Найти в Дзене

Проекты по истории как способ познания прошлого

Оглавление

Что такое проектная деятельность? Как она организовывается? И в чем ее цели и задачи в современном школьном историческом образовании – обсудим эти и другие вопросы в данной публикации.

Image by Unsplash
Image by Unsplash

Проектная деятельность

Учебный проект — это особый вид интеллектуальной деятельности учащихся, а также результат этой деятельности, отличительными особенностями которых являются:

  • постановка проблемы на основе анализа учебной (научной, социокультурной) ситуации и темы проекта;
  • самостоятельный поиск необходимой информации, определение круга источников, необходимых для работы над проектом;
  • анализ, обработка и преобразование собранных источников в соответствии с задачами и этапами проектной деятельности, ориентированными на решение проблемы;
  • творческое преобразование результатов проектной деятельности в материализованный, заранее определенный вид продукта (реферат, плакат, веб-сайт и т. п.);
  • презентация и защита проекта.

Основные цели и задачи проектной деятельности

  1. Совместный поиск обучающихся и учителей новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при создании своего авторского интеллектуального продукта, востребованного сообществом;
  2. Формирование универсальных учебных действий, воспитание активного ответственного гражданина и творческого созидателя;
  3. Переход от традиционных образовательных форм к сотрудничеству, партнерству учителя и обучающегося;
  4. Создание творческого школьного коллектива, занятого общим делом;
  5. Повышение интереса к учебному предмету «История».

Этапы организации проектной деятельности

  1. На основе темы и других данных в условии задания школьники должны определиться с проблемой своей проектной деятельности, т. е. с неким противоречием между тем, что им известно об объекте проектирования в данное время, и тем, что требуется узнать — осмыслить — понять.
  2. Определить круг источников, виды информации и места ее возможного нахождения, которые будут необходимы для выполнения проектного задания. Если над проектом работает группа школьников, целесообразно распределить поручения: кто собирает материал в местных музеях, кто работает в архивах, кто берет интервью и т. п.
  3. Разработать план работы.
  4. Части проектного задания готовятся в микрогруппах или индивидуально, а потом обсуждаются и собираются на основе концепции и макета проекта как материализованного продукта общей интеллектуальной деятельности.
  5. Разработка сценария презентации проекта, выбор его формы (урок творческих проектов, урок-презентация, пресс-конференция, круглый стол, студия актуальных проблем, исторический вечер и т. п.).
  6. Презентация и защита проекта.

Выводы

  • Проект и проектная деятельность — это наиболее эффективные педагогические способы реализации требований ФГОС ООО к личностным и метапредметным результатам общего образования, а следовательно, и индивидуализации образовательного процесса (Федеральный закон «Об образовании»);
  • Умения, которые формируются в процессе проектной деятельности учащихся, соотносятся со всем спектром «умений учиться»; познавательный, регулятивный, коммуникативный и личностный блоки · универсальных учебных действий в разной степени востребованы на отдельных этапах работы над учебным проектом;
  • Качества, способности и компетентности, отнесенные к личностным результатам общего образования, в отличие от метапредметных умений, оттачиваются не поэтапно, а в целостном образовательном процессе.

Возможные темы проектной деятельности по предмету «История»

1. Почему Россию называли третьим Римом?
2. Военные судьбы популярных советских актеров.
3. РЖД – от истоков к перспективам.
4. Пётр I – царь-реформатор: цена преобразований.
5. Снесенные монастыри Московского Кремля. Нужно ли потомкам их восстановление?
6. Были и легенды Русско-японской войны
7. Конец СССР: распад или крушение.
8. Менталитет русского народа: откуда что пошло и к чему ведет?
9. Роль музея в человеческой цивилизации
10. Князь Андрей Курбский-предатель или борец с тираном?

Автор статьи:

-2