Найти тему

Станция Крюково часть 2

Оглавление

Всем здравствуйте!

Станция Крюково наше время. Фото автора
Станция Крюково наше время. Фото автора

Продолжаю свой рассказ о станции Крюково, положившей основу нашего города.

Начало здесь 👇

Начало 20 века

Итак, за прошедшие пятьдесят лет посёлок Крюково сильно разросся, поглотив близлежащие деревни. В конце 19 начале 20 века вокруг станции активно начали строить дачи, кирпич для строительства которых делали из местной глины. До первой мировой войны в Крюково было построено четыре кирпичных завода и один стекольный, на котором делали посуду.

Вокруг станции начали появляться лесной склад, мануфактура, чайные и трактиры, винная лавка. С конца 19 века здесь работала аптека, почтовое отделение, сапожные мастерские и кузница. В 1908 году появилась начальная школа, а на следующий год открылась библиотека для общественного пользования.

Представить станцию Крюково на рубеже веков можно по словам жителя посёлка М.С. Белова:

«…два деревянных довольно просторных вокзала на московской и петербургской платформах. Против каждого вокзала были устроены круглые палисадники, огороженные низким заборчиком из белых столбов, соединенных железными трубами. Подъездные пути к вокзалам уложены булыжником, для лошадей были устроены коновязи из рельс. С двух сторон стояли колонки, вмонтированные в служебные здания для подачи воды на паровоз, имелся поворотный круг для паровозов, два багажных сарая. Освещались вокзалы, служебные помещения и стрелки керосиновыми лампами. На вокзале на московской стороне стоял иконостас, и каждую субботу проводились богослужения».

Вид с московской платформы станции Крюково 1890-1900 годы
Вид с московской платформы станции Крюково 1890-1900 годы

Через станцию Крюково проходили курьерские ночные поезда, которые были самыми быстрыми и проезжали из Петербурга в Москву примерно за 10 часов. Дневные поезда были намного медленнее, но они делали остановки на каждой станции и полустанке. Самый медленный из них проходил расстояние за 17 часов.

Ещё ходили дачные поезда. Летом их ходило 4-5, а зимой меньше. От Москвы до Крюково они добирались за 1.5 часа, а то и дольше.

Проход на перрон, но не в здание вокзала, был платным с царских времён вплоть до 1950-х годов. Чтобы пройти к поездам провожающим и встречающим нужно было купить «перронный» билет, который стоил копейки. Так было принято с клейнмихелевских времён.

Кроме пассажирских, через Крюково ходили и грузовые поезда. В то время все товары, отправленные по железной дороге опломбировались свинцовыми пломбами. Пломбы служили гарантией, что товар в пути не вскрывался. Использованные и выброшенные пломбы находят вдоль путей до сих пор и несколько из них хранятся в музее Зеленограда.

Пломбы Николаевской железной дороги 1900 г. Фото Зеленоградского музея.
Пломбы Николаевской железной дороги 1900 г. Фото Зеленоградского музея.

Война с Германией, начавшаяся в 1914 году, привела страну в упадок, который коснулся и железной дороги. Поезда ходили редко, многие ездили на крышах вагонов. Со станции Крюково в эти последние предреволюционные годы отправляли главным образом только дрова. Вечерами платформы освещались только перед приходом поезда тремя фонарями с керосиновыми лампами. И только в конце 1916 года выход с перрона и платформ стал освещаться керосиново-кометным фонарём.

Жизнь после революции

После революции в 1923 году Николаевская железная дорога была переименована в Октябрьскую. До 1938 года пристанционный посёлок был дачным, позже получил статус рабочего. Для большинства дачных поездов, ходивших из Москвы, станция Крюково была последней.

В Крюково было 230 дач, утопающих в зелени. В местный клуб приезжали выступать артисты московской эстрады, был летний кинотеатр, библиотека, продуктовые и хозяйственные магазины и рынок. Работали две столовые и закусочная. В посёлке была почта, телеграф и телефон. Так же имелась больница, аптека и амбулатория. Но сердцем посёлка оставалась станция.

Поезда в те годы шли строго по расписанию а прибывающим на станцию паровозам по-прежнему требовалось топливо и вода.

Главной железнодорожной примечательностью в Крюкове был поворотный рельсовый круг для паровозов — эдакая гигантская «карусель», поглазеть на которую бегали поселковые ребятишки. В отличие от современной тяги, паровоз всегда должен был тянуть состав трубой вперёд. Для этого на конечных станциях создавали поворотные круги.

Поворотный круг веерного депо с паровозами. Источник: Музейно-производственный комплекс паровозное депо на станции Подмосковная
Поворотный круг веерного депо с паровозами. Источник: Музейно-производственный комплекс паровозное депо на станции Подмосковная
«Он был идеально круглой формы, размером примерно в полтора-два раза длиннее паровоза, с двумя длинными и толстыми симметрично расположенными шестами-оглоблями, — вспоминает крюковчанка Мария Сидельникова-Дементьева. — Посредине этого круга — рельсы, по которым на круг въезжал паровоз, очень медленно и тихо. Двое рабочих, взявшись за шесты, медленно разворачивали (по рельсам под кругом) паровоз на 180°, закрепляли рельсы круга соответственно запасному пути к нему, и паровоз медленно, на небольшой скорости, уезжал. А потом через железнодорожные стрелки он задним ходом подъезжал к вагонам состава. Последний вагон из Москвы становился первым, когда состав отправлялся в Москву».

Эта «карусель для паровозов» прослужила в Крюково до 1948 года, когда паровозы заменили электровозами.

О военной и послевоенной истории станции Крюково я расскажу в следующей статье.

Продолжение следует…