Вспомним сегодня гвардии генерал-майора Николая Филипповича Батюка. 19 декабря - день его рождения. В Красной Армии он прошел путь от красноармейца до командира дивизии. Погиб в 1943-м - остановилось сердце.
Маршал В.И. Чуйков писал о Н.Ф. Батюке:
«Он прибыл в город подполковником, а уехал из него после разгрома армии Паулюса генералом. В этом командире особенно хорошо сочетались три неоценимых качества: командирская настойчивость, храбрость и партийность. Он умел быть строгим и справедливым, его боялись и любили; он часто был на виду у своих воинов. У него были больные ноги, порой он еле передвигался, но он не отсиживался в землянке; на передний край, на свои наблюдательные пункты он уходил с палочкой, а возвращался в свою землянку на плечах адъютанта, причем только ночью, чтобы никто этого не видел. Свою болезнь Батюк всячески скрывал, и я узнал об этом только в январе, когда он уже совсем не мог передвигаться без посторонней помощи. Он не стеснялся сказать любому начальнику и подчиненному правду в глаза, даже если она была и горька. Его доклады не требовали уточнений и проверки, они всегда были-правдивы".
А вот характеристика, которую дал Н.Ф. Батюку еще один маршал - Н.И. Крылов, который был под Сталинградом начальником штаба 62-й армии:
"… комдив он был талантливый, смелый в решениях и действиях. Батюк принадлежал к командирам, особенно глубоко понимавшим специфику городского боя, его природу. Комдив-боец, он в критические дни, случалось, сам водил солдат в контратаку…".
Николай Батюк родился 19 декабря 1905 года в городе Ахтырке Сумской области. В Красной Армии - с 1927 года. Служил после окончания полковой школы в 68-м Ахтырском стрелковом полку - помощником командира взвода, старшиной роты, командиром взвода и роты. Потом возглавил полковую школу.
После окончания в августе 1938 года курсов "Выстрел" капитан Батюк проходил службу в 225-м и 69-м стрелковых полках, в сентябре 1939 года стал командиром 89-го стрелкового полка 23-й стрелковой дивизии (1). В 1940 году он окончил Военную академию РККА им. М.В. Фрунзе. В той же должности встретил войну. Его полк не успел занять намеченный командованием оборонительный рубеж (2), но остановил врага, двигавшегося из района Каунаса на Йонаву.
Части дивизии понесли тогда большие потери от вражеской авиации и артиллерийского огня, но смогли отбить Кармелаву, которую удерживали до 26 июня. В ожесточенных боях остатки дивизии была отрезаны от своих, но вышли из окружения 28 июня под общим командованием майора Батюка, который после гибели командира дивизии генерал-майора В.Ф. Павлова принял на себя командование оставшимися частями дивизии.
К 22 июля дивизия отошла к г. Локне, где была разрезана и частично попала в окружение, из которого также удалось вырваться.
В сентябре обескровленная дивизия наступала на Демянск, достигнув незначительного успеха, затем была окружена, но вновь прорвала кольцо и вышла из окружения.
Историю о том, как Н.Ф. Батюка трибунал приговорил к расстрелу, все авторы приводят без ссылок на первоисточники. В кратком изложении она выглядит так.
Полк Батюка во время боя за переправу на реке Северский Донец сумел оттеснить врага и командир полка принял решение до подхода основных сил занять оборону. Но остальные части 23-й стрелковой дивизии отступили, и полк в одиночку несколько дней оказывал противнику упорное сопротивление в окружении. А когда Батюк все же вырвался из кольца и вывел часть к своим, комиссар дивизии обвинил его - то ли в том, что он, якобы, намеревался сдаться в плен всем полком, то ли еще в чем-то. В любом случае, разбирательство в трибунале было недолгим и Батюка приговорили к расстрелу. Однако в момент исполнения приговора группа солдат отбила своего командира. По другой версии - заслонила собой командира, тем самым помешав бойцам из расстрельной команды исполнить приговор.
Бойцы просили только об одном – разобраться. И вышестоящие командиры вместе с юристами разобрались, установив при новом разбирательстве, что Батюк в сложившейся обстановке действовал правильно....
В своей книге "Трибунал для комдивов" привел два десятка следственно-судебных дел в отношении командиров дивизий, арестованных за первые полгода войны (с 22 июня 1941 г. по 31 декабря 1941 г.). Большинство из них были осуждены, в отношении четверых дела прекратили. Однако о деле Н.Ф. Батюка писать тогда не стал, поскольку не нашел ни одного документа, который бы подтверждал факт суда над ним. Не удалось установить даже, кто эту историю первым обнародовал. Но в публикациях о Батюке многие ее приводят. Сняли даже документальный фильм "Николай Батюк. Сердце комдива", который начинается как раз с реконструкции эпизода о расстреле комдива. При этом, не исключаю, что этот факт действительно имел место, поскольку не все следственно-судебные документы первых месяцев войны сохранились...
В марте 1942 года Н.Ф. Батюк вступил в должность командира 284-й стрелковой дивизии, которая формировалась в городе Томске. Вначале она вошла в состав 13-й армии и участвовала в оборонительных боях в Орловской области, а летом 1942 года части его дивизии отражали наступление немецких войск на Воронеж.
В сентябре 1942 года дивизия Н.Ф. Батюка прибыла на Сталинградский фронт, вошла в состав 62-й армии и заняла рубеж обороны на правом берегу Волги в районе Мамаева кургана в Сталинграде. Подполковник Батюк умело организовал оборону и систему огня дивизии, много времени проводил на переднем крае, изучая обстановку и внедряя новые тактические приемы ведения боя в городских условиях.
В наградном листе отмечалось:
"Под руководством командира дивизии полковника Батюка Н. Ф., 284 сд с сентября 1942 г. с исключительным упорством отражала многочисленные атаки превосходящих сил пехоты противника, его танков, многочисленной авиации и не допускала его прорыва от выс. 102, 0 к р. Волга".
В январе 1943 года части дивизии перешли от обороны к наступлению, очистив от врага значительную часть города и пленив около 3000 солдат, офицеров и трёх немецких генералов.
284-я стрелковая дивизия была награждена орденом Красного Знамени и преобразована в 79-ю гвардейскую. Н.Ф. Батюк был удостоен двух орденов - Красного Знамении и Кутузова II степени. 1 марта 1943 года стал «генерал-майором».
Потом был Изюм-Барвенковская наступательная операция, в ходе которой 27 июля сердце генерал-майора Н.Ф. Батюка остановилось, не выдержав постоянного напряжения. Его похоронили на крутом берегу Северского Донца в Святогорске (до 1964 г. - г. Банное, до 2003 г. - г. Славяногорск) (3), у памятника Артему.
На этой фотографии запечатлены похороны генерал-майора Николая Филипповича Батюка у памятника Артему. На переднем плане - могила начальника политотдела 79-й дивизии гвардии подполковника Николая Александровича Маслова (1906-1943), погибшего 21 июля 1943 г.
(1)Накануне войны части 23-й стрелковой дивизии получили новую нумерацию. 67, 68 и 69-й стрелковые полки стали, соответственно, 89, 117 и 225-м. стрелковыми полками.
(2)17 июня 1941 года дивизия начала марш из Двинска (ныне - Даугавпилс) в район Козлова Руда.
(3)Рядом были похоронены Герои Советского Союза Илья Захарович Шуклин и Александр Кириллович Сечкин. Там же - братская могила советских бойцов, погибших в боях за освобождение Славянского района. Потом могила Н.Ф. Батюка была перенесена на Мамаев курган.
ПОСТСКРИПТУМ: Редко даю ссылки на другие каналы в Дзене, но в этом случае это надо сделать. Рекомендую прочитать, поскольку автор - подполковник в отставке Н. АКСЕНОВ, бывший помощник начальника штаба 1047-го полка 284-й (79-й гвардейской) дивизии, - был очевидцем описываемых событий: