Много счастливых семей счастливы именно потому, что вовремя берут короткий передых от окружающих и уезжают на выходные в какую-нибудь глухомань, где, желательно, нет никакой связи с теперешним миром бесконечных сообщений/новостей/фейков/звонков. Такой расклад не по душе одинадцатилетней Роуз, она де фанат сериала Друзья и ей осталось досмотреть только одну, последнюю, серию десятого, последнего, сезона. Но когда семья приезжает в загородный дом, по съему за очень выгодную ренту, выясняется, что ни ТВ, ни интернета, и вообще любой другой связи с цивилизацией нет. За что боролись, как говорится. Тем удивительнее стало появление хозяев особняка, которых, якобы, спугнул блэк-аут в мегаполисе. С этого ночного визита начинается нарастающий кавардак.
Сэм Эсмейл более известен по сериалу Мистер Робот, где он и сценарист, и режиссёр, и шоуранер. В Роботе речь идёт о борьбе корпораций и хакеров глазами Рами Малека. Эсмейл и в Оставь мир позади продолжает крутить ту же смысловую пластинку, только теперь в полном метре. Очевидно, что режиссёра интересует тема высоких технологий, но в отличие от конъюнктуры этого года на всевозможные оттиски в плёнке историй развития Искусственного интеллекта, он и здесь выдвигает на первое место человеческий фактор, который, согласно триединому плану, способен разрушить государство США, посеить разруху и захватить там власть.
Оставь мир позади формально рассказывает банальную историю теории заговора, но в сущности новаторским языком визуального и смыслового трактования. Надо сказать, что качели жанровых серпантинов как будто за один шаг до входа в них останавливаются и меняют направление. Первая треть это нагнетание саспиенса, основная часть - тревога триллера, и заключительная - гротесковая сатирическая драма, когда, в общем, конкретному человеку начхать на окружающий его бедлам, лишь бы были печеньки, кола и все сезоны любимого сериала, который делает тебя счастливым.
Здесь два с лишним часа, по Гамбургскому счету публике морочат голову, заводят пружину страха и периодически ставя её на стоп. И развязка, подчёркнуто издевательская, не даёт ответов на вопрос - "а зачем надо было шуршать в темноте только для самого процесса шуршания?". На первый взгляд такая мысль будет возникать, причём справедливо. В действительности же мы имеем дело с отточеным жонглированием опасными бритвами, которые не представляют никакого ущерба, пока смотрящий не начнёт фантазировать об их возможностях. И за работой механизма, включающего зрительское воображение в таком направлении, презанимательно наблюдать.
Ассиметричные ракурсы камеры сильно прибавляют тревоги во время сеанса. Они геометрически правильные, но выставлены так, что приходится нагибать голову и такой дискомфорт принудительно втягивает в понимание состояния персонажей. Порой камера от общего плана проскальзывает в щель в крыше и опять создаёт панораму, только уже более значительную, нежели до этого. Иногда, пару раз, например в сцене найденных часов на оторванной руке или толчеи машин Тесла, кажется, что режиссёр не докрутил выказав постановочную близорукость. Но абсурдность таких эпизодов, их неестественность, вторит другим, которые параллельно взвинчивают уровень внимания и переживаемых чувств, каждая со стремительной прогрессией, и такая парадоксальная связь говорит о недюжем уме Сэма Эсмейла.
Это крепкое кино о начале пост-апокалипсиса, которое может прошмыгнуть мимо и остаться незамеченным. Такое случилось бы, не будь в главных актёрах Джулии Робертс, Махершаллы Али и Итана Хоука. Каждый из них на протяжении всего времени фильма работает так, словно всю жизнь представлял себе подобную роль. Что называется - добрались. И с учётом того, что пазл в данной картине собирается не просто и далеко не с первых минут, глядеть на это трио одно удовольствие.