Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Майские звезды" (СССР–ЧССР, 1959) и "Композитор Глинка" (СССР, 1952): разные фильмы, разные мнения

Композитор Глинка. СССР, 1952. Режиссер Григорий Александров. Сценаристы Пётр Павленко, Наталья Тренева, Григорий Александров. Актеры: Борис Смирнов, Любовь Орлова, Лев Дурасов, Юрий Любимов, Георгий Вицин и др. 12,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Григорий Александров (1903–1983) поставил 11 полнометражных игровых фильма, многие из которых («Веселые ребята», «Волга–Волга», «Цирк», «Весна», «Встреча на Эльбе», «Русский сувенир») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

-2

Это один из немногих фильмов Григория Александрова некомедийного жанра был частью сталинского историко–биографического кинопроекта.

В год выхода «Композитора Глинки» на экран кинокритик Ростислав Юренев (1912–2002) писал о нем так: «Все в этом фильме празднично, нарядно, все необычно. … Авторы кинокартины “Композитор Глинка” совершенно по–новому, своеобразно подошли к решению стоящей перед ними задачи. В этом решении есть спорные стороны, есть недоделки, частные неудачи. Все это неизбежно на новом пути. … Авторы фильма “Композитор Глинка” начисто отказались от частных и бытовых средств характеристики своего героя. Своей задачей они поставили рассказать не о композиторе, а о его музыке, создать не биографию, а ревю. Отсюда и своеобразие произведения, отсюда же его достоинства и недостатки. … Да, в основном все эти эпизоды раскрывают идею фильма о народности музыки Глинки, о его патриотизме, о его мировом значении. Однако заметим, что многие из этих эпизодов гипертрофированы, чрезмерны по объему, занимают слишком видное место, порой перерастая в самоценные аттракционы, порой греша перед взыскательным вкусом. Это — слабости сценария. Но слабости, которыми отлично умеет пользоваться режиссер. … Фильм “Композитор Глинка” — произведение спорное, но своеобразное, смелое. Бессмертная музыка Глинки звучит в нем в полную силу. Отойдя от канонов биографического фильма, не боясь погрешить против подробностей жизни своего героя, Александров создал музыкальное ревю, яркое зрелище, движимое любовью к музыке и к России. За что промахи и просчеты должны быть прощены. Фильм знаменует собой не только успех одного из талантливейших советских кинорежиссеров — Г. Александрова и актеров, художников, операторов, музыкантов, объединенных в творческий коллектив, но и достижение всего советского киноискусства, поднявшегося на новую ступень мастерства в овладении богатейшими выразительными средствами и новыми приемами» (Юренев, 1952. Цит. по: Юренев, 1981).

Как уже в XXI веке писала кинокритик Ирина Шилова (1937–2011), «это поистине красивый фильм, где драматическая фигура предстает в богатой раме. … “Композитор Глинка» … выглядит феерическим, роскошным, торжественным. В нем проявляются характерные приметы потока биографических картин тех лет: неумеренный патриотизм в борьбе с итальянской музыкой, почтительное отношение к народу, который является и носителем культуры, и источником творчества, изображение русских пейзажей, населенных пейзанами, картины итальянской жизни и – как верховное признание композитора зарубежной знаменитостью – выступление Ференца Листа (в его роли выступил С. Рихтер), исполняющего импровизацию на темы Глинки» (Шилова, 2010: 18).

Мнения нынешних зрителей о «Композиторе Глинке» существенно разнятся:

«Очень качественно, красиво, прилизано, помпезно и лживо. Все как нужно было в 1952 году – тост за великий русский народ, разрешение церкви и постановка ее на службу государства, борьба с "безродными космополитами". В общем, фильм настолько же правдивый как "Падение Берлина". Да, именно так и снимали. Нужны были красивые плакаты, отражающие подход партии и правительства, обязательно с борьбой против злодеев – иностранцев. К реальным людям это не имело отношения. А этот фильм – один из тех, где были созданы все нужные каноны и штампы. Сообразительным товарищем был Александров» (Е. Цырульникова).

«Какая же красота в фильме... богато! Меня поразил обеденный стол, какая изысканная вкуснятина, как приготовлено красиво, монограмма музыкальная – вот где мастера! Посуда – всё сверкает золотом. … Понравился А.С. Пушкин – актер держался свободно, Георгий Вицин – прям настоящий Н.В. Гоголь. А когда играл Святослав Рихтер – так меня захватила его игра – движения» (Римма).

Киновед Александр Федоров

-3

Майские звезды. СССР–ЧССР, 1959. Режиссер Станислав Ростоцкий. Сценарист Людвик Ашкенази. Актеры: Александр Ханов, Миша Станинец, Вячеслав Тихонов, Яна Брейхова, Яна Дитетова, Михаил Пуговкин, Николай Крючков, Леонид Быков, Юрий Белов и др. 15 млн. зрителей за первый год демонстрации.

-4

Режиссер Станислав Ростоцкий (1922–2001) – один из фаворитов советских зрителей. Из одиннадцати его полнометражных игровых фильмов восемь («А зори здесь тихие…», «Доживем до понедельника», «Дело было в Пенькове», «На семи ветрах», «Земля и люди», «Эскадрон гусар летучих», «Белый Бим – Черное ухо», «И на камнях растут деревья») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Казалось бы, у «Майских звезд» складывалась счастливая судьба: торжественная премьера этой советско–чехословацкой драмы, действие которой происходит в Праге в первые дни после ее освобождения от нацистов и власовцев, состоялась в мае 1959. Фильм поставил уже известный в ту пору режиссер, фронтовик Станислав Ростоцкий, на счету которого уже были такие заметные работы, как «Земля и люди» и «Дело было в Пенькове».

Среди исполнителей главных ролей были такие народные любимцы, как Вячеслав Тихонов, Михаил Пуговкин, Николай Крючков и Леонид Быков. Зрители очень хорошо встретили эту картину, ее хвалила кинопресса После успешного проката картину часто показывали по телевидению, и, казалось, так будет всегда…

Но наступил август 1968 года, и автор сценария «Майских звезд», гражданин Чехословакии, воевавший с нацистами в составе чехословацкой бригады советской армии – Людвик Ашкенази (1921–1986) выступил с резким заявлением против ввода советских войск в ЧССР и вскоре эмигрировал на Запад, где жил сначала в ФРГ, а потом – в Италии… Само собой, реакция советских властей на «враждебную выходку» Людвика Ашкенази была мгновенной: фильм «Майские звезды» был «временно изъят из кинофонда»…

Киновед Александр Федоров

В год премьеры «Майских звезд» кинокритик Людмила Погожева (1913–1989) писала, что эти «четыре новеллы глубоко оптимистического звучания своим лаконичным языком рассказали о жертвах, принесенных не напрасно, о жизни, победившей смерть, о майских звездах, красавице Праге, о любви, о мире, отвоеванном для детей, о возвращении воина к мирному труду, о дружбе, скрепленной кровью. … Прием, которым чаще всего пользуется режиссер, — старый, испытанный, но всегда интересный в искусстве, — прием контраста. Он подсказан самой жизнью, самой обстановкой, в которой развивается действие. Первый день мира, только что смолкли пушки, но еще могут раздаться одиночные выстрелы тех, кто не желает сдаваться. Первый день мира — великий день безмерного народного ликования, но разве для многих этот день, день наступившей тишины, не обнажил запрятанную ранее боль от понесенных утрат? … Контрасты внутренние и внешние в изображении и психологии героев. Контраст между высоким строем мыслей и чувств и простой формой их воплощения. На этих контрастах построен весь фильм, свидетельствующий о зрелости режиссера, о вдумчивости и наблюдательности всех тех, кто любовно и тщательно работал над фильмом» (Погожева, 1959).

Михаил Мейлах отмечал, что «импрессионистичность» новелл, столь несхожих по своим драматургическим и жанровым признакам, грозила нарушить цельность фильма, превратить его в четыре разрозненных фрагмента. Тем более ценно и интересно, что «Майские звезды» — фильм удивительно цельный, проникнутый единством мысли и стиля. Неповторимость исторического мгновения на рубеже войны и мира, глубина перелома, совершившегося в жизни и душах людей — вот общая для всего фильма поэтическая идея. Это она придала емкость и многозначительность совсем простым ситуациям, возвысила будничное, а необычное, героическое сделала естественным и простым» (Мейлах, 1962).

Зрители XXI века относятся к «Майским звездам», как правило, очень тепло:

«Просто невероятный фильм. Проплакала всю первую новеллу, в голос. Над второй хохотала, третья – снова плакала, четвертая – опять хохотала. Давно меня так не пронимало какое–нибудь кино. Потрясающе» (Оксана).

«В этом фильме несколько новелл и в каждой свои герои. Я этот фильм отношу к числу любимых. Его очень любил и мой отец» (Наталья).

Киновед Александр Федоров