Найти в Дзене

Станция Крюково

Оглавление
Станция в наше время. Фото автора
Станция в наше время. Фото автора

Всем здравствуйте!

Дачный сезон завершился, и я решила продолжить рассказывать о своём городе, в котором родилась, выросла и продолжаю жить до сих пор.

Другие мои статьи о городе можно прочитать здесь 👇

Сегодня хочу начать историю о знаковом месте - станции Крюково, вокруг которой со временем и появился мой город.

172 года назад 1(13) ноября 1851 года было официально открыто железнодорожное сообщение между Санкт-Петербургом и Москвой, и станция Крюково была одной из остановок на этом пути.

Начало строительства

На самом деле, железную дорогу могли вообще не построить, если бы на этом не настоял Николай I, который в отличии от своих министров имел инженерное образование.

Министры Николая I считали, что строительство железной дороги дело заведомо провальное. Сетовали на нехватку денег и неподходящий климат. На заседании Комитета министров 13 января 1842 года сановники решили, что строить железную дорогу между столицами не стоит. О том, чем оно кончилось, рассказал в 1914 году «Иллюстрированный путеводитель по Николаевской ж.д.»:

«Император Николай Павлович, дав полную возможность излиться всем мнениям до конца и недовольный на большинство в Комитете Министров за отрицательные результаты (…) изволил объявить решительным тоном Высочайшую волю свою, что он признает „сооружение железной дороги между столицами вполне возможным и полезным, что к исполнению сего должно быть немедленно приступлено“».

Строить дорогу начали в мае 1843 года и на её строительстве, как водится, не нажился только ленивый. Стоимость одних только шпал завышалось примерно в пять раз, а ведь железная дорога — это не только шпалы. В итоге начальная смета в 43 миллиона рублей была значительно превышена. Строительство обошлось казне в 67 миллионов рублей.

На линии Санкт-Петербург – Москва было построено 34 станции четырёх классов, которые располагались на таком расстоянии друг от друга, которое мог проехать поезд без дозаправки водой. Поэтому на каждой остановке были водонапорные сооружения.

Станция Крюково относилась к третьему классу. На таких станциях кроме вокзала строили два здания друг против друга по обеим сторонам от путей. В одном из этих зданий находились ёмкости с водой для заправки поездов, а в другом сарай с резервным паровозом и при нём тёплое помещение для дежурной прислуги.

Станция Крюково 1913 г. Фото из архива музея Зеленограда
Станция Крюково 1913 г. Фото из архива музея Зеленограда

Все здания на железной дороге — столичные вокзалы, станции и линейно-путевые сооружения — являли собой единый архитектурный ансамбль длиной 651 км, созданный выдающимися архитекторами Константином Тоном и Рудольфом Желязевичем.

8 сентября 1855 года, после смерти Николая I, Петербургско-Московская железная дорога стала называться в его честь Николаевской.

Изменение жизни местных жителей

Николаевская «чугунка» и станция Крюково сильно изменили жизнь местных жителей. Вокруг станции стал расти посёлок железнодорожников. Здесь селились стрелочники, грузчики, путевые обходчики, кондукторы и многие другие из обслуживающих работу железной дороги.

Была построена гостиница, появилась хлебопекарня, лавка и трактир. Поближе к железной дороге переселялись крестьяне из окрестных деревень, а местные жители приходили к станции, чтобы продать свой товар. Женщины продавали рукоделие, а дети грибы, ягоды и свежую рыбу.

Топографическая карта 1852 г.
Топографическая карта 1852 г.

Возле станции ожидали пассажиров тройки лошадей. До станции ходил дачный поезд из Москвы, многие его пассажиры ехали в Воскресенск (Истра) или совершали паломничество в Ново-Иерусалимский монастырь. До 1901 года прямого пути по «чугунке» до Воскресенска не было, а от Крюково туда шла почтовая дорога.

О Ново-Иерусалимском монастыре можно прочитать ниже.

По этой дороге в 1858 году отправилось в Воскресенский монастырь семейство Александра II. Тем же путём из Москвы в Воскресенск, через Крюково регулярно ездил Антон Павлович Чехов, у которого была практика в Чикинской земской больнице. А позже, Чеховы снимали дачу под Воскресенском. В июне 1884 года Чехов писал своему издателю Лейкину:

«Если будете Вы в Москве, то почему бы Вам не завернуть в Новый Иерусалим? Это так близко… Со станции Крюкове на двухрублёвом ямщике 21 верста — 2 часа езды…»

Первый советский путеводитель «Вокруг Москвы», изданный в 1930 году, описал этот путь.

От станции Крюково дорога шла через деревню Андреевка, а оттуда в усадьбу Голубово (нынешнее Голубое). От Голубова — к Пятницкому тракту, по нему через версту проезжали деревню Еремеево, а оттуда через Алексино и Кашино путь вёл к Воскресенску.

На этом пока закончу своё повествование, чтобы не утомлять читателей большим количеством букв. О том, как развивалась станция Крюково и её окрестности в начале 20 века расскажу в следующей статье.

Продолжение следует...

Всем хорошего настроения и удачной рабочей недели!