Найти тему

Три главных слова про Вышний Волочёк

Оглавление

Чтобы описать город в трех словах, можно пойти разными путями. Мы пойдем историко-географическим.

Вышний Волочёк обладает уникальным транспортно-географическим положением, которое на протяжении всей истории играло ключевую роль в развитии города. Во времена Древней Руси рядом с территорией современного города располагался волок, соединяющий реки Тверцу и Цну (Каспийский и Балтийский бассейны).

В XVIII в. через город прошел важный тракт Москва – С.-Петербург, который позже назвали "Государевой дорогой". Это дало территории новые функции, на месте города появилось поселение ямщиков - ям - и почтовая станция.

"Дорога" - это первое слово о Вышнем Волочке

Рисунок из книги Евгения Ступкина "Михайла Сердюков - Бароно Имегенов", 2021
Рисунок из книги Евгения Ступкина "Михайла Сердюков - Бароно Имегенов", 2021

В январе 1703 г. Петр I повелел начать строительства каналов, соединяющих реки Тверцу и Цну, для более быстрого снабжения новой столицы. В 1708 г. был открыт первый канал, но сразу после его ввода в эксплуатацию стало понятно, что система была спроектирована с ошибкой, в ней не хватало воды, из-за чего суда не успевали пройти ее за один период навигации. К 1718 г. система оказалась убыточной и обветшала.

Рисунок из книги Евгения Ступкина "Михайла Сердюков - Бароно Имегенов", 2021
Рисунок из книги Евгения Ступкина "Михайла Сердюков - Бароно Имегенов", 2021

Спас ситуацию Михаил Сердюков, которого называют первым русским гидротехником. Он, по приказу Петра I, серьезно перестроил систему, появились новые шлюзы, каналы, бейшлот для поддержания нужного уровня воды, и к 1722 г. система стала судоходной.

"Каналы" - это второе слово

Фрагмент из книги "Волга от Твери до Астрахани", 1862
Фрагмент из книги "Волга от Твери до Астрахани", 1862

На протяжении столетий, вплоть до конца XIX в., система исправно работала и модернизировалась. В итоге Вышневолоцкая водная система стала на то время крупнейшим гидротехническим сооружением в Европе и первым искусственным сооружением подобного типа в нашей стране. В 1770 г. Вышний Волочёк получил статус уездного города.

Серьезную конкуренцию хозяйственному значению водной системы оказало строительство железных дорог. После открытия Николаевской и Бологовско-Рыбинской железных дорог перевозка грузов по водной системе практически прекратилась. Несмотря на снижение значения водной системы, сам город стал железнодорожной станцией на Николаевской железной дороге. Снова - «дорога».

Изображения с сайта музея семьи Рябушинских
Изображения с сайта музея семьи Рябушинских

"Текстиль" - это третье слово

Наличие большого количества воды и хорошая транспортная доступность привлекли в город крупные промышленные предприятия текстильной промышленности. Два из трех крупнейших предприятий легкой промышленности в Волочке работают до сих пор – Вышневолоцкий ХБК (бывшая фабрика Рябушинских) и трикотажная фабрика Парижской Коммуны (бывшая фабрика Ермаковых). К сожалению, фабрика Авангард (бывшая Прохоровская мануфактура) перестала существовать, а мощное краснокирпичное здание фабрики было разрушено.

Фото разрушенного здания фабрики Авангард, источник "АиФ Тверь"
Фото разрушенного здания фабрики Авангард, источник "АиФ Тверь"

В 1958 г. через город прошла реконструированная автомобильная дорога с твердым покрытием М-10, соединяющая две столицы. Все эти события из истории города говорят нам о том, что Вышний Волочёк всегда был важным пунктом в опорном каркасе нашей страны.

Вышний Волочек на карте Тверской области (карта составлена студенткой геофака ТвГУ Анной Костюковой)
Вышний Волочек на карте Тверской области (карта составлена студенткой геофака ТвГУ Анной Костюковой)

P.S. Почему три слова? Во-первых, число "три" - это красиво. Во-вторых, иногда этого достаточно, чтобы понять "суть" города. В-третьих, больше слов - это уже формула места получается.