Что такое проектная деятельность? Как она организовывается? И в чем ее цели и задачи в современном школьном историческом образовании – обсудим эти и другие вопросы в данной публикации.
Проектная деятельность
Учебный проект — это особый вид интеллектуальной деятельности учащихся, а также результат этой деятельности, отличительными особенностями которых являются:
- постановка проблемы на основе анализа учебной (научной, социокультурной) ситуации и темы проекта;
- самостоятельный поиск необходимой информации, определение круга источников, необходимых для работы над проектом;
- анализ, обработка и преобразование собранных источников в соответствии с задачами и этапами проектной деятельности, ориентированными на решение проблемы;
- творческое преобразование результатов проектной деятельности в материализованный, заранее определенный вид продукта (реферат, плакат, веб-сайт и т. п.);
- презентация и защита проекта.
Основные цели и задачи проектной деятельности
- Совместный поиск обучающихся и учителей новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при создании своего авторского интеллектуального продукта, востребованного сообществом;
- Формирование универсальных учебных действий, воспитание активного ответственного гражданина и творческого созидателя;
- Переход от традиционных образовательных форм к сотрудничеству, партнерству учителя и обучающегося;
- Создание творческого школьного коллектива, занятого общим делом;
- Повышение интереса к учебному предмету «История».
Этапы организации проектной деятельности
- На основе темы и других данных в условии задания школьники должны определиться с проблемой своей проектной деятельности, т. е. с неким противоречием между тем, что им известно об объекте проектирования в данное время, и тем, что требуется узнать — осмыслить — понять.
- Определить круг источников, виды информации и места ее возможного нахождения, которые будут необходимы для выполнения проектного задания. Если над проектом работает группа школьников, целесообразно распределить поручения: кто собирает материал в местных музеях, кто работает в архивах, кто берет интервью и т. п.
- Разработать план работы.
- Части проектного задания готовятся в микрогруппах или индивидуально, а потом обсуждаются и собираются на основе концепции и макета проекта как материализованного продукта общей интеллектуальной деятельности.
- Разработка сценария презентации проекта, выбор его формы (урок творческих проектов, урок-презентация, пресс-конференция, круглый стол, студия актуальных проблем, исторический вечер и т. п.).
- Презентация и защита проекта.
Выводы
- Проект и проектная деятельность — это наиболее эффективные педагогические способы реализации требований ФГОС ООО к личностным и метапредметным результатам общего образования, а следовательно, и индивидуализации образовательного процесса (Федеральный закон «Об образовании»);
- Умения, которые формируются в процессе проектной деятельности учащихся, соотносятся со всем спектром «умений учиться»; познавательный, регулятивный, коммуникативный и личностный блоки · универсальных учебных действий в разной степени востребованы на отдельных этапах работы над учебным проектом;
- Качества, способности и компетентности, отнесенные к личностным результатам общего образования, в отличие от метапредметных умений, оттачиваются не поэтапно, а в целостном образовательном процессе.
Возможные темы проектной деятельности по предмету «История»
1. Почему Россию называли третьим Римом?
2. Военные судьбы популярных советских актеров.
3. РЖД – от истоков к перспективам.
4. Пётр I – царь-реформатор: цена преобразований.
5. Снесенные монастыри Московского Кремля. Нужно ли потомкам их восстановление?
6. Были и легенды Русско-японской войны
7. Конец СССР: распад или крушение.
8. Менталитет русского народа: откуда что пошло и к чему ведет?
9. Роль музея в человеческой цивилизации
10. Князь Андрей Курбский-предатель или борец с тираном?