Найти тему
Любитель скримеров

Каким должен быть идеальный фильм ужасов?

Сколько раз вы видели кликбейтный заголовок " Топ 10 лучших фильмов ужасов" или " Лучшие фильмы ужасов 2023 года". Подозреваю, часто. Большинство таких топов не имеет чётких критериев составления, которые доказали бы их объективность. Моя задача - найти формулу идеального фильма ужасов, который понравился бы даже тем, кто не любит фильмы ужасов.

Мир фильмов ужасов.
Мир фильмов ужасов.

1. Вводная часть закидывает крючок.

Лучше сразу заинтриговать зрителя. Для этого в первые минуты фильм должен привлечь внимание каким-то событием или действием главной угрозы фильма. Именно это в дальнейшем ждёт главного героя. Хорошо, когда вводная часть закинет крючок на основной сюжет, как в фильме "Зеркала ", где происходит мистическая смерть охранника супермаркета, место которого займёт в будущем главный герой.

Завязка фильма "Зеркала"
Завязка фильма "Зеркала"

Этот подход выглядит интереснее, чем стандартное знакомство с персонажами в первые полчаса картины. В фильмах ужасов обычно однотипные герои, поэтому знакомство с ними часто хочется промотать. Сценаристы не стремятся прописать интересную историю героям, они просто показывают их обыденную жизнь, но беда в том, что это не создаёт нам уникального опыта. В фильме "Проклятие психиатрической больницы " режиссёр тратят первые полчаса фильма на общение и купание в озере, а не раскрытие героев. Вопрос: зачем эта часть фильму ужасов?

2.  Фильм пугает атмосферой и историей, а не скримерами и резкими звуками.

Мне нравятся скримеры, но они должны быть инструментом фильма ужасов, используемым вовремя. Проблема современных режиссёров: они строят атмосферу вокруг скримеров, а не пытаются создать ощущение тревоги и дискомфорта в ходе повествования. Фильм ужасов, как и любой хороший фильм, обязан строится на конфликте ценностей и противопоставление характеров. Скримеры и монстры позволяют поддерживать требуемую атмосферу, выступая перед героем препятствием для преодоления. Так в фильме "Другие" 2001 все мистические события служат для раскрытия внутренней драмы главной героини. При этом в фильме создана пугающая атмосфера тревоги, благодаря которой история интересна, а зрителю интересно за ней наблюдать.

"Другие".
"Другие".

3. Главный герой имеет внятную историю и изображает определенную ценность.

Это следует из предыдущего пункта. В любом фильме должен быть главный герой. Он - это наш проводник в данный мир. Главному герою необходима мотивация для борьбы со злом, а также черты характера, которые создают ему уникальные модели поведения. Каждый герой цельная личность, в каждой конкретной ситуации он будет вести себя разным образом. Именно этот путь героя и транслирует хоррор. Например, в фильме "Синистр" имеет мотивацию прославиться для чего он расследует мистические убийства.

Мотивация героя из фильма "Синистр"
Мотивация героя из фильма "Синистр"

4. Избежать клише жанра в поведении героя.

И вновь из прошлого пункта выходит одна из главных проблем современного фильма ужасов - слишком много клише. Клише - это повторяющиеся события из фильма в фильм. Это штампы идут в угоду эпичности, но нарушают здравый смысл и логику вещей. Это классические клише: давайте разделимся, трудное детство, пропадающая мобильная связь, отсутствие полиции на месте и т.д. Про них можно написать отдельную статью, но здесь можно ограничиться тем, что зрители уже знают их наизусть и смеются с них.

Клише фильмов ужасов.
Клише фильмов ужасов.

5 Главный злодей или монстр не несут скуку и безразличие.

Любому главному герою нужен антагонист. В фильмах ими могут быть как люди, так и монстры, а иногда даже сверхъестественные и природные силы. Хороший злодей имеет яркий визуальный образ ( Клоун Арт,  Джеймсон Вурхис, Крик), обладает харизмой ( ГАННИБАЛ ЛЕКТОР, Чаки)  и наделен противоположной ценностью относительно героя (Пила, Коллекционер). Через борьбу с ним герой преодолевает страх и меняются к концу фильма. Если победят зло, конечно. Хороший пример : фильм "Оно". Для того чтоб победить клоуна Пеннивайза дети должны справиться с собственными кошмарами.

Образ клоуна Арта.
Образ клоуна Арта.

6. В фильме чередуются периоды спокойствия и периоды напряжения.

Фильм ужасов один из тех жанров, где невероятно важно играть с эмоциями зрителей. Такого эффекта можно достигнуть через эмоциональный контраст в ходе повествования или с помощью технических решений. Второй приём как раз основан на использовании резких звуков, неожиданных моментов и работой с камерой. Первый путь предполагает создать  в фильме саспенс ( то есть эмоциональное напряжение через атмосферу).

Саспенс создаётся путем последовательности событий, раскрывающих героя и двигающих сюжет, но при этом действия меняется между положительным и негативным полюсами. В фильмах не должно быть пустых сцен, которые ничего не дают повествованию, но создают хронометраж. Каждая сцена несёт свой смысл и эмоции. Каждая сцена приводит не только к переменам эмоций героя, но и к нашими переживаниями за его судьбу. Хороший пример оправданного эмоционального контраста представлен в фильме "Коллекционер".

"Коллекционер"
"Коллекционер"

7. Конец вызывает вопросы.

Теперь у фильма есть завязка с крючком, атмосферная история, герой с внятной мотивацией и системой ценностей, запоминающийся злодей с противоположной ценностью, также мы убрали нелогичные клише и создали эмоциональный контраст. А что насчёт финала? Финал должен быть логичным и закончить историю героев - да, но должен ли он поставить точку фильма? На мой взгляд, нет. Хочется, чтоб финал вызвал чувство недосказанности,  оставил желание в дальнейшем вернуться к киноленте или изучить отзывы и дополнительную информацию о фильме. Фильм не должен заканчиваться титрами, он должен вызвать желание обдумать его, отставить отзыв и зайти на кинофорум.

Р.С. А каким должен быть идеальный фильм ужасов для вас?