Сколько раз вы видели кликбейтный заголовок " Топ 10 лучших фильмов ужасов" или " Лучшие фильмы ужасов 2023 года". Подозреваю, часто. Большинство таких топов не имеет чётких критериев составления, которые доказали бы их объективность. Моя задача - найти формулу идеального фильма ужасов, который понравился бы даже тем, кто не любит фильмы ужасов.
1. Вводная часть закидывает крючок.
Лучше сразу заинтриговать зрителя. Для этого в первые минуты фильм должен привлечь внимание каким-то событием или действием главной угрозы фильма. Именно это в дальнейшем ждёт главного героя. Хорошо, когда вводная часть закинет крючок на основной сюжет, как в фильме "Зеркала ", где происходит мистическая смерть охранника супермаркета, место которого займёт в будущем главный герой.
Этот подход выглядит интереснее, чем стандартное знакомство с персонажами в первые полчаса картины. В фильмах ужасов обычно однотипные герои, поэтому знакомство с ними часто хочется промотать. Сценаристы не стремятся прописать интересную историю героям, они просто показывают их обыденную жизнь, но беда в том, что это не создаёт нам уникального опыта. В фильме "Проклятие психиатрической больницы " режиссёр тратят первые полчаса фильма на общение и купание в озере, а не раскрытие героев. Вопрос: зачем эта часть фильму ужасов?
2. Фильм пугает атмосферой и историей, а не скримерами и резкими звуками.
Мне нравятся скримеры, но они должны быть инструментом фильма ужасов, используемым вовремя. Проблема современных режиссёров: они строят атмосферу вокруг скримеров, а не пытаются создать ощущение тревоги и дискомфорта в ходе повествования. Фильм ужасов, как и любой хороший фильм, обязан строится на конфликте ценностей и противопоставление характеров. Скримеры и монстры позволяют поддерживать требуемую атмосферу, выступая перед героем препятствием для преодоления. Так в фильме "Другие" 2001 все мистические события служат для раскрытия внутренней драмы главной героини. При этом в фильме создана пугающая атмосфера тревоги, благодаря которой история интересна, а зрителю интересно за ней наблюдать.
3. Главный герой имеет внятную историю и изображает определенную ценность.
Это следует из предыдущего пункта. В любом фильме должен быть главный герой. Он - это наш проводник в данный мир. Главному герою необходима мотивация для борьбы со злом, а также черты характера, которые создают ему уникальные модели поведения. Каждый герой цельная личность, в каждой конкретной ситуации он будет вести себя разным образом. Именно этот путь героя и транслирует хоррор. Например, в фильме "Синистр" имеет мотивацию прославиться для чего он расследует мистические убийства.
4. Избежать клише жанра в поведении героя.
И вновь из прошлого пункта выходит одна из главных проблем современного фильма ужасов - слишком много клише. Клише - это повторяющиеся события из фильма в фильм. Это штампы идут в угоду эпичности, но нарушают здравый смысл и логику вещей. Это классические клише: давайте разделимся, трудное детство, пропадающая мобильная связь, отсутствие полиции на месте и т.д. Про них можно написать отдельную статью, но здесь можно ограничиться тем, что зрители уже знают их наизусть и смеются с них.
5 Главный злодей или монстр не несут скуку и безразличие.
Любому главному герою нужен антагонист. В фильмах ими могут быть как люди, так и монстры, а иногда даже сверхъестественные и природные силы. Хороший злодей имеет яркий визуальный образ ( Клоун Арт, Джеймсон Вурхис, Крик), обладает харизмой ( ГАННИБАЛ ЛЕКТОР, Чаки) и наделен противоположной ценностью относительно героя (Пила, Коллекционер). Через борьбу с ним герой преодолевает страх и меняются к концу фильма. Если победят зло, конечно. Хороший пример : фильм "Оно". Для того чтоб победить клоуна Пеннивайза дети должны справиться с собственными кошмарами.
6. В фильме чередуются периоды спокойствия и периоды напряжения.
Фильм ужасов один из тех жанров, где невероятно важно играть с эмоциями зрителей. Такого эффекта можно достигнуть через эмоциональный контраст в ходе повествования или с помощью технических решений. Второй приём как раз основан на использовании резких звуков, неожиданных моментов и работой с камерой. Первый путь предполагает создать в фильме саспенс ( то есть эмоциональное напряжение через атмосферу).
Саспенс создаётся путем последовательности событий, раскрывающих героя и двигающих сюжет, но при этом действия меняется между положительным и негативным полюсами. В фильмах не должно быть пустых сцен, которые ничего не дают повествованию, но создают хронометраж. Каждая сцена несёт свой смысл и эмоции. Каждая сцена приводит не только к переменам эмоций героя, но и к нашими переживаниями за его судьбу. Хороший пример оправданного эмоционального контраста представлен в фильме "Коллекционер".
7. Конец вызывает вопросы.
Теперь у фильма есть завязка с крючком, атмосферная история, герой с внятной мотивацией и системой ценностей, запоминающийся злодей с противоположной ценностью, также мы убрали нелогичные клише и создали эмоциональный контраст. А что насчёт финала? Финал должен быть логичным и закончить историю героев - да, но должен ли он поставить точку фильма? На мой взгляд, нет. Хочется, чтоб финал вызвал чувство недосказанности, оставил желание в дальнейшем вернуться к киноленте или изучить отзывы и дополнительную информацию о фильме. Фильм не должен заканчиваться титрами, он должен вызвать желание обдумать его, отставить отзыв и зайти на кинофорум.
Р.С. А каким должен быть идеальный фильм ужасов для вас?