Как "победить" сопротивление воздуха? Над этим вопросом стали думать после того как автомобили превратились из тележек на колесах в довольно скоростные средства передвижения. К тому же страсть человечества к гонкам росла как на дрожжах. И вот в 1923 году Этторе Бугатти решает "поиграть" с формами кузова и специально к Гран-при Франции проходившем в Туре 2 июля, делает оригинальный болид.
Бугатти построил один прототип и четыре "боевые" машины и присвоил им индекс Type 32. В качестве силового агрегата он использовал восьмицилиндровый рядный двигатель собственной конструкции объемом 1990 кубических сантиметров с тремя клапанами на цилиндр и мощностью в 90 лошадиных сил от модели Type 30. Эти машины в том же году впервые пересекли океан и приняли участие в гонках на "Старой кирпичнице" или Indy 500. Но, там машины ездили четко по одном кругу. А вот во Франции гонка проходила по дорогам общего пользования. И ее протяженность составляла почти 15 миль(24 километра). И поэтому Этторе решил утереть нос конкурентам создав нечто необычное.
На короткое шасси модели Type 13 он установил необычный кузов. И придал ему форму крыла самолета. Автомобиль получился довольно необычный и даже получил прозвище Tank поскольку своими очертаниями напоминал бронированную машину времен Первой мировой войны "Большой Вилли". Однако Бугатти не учел одного. Форма крыла самолета придает ему подъемную силу, а вот автомобилю помимо хорошей аэродинамики нужна еще сила прижимная. Легкая, короткая и узкая машина, ее вес составлял 650 килограммов, а ширина едва превышала один метр, на высокой скорости просто приподнимала "нос" и пыталась взлететь над дорожным полотном. О вменяемой управляемости и курсовой устойчивости речи быть просто не могло. Эрнест Фридрих, именно его машину вы видите на фотографии ниже, тем не менее смог вырвать у соперников третье место и даже развить скорость в 180 км/ч на прямой. Нужно заметить, что сам Этторе больше к подобным экспериментам не возвращался, а вот его сын, Жан Бугатти соорудил аналогичный по стилю автомобиль для Гран-при Франции 1936 года. Правда построил он его на шасси Type 57.
Интересный факт, но на том же Гран-при Франции 1923 года засветился еще один, не менее интересный автомобиль Voisin Type 6 Laboratoire. Габриэль Вуазен был авиатором и строил самолеты более 14 лет, но потом резко изменил пристрастия и занялся автомобилями. Машина подготовленная к соревнованиям была и прям инновационной. Будучи летчиком и знавший о аэродинамике много больше Бугатти Вуазен понял, что что если придать кузову вид крыла, то машина начнет приподнимать "нос". Тогда легкий кузов монокок, напомню на дворе 23-й год, получил довольно своеобразный вид. Передние колеса были не прикрыты панелями и расставлены довольно широко, относительно задних. Нос автомобиля уж очень походит на машины Королевы автоспорта Формулы 1 появившиеся много позднее. Именно эта форма передка должна была прижать болид к дороге. Вуазен продумал и фактически первым придумал так называемый "граунд эффект" когда разряженный воздух создает зону низкого давления и тем самым работает как присоска, не давая колесам отрываться от земли. При этом корма машины была выполнена в форме авиационного крыла и лишь усиливала прижимную силу. Привет современным инженерам из прошлого. К большому сожалению из четырех выставленных машин до финиша добралась лишь одна, да и то она увидела флаг последней и заняла 17 место.
Теперь посмотрите на фотографию. Под ячейками решетки расположенной в передней части скрывался пропеллер. Зачем Вуазен его туда поставил? Ответ просто - он приводил в действие водяной насос.
Еще одним постоянным участником гонок была компания Chenard-Walckers, созданная во Франции Эрнестом Ренаром и Генри Уолкером. Правда свой ииновационный автомобиль, так же получивший прозвище Танк они показали через два года, а именно на гонках в Ле-Мане 1925. Их болид оснащенный верхнеклапанным четырехцилиндровым мотором объемом 1095 кубов имел нагнетатель и мог разогнать машину до 172 км/ч. В том году в Ле-Манне машина под номером 50 заняла 10 место.
Все это интересно и здорово, но кто же на гонках Гран-при Франции 1923 года занял первые три места? Вопрос наталкивает на мысль, что лучшее иногда лучшее, враг хорошего. Ведь первое, второе и даже четвертое места разделили между собой пилоты выступавшие на совершено обычных с виду автомобилях марки Sunbeam.
А вот третье позицию тогда заняла марка Lorraine-Dietrich(нет Остап Бендер ездил не на такой машине). К сожалению найти фотографии 1923 года мне не удалось, но это машина выигравшая гонку в Ле-Манне в 1925 году.