислав Жуковский. Интерьер картинной галереи, Павловск. Холст, масло. 70 х 80. Частное собрание

Также Жуковский принимал участие в работе над проектами по благоустройству Москвы. Вместе с С.Т. Коненковым и К.А. Коровиным он входил в Комиссию Отдела пластических искусств «Красоты Москвы», которая занималась улучшением внешнего вида Москвы.

Кандидатура Жуковского была выдвинута от Товарищества передвижников на место профессора пейзажной мастерской Академии художеств, но, к сожалению к этому предложению в академии не прислушались и на эту должность был назначен А. А. Рылов. Возможно, судьба Жуковского могла сложиться иначе, если бы он возглавил мастерскую. Но, как известно, история не имеет сослагательного наклонения.

Станислав Жуковский. Осень. До 1917 г. Холст, масло. Открытка. Издание Акционерного общества А. Гранберг в Стокгольме
Станислав Жуковский. Осень. До 1917 г. Холст, масло. Открытка. Издание Акционерного общества А. Гранберг в Стокгольме

При всей своей загруженности художник ещё успевал общаться с молодежью в Павловском, помогал им устраивать пикники и праздники. Мария Антоневич вспоминает:

«Летом мы часто ходили гулять на «Камень» на берегу озера Молдино, устраивали там в складчину (кто что принесет) пикники. <…> Учитель Бриккер играл на гармонии, играли на гитаре, на мандолине, пели. Станислав Юлианович сам не пел, но пение любил слушать. Устраивали вечер в Павловском, выносили на террасу стол и стулья, а в столовой устраивали танцы. Деятельное участие во всех наших мероприятиях принимали и Станислав Юлианович и его жена София Павловна. Приезжал в Павловское и брат Софии Павловны, артист Сергей Павлович Кваснецкий. Он сделал очень много для местной молодежи – организовал театр в «Добрынях», около Еремкова».
«Когда была годовщина Октябрьской революции, райисполком (он был тогда в Еремкове) предложил нам с ней сделать флаг с гербом и надписью: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и другой – с надписью: «Вся власть советам!» Сказали нам: «Должны быть серп и молот и колосья ржи». А мы с ней не знаем, как это делать. Тут нам на помощь пришел Станислав Юлианович. Он в углу нарисовал мелком, а Маруся раскрасила, а потом взяли у моей мамы кусок белой тесемки. Станислав Юлианович написал буквы, а мы пришили белые тесемки, весь вечер и чуть не до полночи трудились».
«Многое можно еще вспомнить – и как мы на «Святках» ходили ряжеными и всегда Станислав Юлианович был с нами заодно».

Станислав Жуковский. Ночь перед Рождеством (Интерьер с ёлкой). 1918. Холст, масло. 129 х 146. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Станислав Жуковский. Ночь перед Рождеством (Интерьер с ёлкой). 1918. Холст, масло. 129 х 146. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Станислав Жуковский. Полночь. (Зимняя ночь с лампадой). 1919. Холст, масло. 87 х 107. Национальный музей, Варшава
Станислав Жуковский. Полночь. (Зимняя ночь с лампадой). 1919. Холст, масло. 87 х 107. Национальный музей, Варшава

Многие считали Жуковского замкнутым, нелюдимым и довольно суровым человеком. Возможно, для всех остальных он и был таким, истинным интровертом, помешанном на своем творчестве, но только не для родных и близких. И воспоминания, оставленные о нем теми, кто входил в круг его друзей, лучшее тому подтверждение.

«Он часто ходил на лыжах на охоту или писал картины где-нибудь вне дома. Ну а зато вечером он был весь в нашем распоряжении. Мы много спорили, и он что-либо рассказывал, шутил с нами, смеялся. Он так просто со всеми держался, что нам и в голову не приходило, что это такой знаменитый художник – всемирно известный. Для всей молодежи он был просто «Марусин дядя Стася», – М.И. Антоневич.


Предлагаю ещё один эпизод из воспоминаний Марии, чтобы лучше понять, каким был художник:

«При первых проталинах нам с Марусей Станислав Юлианович предложил проехать на лыжах в лес, на горы, и там топором и ножом кухонным выкопать кусты подснежников – голубых перелесок, принести их домой, накопать в подполье земли, а он приготовит, сколотит ящик и посадит их в него, чтобы они расцвели к пасхе. Мы все это проделали. А он еще овес посеял в большую глубокую тарелку. Все выросло и расцвело замечательно! Станислав Юлианович поставил их на окно своей комнаты. К окну приставил стол. Накрыли скатертью, поставили все, что полагалось для пасхального стола, и он написал картину. Среди овса лежали крашеные яйца. А за окном видна березовая аллея. Когда кончил, позвал нас и показал нам. Мы все были в восторге, а он хвалил нас, что мы ему столько накопали цветов, так постарались. Где эта картина, я не знаю, а как бы хотелось взглянуть на нее по прошествии многих лет»

Станислав Жуковский. Праздник весны. Пасхальный стол у окна. 1911. Холст, масло. 94×131. Частное собрание / Эта более ранняя работа очень напоминает описанную в воспоминаниях Антоневич
Станислав Жуковский. Праздник весны. Пасхальный стол у окна. 1911. Холст, масло. 94×131. Частное собрание / Эта более ранняя работа очень напоминает описанную в воспоминаниях Антоневич

Жизнь становилась всё тяжелее, картины не продавались, всё сложнее было доставать продукты.

«С продуктами было плохо, при всех его тысячных картинах часто нечего было есть. Нужно было идти что-то менять. А что? У кого-то из них нашелся материал. Его разорвали на платки. Станислав Юлианович набросал рисунок на углу, Олимпиада Петровна и мы с Марусей вышивали стебельчатым швом эти платки и ходили менять на молоко в соседнюю деревню Ильино. Около террасы сделали несколько грядок, посадили лук, картофель. Как счастливы были, когда вырос лук! Все они очень любили есть на ужин вареную картошку с луком и простоквашей. Ведь масла тоже не было. Конечно, менялись и брюки, и пиджаки, и юбки, выменивали и конину, жеребяток», – Мария Антоневич.


Николай Зубов
также рассказывает о трудностях в семье художника:

«Станиславу Юлиановичу приходилось заботиться также и о семье больного брата, который целыми днями неподвижно сидел в кресле и курил свою неизменную трубку. София Павловна бывала у нас в Покровском. Мама давала ей корзиночку картошки (по тем временам большая ценность), и я ее провожал. Трудно жилось в это время их многочисленной семье. В ее составе были только художники и артисты, а в годы гражданской войны всем было не до картин»

Семья Жуковских решила переехать в Вятку, где с продовольствием было получше. И в декабре 1919 года художник с женой и её младшей сестрой Татьяной уехал на Север России. В Вятке Жуковские прожили полтора года. Здесь Станислав Юлианович подрабатывал в местном городском театре художником-декоратором и режиссером-постановщиком, исполнив эскизы декораций к постановке драмы Станислава Пшибышевского «Мать».

Станислав Жуковский. Ночь. Эскиз декорации к драме Станислава Пшибышевского «Мать». 1920. Бумага на холсте, темпера, масло. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров
Станислав Жуковский. Ночь. Эскиз декорации к драме Станислава Пшибышевского «Мать». 1920. Бумага на холсте, темпера, масло. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров

Также он писал новые для себя пейзажи северной природы.

Станислав Жуковский. Русский Север - Вятка. 1920. Холст, масло. 56 х 75 см. Национальный музей, Варшава
Станислав Жуковский. Русский Север - Вятка. 1920. Холст, масло. 56 х 75 см. Национальный музей, Варшава
Станислав Жуковский. Весенний пейзаж. 1920. Холст, масло. 62,5 x 75 см. Частное собрание
Станислав Жуковский. Весенний пейзаж. 1920. Холст, масло. 62,5 x 75 см. Частное собрание
Станислав Жуковский. Разлив озера. 1920. Холст, масло. Национальный музей, г. Люблин, Польша
Станислав Жуковский. Разлив озера. 1920. Холст, масло. Национальный музей, г. Люблин, Польша

Весной 1920 года художник в поисках подходящих для своих пейзажей мотивов уехал работать в пригород Вятки, в Филейский монастырь. Здесь он вдохновлялся живописным видом на реку Вятка.

Станислав Жуковский. Ранняя весна близ Вятки. 1920. Холст, масло. 63 х 88,5. Частное собрание
Станислав Жуковский. Ранняя весна близ Вятки. 1920. Холст, масло. 63 х 88,5. Частное собрание
Станислав Жуковский. Высокие воды. 1920. Холст, масло. 62 х 88,5. Частное собрание
Станислав Жуковский. Высокие воды. 1920. Холст, масло. 62 х 88,5. Частное собрание
Станислав Жуковский. Река Вятка. 1922. Холст, масло 66 х 85. Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Москва
Станислав Жуковский. Река Вятка. 1922. Холст, масло 66 х 85. Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Москва

В сентябре 1920 года в помещении Народной студии художеств города Вятки прошла персональная выставка Жуковского, где было представлено сорок пять произведений живописца. О своих впечатлениях от выставки оставил воспоминания художник Сергей Анатольевич Емельянов:

«Прежде я никогда не видел С.Ю. Жуковского и знал его как художника по его картинам в Третьяковской галерее и Русском музее. Когда я в первый раз пришел на его открывшуюся персональную выставку, то был от нее в восторге, увидев много знакомых мест города Вятки и окружающей природы. Но все эти знакомые места предстали в творчестве художника по-новому преображенными его мыслью, чувством и волей»
Станислав Жуковский. Ручей в хвойном лесу. 1920. Холст, масло. 72,5 х 59. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Станислав Жуковский. Ручей в хвойном лесу. 1920. Холст, масло. 72,5 х 59. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Станислав Жуковский. Зимний пейзаж (Снежная проталина). Ок.1920. Холст, масло. 48 х 58. Частное собрание
Станислав Жуковский. Зимний пейзаж (Снежная проталина). Ок.1920. Холст, масло. 48 х 58. Частное собрание

Выставка имела большой успех. А вот впечатление о самом живописце сильно отличалось от того, что о нем рассказывали его близкие.

«Во время нашего краткого общения он произвел на меня впечатление человека немногословного, сухого и даже гордого, диаметрально противоположного лирическому характеру его творчества. В то время многие малознакомые с ним люди судили о нем по манере его поведения. Может быть, поэтому и местные вятские художники отзывались о нем с равнодушием», – из рассказа С. А. Емельянова.


После выставки Жуковский продолжил работать в Вятке. К этому периоду относятся несколько картин с изображением интерьера комнаты.

Станислав Жуковский. В комнате. 1920. Бумага на фанере, масло. 76 х 89. Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону
Станислав Жуковский. В комнате. 1920. Бумага на фанере, масло. 76 х 89. Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону
Станислав Жуковский. Интерьер с туалетным столиком. 1920. Холст, масло. 79 х 88. Козьмодемьянский художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева
Станислав Жуковский. Интерьер с туалетным столиком. 1920. Холст, масло. 79 х 88. Козьмодемьянский художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева
Станислав Жуковский. Вечер. Интерьер. 1920. Холст, масло. 78 х 80 см. Частное собрание
Станислав Жуковский. Вечер. Интерьер. 1920. Холст, масло. 78 х 80 см. Частное собрание
Станислав Жуковский. Ночью. Интерьер. 1920. Холст, масло. 80,2 х 96. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Станислав Жуковский. Ночью. Интерьер. 1920. Холст, масло. 80,2 х 96. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Работая на пленэре, художник запечатлел Александровский сад в Вятке с его ротондами и мостиками.

Станислав Жуковский. В старинном парке. 1921. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Станислав Жуковский. В старинном парке. 1921. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Станислав Жуковский. Ранняя весна (Беседка в парке). 1910. Холст, масло 58,5 х 71,5. Областная картинная галерея им. А. А. Дейнеки, Курск / Год написания, видимо указан ошибочно, так как на картине изображена береговая ротонда из Александровского сада в Вятке
Станислав Жуковский. Ранняя весна (Беседка в парке). 1910. Холст, масло 58,5 х 71,5. Областная картинная галерея им. А. А. Дейнеки, Курск / Год написания, видимо указан ошибочно, так как на картине изображена береговая ротонда из Александровского сада в Вятке

Но жизнь вдали от Москвы и близких друзей тяготила художника. Емельянов так описывает неустроенность Жуковского:

«Живя в Вятке в маленьком домике на окраине города, недалеко от железнодорожного вокзала, Станислав Юлианович был недоволен отсутствием удобств в квартире, жаловался, что зима была холодная, сетовал на жизнь в провинции в отрыве от своего привычного круга московских друзей и знакомых. В творческом отношении он также чувствовал себя обедненным, не находя подходящих архитектурных объектов, которые могли бы войти в его пейзажи»


Жуковский хотел организовать большую выставку своих работ в Вятском государственном музее искусства, но ему было отказано. И тогда он решил вернуться в Москву.

В конце мая 1921 года Станислав Жуковский приехал в свою московскую квартиру, сильно уплотненную к этому времени.
Юлий Савицкий (позже ставший мужем Татьяны Киселевой) познакомился с Жуковским осенью 1921 года. Он рассказал, что

«…Кроме самого художника и его жены в квартире Жуковского жили брат и сестра жены (Сергей Павлович Кваснецкий и Татьяна Васильевна Киселева), а также теща Галина Евменьевна Кваснецкая. В бывшем кабинете Жуковского поселился художник М.М. Северов – товарищ Жуковского по Училищу живописи, ваяния и зодчества. <…> С малознакомыми гостями Жуковский чувствовал себя как-то неуютно и с видимым трудом поддерживал беседу. Совсем другим, оживленным и приветливым, бывал он среди близких ему людей. Особенно Станислав Юлианович любил искрящегося беззаботным весельем, неистощимого в шутках и розыгрышах С.П. Кваснецкого, крупного провинциального актера»


К этому времени Гражданская война закончилась и жизнь стала налаживаться, вновь появился интерес к реализму в искусстве
. 23 октября 1921 года открылась большая персональная выставка Станислава Жуковского в Москве, в Салоне на Большой Дмитровке. Художник представил 74 работы, созданные за последние четыре года.

Станислав Жуковский. Осенняя река. 1920-е. Холст, масло. 55 х 65,5. Частное собрание
Станислав Жуковский. Осенняя река. 1920-е. Холст, масло. 55 х 65,5. Частное собрание
Станислав Жуковский. Лесная речка. 1920-е. Холст, масло. 81 х 104. Галерея искусств Даев-33, Москва
Станислав Жуковский. Лесная речка. 1920-е. Холст, масло. 81 х 104. Галерея искусств Даев-33, Москва

Публика встретила выставку с восторгом, чего нельзя сказать о критике. Так в журнале «Творчество» Дмитрий Мельников написал: «Основной лейтмотив всех многочисленных полотен на выставке: «все в прошлом». Все эти покинутые усадьбы, гостиные в стиле ампир со стильной мебелью красного дерева, багровые закаты и «золотые осени», вся эта «поэзия красного дерева», поэзия увядания и смерти (в пейзажах) настраивает на похоронный лад». И это несмотря на то, что большинство работ на выставке были «чистыми» пейзажами.

Также в конце 1921 года очень резкую критическую статью о творчестве Жуковского написал А.М. Эфрос. Он назвал произведения художника «ходким товаром» и «уличной красавицей», тем самым объявив его чуждым современности.

Савицкий вспоминал:
«После персональной выставки Жуковского в 1921 году в журнале «Театральное обозрение» появилась разносная статья А.М. Эфроса, буквально зачеркивающего все творчество этого художника, в течение долгих лет пользовавшегося репутацией одного из крупнейших и талантливейших русских пейзажистов. Обычная выдержка не смогла сдержать темперамент Жуковского – он публично нанес Эфросу «оскорбление действием», что породило, конечно, страшный шум. Одни с полным основанием негодовали, другие считали статью Эфроса заслуживающей такой реакции»


«Оскорбление действием» – так назвал Савицкий пощечину, которую получил Эфрос от Жуковского сначала рукой, а затем и журналом,
«после чего бросил на пол журнал и удалился».

Как пишет искусствовед Михаил Иванович Горелов, подробно изучавший творчество художника:

«Жуковскому пришлось задуматься и над тем, по какому пути должно развиваться в дальнейшем его творчество. Он отказывается от изображения усадебных пейзажей и интерьеров и сосредоточивает внимание на картинах природы в их камерном звучании, ориентируясь на ранние периоды своего творчества»

Станислав Жуковский. Зима. Деревня в снегу. 1922.  Холст, масло. 50,5 х 70,5. Частное собрание.
Станислав Жуковский. Зима. Деревня в снегу. 1922. Холст, масло. 50,5 х 70,5. Частное собрание.
Станислав Жуковский. Пейзаж. 1922. Холст, масло. 38 x 53 см. Частное собрание
Станислав Жуковский. Пейзаж. 1922. Холст, масло. 38 x 53 см. Частное собрание
Станислав Жуковский. Пасмурный день. Завидово. 1922-1923. Холст на картоне, масло. 29 х 37,6. Частное собрание
Станислав Жуковский. Пасмурный день. Завидово. 1922-1923. Холст на картоне, масло. 29 х 37,6. Частное собрание
Станислав Жуковский. Весна. 1923. Холст, масло. 101 x 160. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск
Станислав Жуковский. Весна. 1923. Холст, масло. 101 x 160. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

Художник по-прежнему очень много работал. Его картины пользовались спросом. Он много делал повторов на заказ. Юлий Савицкий, наблюдавший за этим процессом, так описывал работу мастера:

«Картина и новый подрамник стояли рядом в глубине комнаты. Жуковский долго и внимательно на расстоянии 4-5 метров (что тогда меня очень удивило) вглядывался в картину и затем, подойдя к холсту, быстро и энергично писал. Затем опять отходил далеко от картины -очевидно, сравнивая написанный кусок с оригиналом. Это вглядывание занимало у него чуть ли не половину времени. Повторение не было точной копией. Мне показалось, что новая картина лучше и выразительнее оригинала. Повторение картины было для него, очевидно, творческим процессом, а не просто копированием уже сделанного. Никогда Жуковский не пользовался подготовкой вчерне повторения картины каким-либо помощником. Повторение с начала и до конца писалось им самим с полным творческим напряжением»

Станислав Жуковский. Май. Завидово. 1923. Холст, масло. 73 х 60,5. Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург / Станислав Жуковский. Май. Лесной ручей. 1923. Холст, масло. 105 х 89 см. Частное собрание.
Станислав Жуковский. Май. Завидово. 1923. Холст, масло. 73 х 60,5. Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург / Станислав Жуковский. Май. Лесной ручей. 1923. Холст, масло. 105 х 89 см. Частное собрание.

В 1922 и 1923 годах Жуковский продолжает участвовать в выставках Союза русских художников и в вернисаже художников-передвижников в Твери. В 1922 году на выставке в Берлине демонстрировались шесть его произведений. Но вот на 48-ю выставку передвижников в апреле 1923 года в Москве его не пригласили.

Жуковский отправляет свои картины на выставку в Америку, а сам начинает готовиться к отъезду в Польшу. Даже картины он начинает подписывать по-польски. Надо сказать, что места Гродненской области, где он родился, после подписания мира с Антантой отошли Польше. К 1923 году уже умерли его брат Болеслав Юлианович и Олимпиада Петровна. Художник стал чувствовать свою оторванность от родных корней, тем более, что новой власти он оказался не нужен.

Михаил Вербов. Портрет С.Ю. Жуковского, Москва. 1922. Частное собрание
Михаил Вербов. Портрет С.Ю. Жуковского, Москва. 1922. Частное собрание

В сентябре 1923 года в квартире Жуковского собрались его друзья и родственники, чтобы с ним попрощаться. На фотографии можно увидеть его первую супругу Александру Жуковскую (стоит вторая справа), с которой он всегда сохранял хорошие отношения, Юлия Савицкого (в центре), брата жены С.П. Кваснецкого (сидит второй слева), Татьяну Киселеву (стоит слева). Из художников пришли только Сергей Виноградов и Михаил Яковлев, которые вскоре и сами покинули Страну Советов. Станислав Жуковский и его жена Софья Павловна держат в руках букеты цветов.
Так художник покинул Россию навсегда.

С.Ю. Жуковский и С.П. Жуковская с друзьями перед отъездом в Польшу. Фотография. Сентябрь 1923 года
С.Ю. Жуковский и С.П. Жуковская с друзьями перед отъездом в Польшу. Фотография. Сентябрь 1923 года

О польском периоде творчества Жуковского расскажу в заключительной статье. Чтобы не пропустить, можно подписаться на мой Телеграм-канал, где я всегда выкладываю анонсы моих новых статей.

Мой Телеграм-канал - https://t.me/svetavlii

Продолжение рассказа о жизни и творчестве Станислава Жуковского в заключительной статье: