Мордашка. СССР, 1990. Режиссер Андрей Разумовский. Сценарист Александр Буравский. Актеры: Дмитрий Харатьян, Мария Зубарева, Марина Зудина, Татьяна Муха, Лариса Полякова, Лия Ахеджакова, Леонид Куравлёв, Галина Польских и др.
Режиссер Андрей Разумовский (1948–2013) поставил восемь полнометражных игровых фильмов, из которых наиболее известна фривольно–перестроечная «Мордашка».
Представитель студии «Фора-фильм» как-то обмолвился, что его комедию «Мордашка» лучше было бы назвать «Интермальчик».
Увы, «мальчик», в отличие от «девочки», не так сильно полюбился публике. Возможно, сработал стереотип зрительского восприятия. Юным поклонницам романтичного «гардемарина» не по душе пришелся новый экранный имидж Дмитрия Харатьяна, сыгравшего в «Мордашке» смазливого и хамоватого ловеласа.
Вот если бы «Мордашка» состоялась по крупному счету комедии нравов. Талант, как и известно, и банальный сюжет может превратить в яркое зрелище. Примеров тому за кордоном нет числа. Но «Мордашка», на мой взгляд, ярким зрелищем не стала…
Массовая аудитория отнеслась к «Мордашке» довольно тепло (не будем забывать, что Дмитрий Харатьян после «Гардемаринов…» был тогда на пике славы!), а вот кинокритики наперебой отпускали ироничные реплики.
Киновед Александр Федоров
К примеру, кинокритик Наталья Ртищева писала о «Мордашке» так: «Это я перед коллегами маскируюсь, кривлю критические губы, ерзаю в кресле, мол, не блеск фильмец–то. А сама – торчу–у! Аж пенсне раскалилось. Простите, у меня очки. … Трепетный мальчик – символ мужчины в СССР. «Торчок» для десятиклассниц и девиц до пятидесяти. Так что Андрей Разумовский и «Фора–фильм» попали прямо в «десятку» – смазливая мордашка берет города в постели» (Ртищева, 1990: 8).
Значительной части зрителей «Мордашка» нравится и сегодня:
«Замечательный фильм! Я бы определила жанр как трагикомедия. Гена вызывает улыбку, а вот его супруга – иллюстрация того, как вредно оберегать детей от обычной жизни с печалями и неурядицами. Такие вот хорошие девочки из профессорских семей очень часто становятся жертвами и очень болезненно это переносят» (Юзефа).
«Считаю, что фильм очень жизненный и все герои узнаваемы. Потрясающе, как всегда, играет профессорскую дочку Марина Зубарева. Безумно жаль эту молодую, красивую и талантливую актрису. Впрочем, все актеры замечательно создали свои образы. У меня после просмотра этого фильма почему–то сразу возникла параллель с "Милым другом" Мопассана. Гена, герой Харатьяна, этакий Жорж Дюруа на современный манер. Удивительно, что на это сходство мало кто обратил внимание. Такой же циничный коллекционер женских сердец и любитель устроить за счет них свою жизнь» (В. Никитенко).
«Я очень люблю это фильм. Он гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. У Юли ярко выраженный конфликт души и тела. Трагедия настоящая. Имеется потребность активной половой жизни, невзирая на то, что понимает прекрасно, чего стоит Гена. … Мне нравится этот черный юмор. … Для меня этот фильм не развлекательный, а очень серьезный и умный. Ведь речь идет о конфликте души и тела главной героини. Она все понимает умом, понимает, что Гена звезд с неба не хватает, но в физическом отношении он для нее мужчина, через которого она восходит к богу. Она ничего не может с собой поделать, да и не хочет. Она создана женщиной, наделенной неуемной сексуальной жаждой, что же с этим можно поделать. И вот так случилось, что именно этот ничтожный альфонс завладел ее душой и телом. Это же необъяснимые законы любви и жизни. Именно эти темы вечны в кино и литературе» (М. Джиганская).
Киновед Александр Федоров
Частный детектив, или Операция «Кооперация». СССР, 1990. Режиссер Леонид Гайдай. Сценаристы: Леонид Гайдай, Аркадий Инин, Юрий Волович. Актеры: Дмитрий Харатьян, Ирина Феофанова, Спартак Мишулин, Роман Мадянов, Михаил Светин, Александр Белявский, Михаил Кокшенов, Леонид Куравлёв, Нина Гребешкова, Евгений Жариков и др.
Режиссёр Леонид Гайдай (1923–1993) поставил 17 игровых полнометражных фильмов, большинство из которых ("Бриллиантовая рука", "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика", "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "Иван Васильевич меняет профессию", "Спортлото–82", "Не может быть!", "Двенадцать стульев", "За спичками", "Совершенно серьёзно" (альманах, режиссеры других новелл – Э. Рязанов, Н. Трахтенберг, Э. Змойро, В. Семаков), "Деловые люди", "Опасно для жизни!") вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
«Частный детектив, или Операция «Кооперация» – последняя комедия Леонида Гайдая, снятая вышедшая на экран в СССР. В постсоветские времена режиссер успел поставить только один фильм…
Фильм «Частный детектив, или Операция «Кооперация» оказался в советском прокате в ноябре 1990–го, когда по ряду причин резко упала посещаемость кинотеатров…
Кстати, даже при полном развале постсоветского кинопроката в 1990–х комедия Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон–Бич опять идут дожди», оказавшись на экранах в 1993 году, стала лидером среди всех российских фильмов и сумела собрать в кинозалах рекордное для тех времен число зрителей…
Киноведы Анатолий Волков и Наталья Милосердова писали о комедии «Частный детектив, или Операция «Кооперация» так: «Перестройка подбросила новые темы, и Гайдай одним из первых пытался осмыслить новую реальность в остросатирической форме… Он даже находит нового героя, точнее – делает своеобразное, тоже эксцентрическое заимствование. Володя Патрикеев из «Зеленого фургона», … немного повзрослевший и возмужавший, волшебством Гайдая перемещается из постреволюционной России в перестроечную… Новая реальность дает неиссякаемые возможности для пародии, перелицовывания мифов, цитирования и автоцитирования, а кроме того, отменяет все запреты. Такое ощущение, что авторы захлебываются материалом… Но при всем этом безусловная заслуга Гайдая в том, что он создает новые образцы «коллективного антидепрессанта» (критик С. Добротворский) во времена, к смеху вовсе не располагающие» (Волков, Милосердова, 2010: 112).
Мнения об этой гайдаевской комедии у зрителей XXI века порой полярны:
«Фильм отличный, как и все у Гайдая. Единственное, пожалуй, только то, что музыкальная тема, на мой взгляд, оказалась слабой. Почти во всех фильмах Гайдая звучали замечательные песни и музыка, которые запоминались, а порой даже становились хитами своего времени. Здесь же с музыкой вышел прокол. Была пара песен, но они не запомнилось» (Владимир).
«Эта комедия – из лучших у режиссера. Многие из "старшего поколения" не понимают и не любят эту ленту, считая её одной из перестроечно–чернушных, но это не так. Фильм как раз очень едко высмеивают все негативные стороны "переменного" и "допеременного" жития!» (Аит).
«Не фильм, а бред сивой кобылы. Как можно такое ... снять. Гайдай, правда, никогда особой тонкостью юмора не отличался, но до такой степени» (Хармолайнен).
«Заметил странную закономерность: со временем мне этот фильм нравится всё меньше и меньше. Увидев его впервые (вскоре после выхода) я был в восторге от интересного сюжета и живого юмора, но продолжалось это недолго. Кинокартина не выдержала испытания временем. И вовсе не из–за того, что большинство шуток там было уместно для своего времени. Напротив, они там весьма универсальны и некоторые актуальны и сегодня. Просто всё стало казаться каким–то фальшивым, натянутым и не естественным. Конечно, это субъективно, но и Харатьяна я никогда не считал талантливым актёром. Он справляется далеко не со всеми ролями. В данном фильме он явно переигрывает. Его "ужимки и прыжки" завлекают лишь изначально, а потом попросту начинают раздражать. … Так что скорее это фильм–однодневка, чем классическая комедия» (Михаил).
Киновед Александр Федоров