Найти тему
SpaceForYou

МиГ-35- почему провалился последний самолет великого бюро?

Советский Союз был лидером в области авиации на протяжении многих лет и за рубежом его боевые самолеты ассоциировались прежде всего с самолетами МиГ.

С распадом СССР авиапром России пережил не лучшие времена. Многие предприятия закрылись, а производство новых самолетов сократилось до смешных отверточных объемов.

В последние десятилетия ситуация постепенно улучшается. Российские авиастроители начали разрабатывать новые самолеты, которые должны были вернуть России былое лидерство. Одним из таких самолетов стал МиГ-35.

Разработка самолета началась в конце 1990-х годов. Первоначально самолет назывался МиГ-29ММ. Он был создан на базе истребителя МиГ-29М/М2 (изделие 9-15) и МиГ-29К/КУБ, но имел ряд существенных усовершенствований.

В 2007 году машину переименовали в МиГ-35 и он был представлен на авиасалоне МАКС-2007, а дальше.... Дальше качели.

Начнем с конкуренции. Еще в 70-е годы, когда на крыло вставал Су-27 и МиГ-29, разные бюро сделали ставки на разные типы машин. ОКБ Сухого создали реально большой, можно даже сказать, что феноменально большой для того времени истребитель.

Ставка себя оправдала. Большая размерность дала большой простор для дальнейших модернизаций. Как итог, за 50 лет самолет пережил большое количество модернизаций, продолжает выпускаться в серии и находит покупателей среди иностранных заказчиков.

МиГ сделал небольшой самолет, который решено сделать экспортной машиной. Как итог, МиГ-29 стал основной боевой машиной для нескольких десятков стран, но его модернизационный потенциал весьма ограничен.

-2

Важно помнить, что в 90-е все силы МиГа были брошены на то, чтобы поставить на крыло уникальный проект истребителя 5-го поколения МиГ-1.44, тогда как работы над МиГ-35 велись по остаточному принципу.

По итогу МиГ-35 получил новую авионику, но все остальные характеристики остались на том же уровне, что и у предшественника. Убедить не самое богатое МО времен 2000-х почему им нужно покупать самолет из 90-х не удалось и в серию пошли тяжелые истребители Сухого.

Почему все же провалился МиГ? Причин здесь несколько.

-3

Во-первых, завод проиграл подковерные игры и не сумел получить контракт на свои машины, хотя ранее прецеденты о поставке двух аналогичных комплексов в строй уже имелись, взять хотя бы тендер на поставку ударных вертолетов, когда в серию пошли и Ка-52 и Ми-28.

Во-вторых, по всем своим характеристикам МиГ не имеет никаких преимуществ перед самолетами "Су" и в условиях дефицита бюджета это становится критически важным.

Мы в ОК

Ну и в третьих, фокус завода был явно сосредоточен на машине нового поколения МиГ-1.44, который в серию так и не пошел. Получилась ровно такая же история как в свое время с заводом "ЗиЛ". Новую разработку отдали конкурентам, а сам завод остался со старым самолетом.

МиГ-1.44
МиГ-1.44

Потому снимем шляпу перед последним самолетом марки МиГ. То была великая история, но теперь она завершилась.