Мы снова возвращаемся в Арктику и продолжаем вам рассказывать про особенности этого региона.
Сегодня поговорим о транспорте!
Низкие температуры, снежные дороги, метели вызывают много трудностей в логистике и перемещениях грузов и людей на Севере.
Несмотря на это, транспорт и транспортные системы на Севере частично приспособлены к местным условиям.
Арктика — это преимущественно труднодоступные и удаленные территории, со сложными особенностями рельефа и бездорожьем.
Для перемещений по такой местности существует спецтехника.
Наверное, самым известным и незаменимым видом арктического наземного транспорта такого типа является вездеход «ТРЭКОЛ».
Есть даже специальная модель — «ТРЕКОЛ АРТКИКА».
Это огромный снегоболотоход массой почти 7 тонн, высотой 2,5 метра и длиной 9 метров!
Его вид впечатляет!
Чаще всего этот транспорт, конечно, используется в автопарках МЧС, медицинских службах и на промышленных площадках.
Существует множество других моделей вездеходов:
- гусенечные
- на шинах сверхнизкого давления и т.д.,
Но все они одинаково мощные и могут справляться практически с любыми сложностями рельефа.
Обычный, гражданский транспорт, конечно, часто не выдерживает особенности сурового климата.
Поэтому жители северных городов часто испытывают сложности с логистикой.
Но в последнее время, эту проблему стараются решить — например, в прошлом году в Норильске презентовали новинку — северобусы.
Это автобусы, способные работать в экстремальный холод.
Их особенность — наличие дополнительного автономного воздушного отопителя, позволяющего сохранять тепло в салоне даже при заглохшем двигателе.
Свой же личный транспорт местное население предпочитает в особо холодные периоды накрывать утепленным тентом и не трогать до наступления потепления.
Что касается дорожного сообщения, то здесь арктический климат также вносит свои коррективы.
Переход температуры через 0 градусов и вечная мерзлота разрушительным образом влияют на асфальтовые покрытия.
При переходе температуры окружающего воздуха через 0, дороги разрушаются значительно быстрее, так как влага, находящаяся в слое асфальта, превращается в лед.
Переход из жидкого состояния в твердое сопровождается увеличением занимаемого объема, и разрушает покрытие изнутри.
Под воздействием нагрузок от колес транспорта появляются выбоины и локальные трещины покрытия, существенно понижают его долговечность.
Асфальтовое покрытие в условиях вечной мерзлоты поддерживать в хорошем состоянии очень сложно; процессы, вызванные вечной мерзлотой подразумевают регулярную деформацию грунта под асфальтовым покрытием.
Поэтому обычно дорога в условиях вечной мерзлоты представляет из себя насыпь, на которую укладываю бетонные плиты.
Эта проблема относится и к железнодорожному транспорту.
Железнодорожное полотно под влиянием мерзлотных процессов сильно деформируется, в результате чего эксплуатация железнодородного транспорта становится небезопасной.
В холодное время года очень популярны «зимники».
Это временные автомобильные дороги, эксплуатация которых возможна только при минусовой температуре.
Для устройства зимника снег уплотняют и разгребают грейдерами, на реках намораживают ледовые переправы.
Часто они являются единственным способом сообщения с удаленными населенными пунктами, поэтому их открытие является очень важным событием.
Но «зимники» не всегда безопасны, даже если вы рассчитываете провести в дороге пару часов, в машине должен быть запас воды и пищи, хорошая лопата и надежный буксировочный трос.
Но, каким бы мощным и современным не был вездеход, каким бы широким и укатанным не был «зимник», в некоторые части северных регионов по-прежнему возможно попасть только на самолете или на вертолете.
Развитие Севера – очень сложный, разносторонний, комплексный и непрекращающийся процесс, но с каждым годом Север становится все доступнее.