Найти тему
Ключ к детям

Как узнать, есть ли у ребёнка сенсорные или эмоциональные проблемы

  • «У нас происходит ежедневная борьба за то, чтобы заставить моего сына почистить зубы».
  • «Моя дочь ведёт себя странно, когда мы идём в многолюдное место».
  • «Мой ребёнок слишком гневно играет с другими детьми и, кажется, не может выбраться из своего личного пространства».
  • «Мы тратим огромное количество времени, пытаясь найти одежду, которую мой ребёнок готов носить, потому что ему ничего не нравится».

Что-нибудь из этого звучит знакомо вам? Об этом говорят многие семьи на консультациях, потому что это действительно может помешать жизни ребёнка и всей семьи. Но как вы можете узнать, вызвано ли поведение вашего ребёнка эмоциональной борьбой, такой как тревога, или сенсорными неурядицами?

Фото ребёнка
Фото ребёнка

В этом посте я расскажу о распространённых признаках трудностей сенсорной обработки, которые могут проявляться как поведенческие или эмоциональные проблемы.

Сенсорная обработка

Она описывает то, как наш мозг и нервная система справляются с информацией, которую мы получаем через наши чувства. Мы воспринимаем сенсорную информацию в течение всего дня глазами, ушами, носами, ртом и руками, и специальное рецепторы передают эту информацию в мозг, который интерпретирует её и решает, насколько она важна.

Для некоторых людей этот процесс не так прост. Они могут быть легко перегружены подобной информацией, которую они получают, что называется гиперчувствительностью. Они могут жаждать больше сенсорной информации и не получать достаточно, что называется гипочувствительностью. Или им может быть трудно организовать информацию из разных чувств и сохранить её синхронизацию, процесс, называемый сенсорной интеграцией. Подобные трудности затрагивают от 5 до 15% детей.

Как сенсорная обработка влияет на детей?

Сенсорная обработка может повлиять на любые из 5 чувств, с которыми мы все знакомы - зрение, слух, звук, вкус и обоняние, но это также может повлиять на 3 дополнительных чувства, о которых вы, возможно, не знали раньше:

1) Чувство того, где находится наше тело в пространстве, и что делает наше тело.
2) Чувство равновесия и движения, которое контролируется внутренним ухом.
3) Наше осознание ощущений внутри нашего тела, таких как сердцебиение и голод.

Когда сенсорная гиперчувствительность выглядит как эмоциональная проблема

  • Дети чрезвычайно придираются к еде;
  • Бурная реакция на что-либо приходит из ниоткуда, но в основном в громких местах;
  • Дети убегают от людей, которые могут предоставлять для них дискомфорт;
  • Дети могут быть очень чувствительными к посадке и текстуре одежды, например, отказываться носить что-либо с этикеткой или чем-либо, что кажется неправильным по их мнению;
  • Дети отказываются чистить зубы или расчёсывать волосы, а также избегают других действий, связанных со стрижкой;
  • Дети не наслаждаются объятиями или прикосновениями, особенно когда это происходит неожиданно;
  • Детям некомфортно на качелях и на горке, а также там, где требуется активное движение.

Когда сенсорная гипочувствительность выглядит как поведенческие проблемы

  • Дети говорят слишком громко или жаждут громкой музыки;
  • Дети не дают людям достаточно личного пространства;
  • Казалось бы, дети пребывают в постоянном движении, с трудом сидя на месте;
  • Дети будто бы не осознают собственной силы при активностях с другими;
  • Дети чрезмерно прикасаются к другим людям, даже если это не является социально уместным;
  • Дети часто жуют какие-либо предметы или кусают ногти.