ЗЕМНОЕ ЯДРО\ The Core
США, Германия, Канада, 2003
Жанр: фантастика, боевик, триллер, приключения
Режиссер: Джон Эмиел
Сценарий: Купер Лейн, Джон Роджерс
Оператор: Джон Линдли
Композитор: Кристофер Янг
В ролях: Аарон Экхарт, Хилари Суэнк, Делрой Линдо, Стэнли Туччи, DJ Куаллс,Ричард Дженкинс,Чеки Карио, Брюс Гринвуд и др.
Время: 135 мин. / 02:15
Похожие фильмы: "Знаки", "Явление", "Астероид", "Супервулкан".
Признаем сразу: данный фильм как произведение киноискусства в разряд "обязательных для просмотра" не входит. Он с трудом отбил в мировом прокате те средства, которые были вложены в его производство и маркетинг.
И все же имеется не мало причин все-таки его посмотреть. Или, по крайней мере, стоит знать, что он существует.
Притом, что любителям научно-фантастических триллеробоевиков, повествующих о глобальных катастрофах, эта картина вполне может понравиться – для своей тематической ниши фильм сделан весьма неплохо, а некоторые огрехи по части научности и сценария вполне компенсирует качественная игра актеров и зрелищность.
Это первое. А во-вторых… Если когда-нибудь понадобится привести в пример вредоносность такого мистического понятия как Судьба – этот фильм может послужить примером и даже эталоном.
Ведь, если уж по справедливости - то, что картина так слабо выступила в прокате, виноваты не одни лишь творческие промахи и недоработки ее создателей.
Непредвиденный… нет, не так! Как раз наоборот – предвиденный случай тоже сыграл свою роль.
В самом начале фильма по сценарию идет шикарная сцена: аварийная ситуация и нештатный вход космического шаттла в атмосферу Земли. Героические космонавты, преодолевая трудности и тяготы… тяготение… сводят шаттл с орбиты и, не смотря на поломки и неблагоприятные обстоятельства… И так далее.
Если бы фильм вышел в прокат, как и планировалось, в ноябре 2002, он, возможно, не собрал бы бОльшую кассу, но его бюджет уж точно бы избежал дополнительных расходов, на которые продюсерам пришлось разориться в начале 2003 года.
Выход задержали на пять месяцев, чтобы дать возможность команде компьютерщиков закончить как следует их работу со спецэффектами: в сцене на Трафальгарской площади в Лондоне все птички – цифровые. Что ж! Компьютерщики-то справились: птички как живые...
Зато налажали другие. Те, от кого никто этого не ждал. 1 февраля 2003 года американский шаттл "Колумбия" – не голливудский, к сожалению, а самый настоящий, с семью членами экипажа на борту – входит в атмосферу Земли нештатно, перегревается, теряет связь с ЦУ, телеметрию, начинает разваливаться в воздухе и, в конце концов, взрывается.
А точно такая же сцена в фильме заканчивается куда более благополучно. Но в рекламном ролике, естественно, спойлеров нет… Так что пришлось отзывать всю заготовленную пиар-продукцию, вырезать из трейлеров эпизод, уж слишком напоминающий документальные кадры из новостей.
Разумеется, такая накладка влетела в дополнительную копеечк… центик. Сам фильм переделывать не стали, и, может быть, это тоже сыграло свою роль: ездить по нервам целой нации – явно не лучший путь к сердцам людей. А может быть - немножко цинизма - люди, занимавшиеся пост-продакшном, просто растерялись и не смогли правильно воспользоваться ситуацией.
Как бы то ни было – команда создателей "Земного ядра" ощутила весомую отдачу от собственной прозорливости.
В целом Голливуду к этому не привыкать. Странно, но американских кинематографистов почему-то вовсе не пугает печальная судьба Кассандры. Они обожают издеваться над всем, что есть святого: статуей Свободы, мостом Золотые ворота в Сан-Франциско, башнями-близнецами… С последними - все знают, чем дело кончилось. Однако Голливуд не унимается и с упорством маньяка продолжает взрывать здания, топить города, да и вообще уничтожать планету всеми возможными способами.
Впрочем, это тема для отдельной статьи.
А пока отметим, что данный фильм – как раз из череды картин с самосбывающимися прогнозами… "Земное ядро" этим богато: катастрофа шаттла, разрушение злосчастного моста самоубийц (Золотые ворота в Сан-Франциско), уничтожение Колизея, птичья атака на Лондон… Что-то мы забыли? Ах да! Уничтожение Земли.
Землю американцы уничтожали в кино так же часто, как эти "сволочи убивали Кенни" в "Южном парке". Ну и спасали, конечно. Но это – реже.
На этот раз история такова: главный герой фильма, геофизик Джош Кийз, делает неожиданное открытие - земное ядро перестало вращаться! Это означает, что электромагнитное поле планеты вскоре разрушится, и Земля сгорит, уничтоженная космической радиацией. Единственное, что дает хоть какую-то надежду: многолетняя работа инженера и ученого-энтузиаста, где-то в пустыне и глуши занятого постройкой уникального корабля для путешествия под землю.
Все силы будут брошены на то, чтобы закончить эту работу, собрать команду специалистов и оснастить корабль супер-оружием. По расчетам ученых, близкий ядерный взрыв может снова заставить земное ядро крутиться.
В остальной части фильма показано, как проходит миссия по спасению планеты. По ходу дела раскрываются благородные характеры персонажей и – все-таки триллер - грязные тайны военных, преступные секреты политиков и так далее.
Следить за происходящим на экране достаточно интересно, а сама мысль о том, на какие грандиозные пакости способны люди – и не абы кто, а принимающие решения и высоко стоящие во власти – заставляет, как минимум, поежиться и занервничать. В фильме немало острых моментов, когда невозможно не сопереживать героям.
Но, если по части сценария к картине можно и попридираться, то, пожалуй, актерская работа ни у кого не вызовет нареканий.
Вообще в этой картине мерещится некий странный перекос по уровню владения профессией: сценарно-режиссерско-продюсерские верхи оказались гораздо слабее исполнительских низов. Англичанин Джон Эмиел, выпускник Кэмбриджа, снявший в 95 году "Имитатора", в дальнейшем ничем особенным не отличился, кроме режиссуры красивых, но специфических сериалов "Борджиа" и "Тюдоры".
Купер Лейн написал еще сценарий римейка карпентеровского "Тумана", а Джон Роджерс - "Трансформеров" 2007 года. И больше ничего заметного в жанре эти люди не сделали.
В отличие от актеров. Даже самые маленькие роли в "Земном ядре" играют умные и талантливые артисты (практически каждый впоследствии попробовал себя в профессии режиссера, сценариста, продюсера – странно, но факт). И как раз в жанровых картинах они проявили себя с лучшей стороны.
Просто напомним:
Хилари Суэнк - 2 оскара, "Жатва" 2007 года, "Малышка на миллион", "Черная орхидея";
Аарон Экхарт – "Темный рыцарь", "Битва за Лос-Анжелес", "Я,Франкенштейн";
Делрой Линдо – "Правило виноделов" (это драма, но с элементами детектива, он там играет неуравновешенного отца), сериал "Закон и порядок";
Стэнли Туччи – убийца из "Милые кости".
DJ Куаллс - сериал "Мыслить как преступник", "Сверхъестественное";
Ричард Дженкинс – "Хижина в лесу", "Впусти меня. Сага";
Чеки Карио – "Вечеринка вампиров", "Осквернители могил", "Плачущий убийца";
Брюс Гринвуд – "Я, робот", "Супер 8", "Бэтмен:под колпаком", "Стартрек:Возмездие" (новый фильм).
Наверное, этот состав не назовешь звездным, но он достаточно крепкий и в фильме каждый раз демонстрирует самые сильные свои стороны.
Но с чем данной картине действительно повезло, так это с композитором. Блестящий Кристофер Янг ("Восставший из ада", "Кошмар на улице Вязов", "Имитатор", "Особь", "Синистер", "Затащи меня в ад", "6 демонов Эмили Роуз" и еще много-много) написал очень красивый саундтрек; причем привлек для этого дела умопомрачительный оркестр из 120 человек и более 40 хористов. Получилось впечатляюще.
Из любопытных фактов об этом фильме осталось только добавить, что Колизей в нем разрушили с помощью специально сконструированной 12-метровой модели.
Да, и в заключение - снова о судьбе. Которая так иронично поглумилась над участью картины.
Как говорят мудрые русские поговорки: "Не зови лихо, пока спит тихо".