Найти тему
Будни художника

Лики из прошлого

(о разных видах искусства)

Вот у нас многие сейчас любят смотреть кино. Историческое, про разную древность. Но, наблюдая за происходящим на экране, большинство зрителей зачастую забывает о том, что кино - это продукт нашей современности. А самому старому кинофильму нет и ста тридцати лет, что для истории человечества совсем немного.

Тем более следует учесть тот факт, что фильмы снимают режиссёры, имеющие на события свой личный, авторский, взгляд. Думаю, что вы согласитесь и с тем, что не стоит изучать историю по фильмам, к примеру, Никиты Михалкова, Андрея Тарковского, равно, как и по книгам Пикуля и Дюма. Конечно, здесь имеет место быть интересный собственный взгляд творца, но не более.

По экрану носятся актёры, на современных конях, с нынешней мощной подсветкой, а кто-нибудь и с современной причёской и макияжем!

В кино случаются "ляпы".

Книги, в отличие от фильмов, появились значительно раньше. Можно сказать, что они были и в древности.

Но беллетристике (художественной литературе) не так уж много лет. До этого были лишь всякие хроники, бестиарии, а также, конечно, духовные книги.

Многие авторы художественных книг любят писать об истории. И ладно бы ещё писатель был современником событий, как, к примеру, Рабле, Руссо, Сервантес или Бальзак. Конечно, и здесь порой имеется авторское "я", но читать значительно интересней. А есть ещё писатели, "проникающие" в другую эпоху так, что они там как "родные" (Стивенсон, Марк Твен, А. К. Толстой, А. Н. Толстой, Гоголь и другие). Это великие! Они создают для нас образы прошедших столетий. В основном благодаря таким мастерам слова мы порой и бываем увлечены историей.

Литература бесспорно даёт нам понятие о ликах прошлого, благодаря талантливым авторам мы ощущаем их чуть ли не тактильно, а порой при чтении включаются даже обоняние со слухом! Если же кому-то захочется увидеть воочию людей из тех эпох, то к нашим услугам есть изобразительное искусство - шедевры, созданные их современниками.

Антонис Мор. "Портрет Марии Тюдор". 1554
Антонис Мор. "Портрет Марии Тюдор". 1554
В. А. Серов. "Девушка, освещённая солнцем". 1888
В. А. Серов. "Девушка, освещённая солнцем". 1888

Помимо живописи, есть ещё нумизматика с фалеристикой. Именно мастерами монетных и медальных штемпелей создавались прижизненные изображения людей. В основном, конечно, это были правители.

Царь Болгарии Борис Третий на монете 1930 года
Царь Болгарии Борис Третий на монете 1930 года

Следующий вид искусства - скульптура - не ограничивалась профилями людей, а была способна создать целые их фигуры, и даже конные. Здесь тоже значительное число изображённых являлись правителями, но встречались и обычные граждане - военачальники, например.

Андреа дель Верроккьо. Статуя Бартоломео Коллеони. 1488. Венеция.
Андреа дель Верроккьо. Статуя Бартоломео Коллеони. 1488. Венеция.

С этой скульптурой небольшая "накладка" - Коллеони не стало в 1475-м, то есть статуя не прижизненная. Но и до создания её от смерти персонажа лет прошло не так уж много, а скульптор Андреа дель Верроккьо (учитель Леонардо да Винчи) "варился" в тех же условиях того же самого Средневековья, которое, кстати, уже скоро и завершилось (согласно историку Дмитрию Иловайскому, это произошло в 1492 году, когда Колумб открыл Америку; но можно принять за "рубеж" эпох 1500-й год, то есть "средние века" - это века с 5-го по 15-й включительно).

В заключение небольшой рассказ - "стилизация" под 18-й век:

Подписка и оценки пригодятся.