В конце 1990-х годов на российские телеэкраны вышел замечательный сериал "Графиня де Монсоро", по одноимённому роману Александра Дюма-отца. На мой взгляд, кинолента была снята очень достойно, костюмы и антураж сразу переносят зрителя в описываемую эпоху, а игра актёров доставляет безусловное наслаждение. Хочу добавить, что многие из актёров (к примеру, такие, как Дмитрий Марьянов, Анна Дубровская) мне почти ровесники, и наблюдать их в молодых летах очень приятно - вспоминаешь себя в это же время.
В общем, пересматриваю я в очередной раз сериал, и в 17-й серии на стене вижу... картину Питера Пауля Рубенса.
Поясню: действие сериала, как нам сообщается в самом его начале, приходится на 1578 год, на эпоху последнего из рода Валуа на французском престоле - короля Генриха Третьего. Спустя 11 лет лет этот король погибнет, сражённый рукой религиозного фанатика Жака Клемана. Да, господа, дотошно изучать европейскую историю я начал именно благодаря романам Дюма - тогда, в девяностые...
А что же Рубенс?
Его полотно "Персей освобождает Андромеду" висит в 17-й серии над кроватью якобы больного герцога Франсуа Анжуйского в его собственных покоях в Анжере. Рядом - верный Бюсси. Понятно, что принц крови мог позволить себе заиметь подлинник Рубенса, знаменитейшего европейского мастера. Но вопрос не в этом, а дело заключается в другом - а именно в том, что Рубенсу во время описываемых событий был всего-навсего один год...
Он родился в 1577 году, а картина была им написана в 1622-м.
На полотне изображён момент, когда Персей, один из героев Эллады, уже освободил Андромеду из лап огромного чудища, превратившегося в камень от одного взгляда Горгоны Медузы (её голова закреплена на щите героя).
Одновременно с этим богиня Победы Ника возлагает Персею на голову лавровый венок. Герой здесь представлен отнюдь не в древнегреческих, а в древнеримских доспехах - они напоминают доспехи статуи Марса Пирруса из Капитолийского музея в Риме. Фигура же Андромеды больше всего напоминает статую Афродиты Книдской работы легендарного Праксителя. Она сохранилась в римской копии и находится в музее Пио-Климентино в Ватикане.
В своё время, а именно в 1769 году, эта картина вместе со множеством других картин и рисунков была приобретена российской императрицей Екатериной Великой, чтобы положить начало собранию Эрмитажа.
В заключение я бы сказал так: конечно, съёмочной группой допущена некоторая вольность, но это, на мой взгляд, нисколько не умаляет достоинств телесериала.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, СТАВЬТЕ ОЦЕНКИ!