Найти в Дзене
Матрёшка и Неваляшка

Неудобная правда о советском быте: постельное бельё могли стирать даже в речке. Вот почему мы так не любим пододеяльники

Оглавление

Современному поколению, у которого есть продвинутые стиральные машины, невдомёк, чем оборачивалась смена ненавистного пододеяльника и наволочек. Простыня — это так, легкотня, ей отводился вздох облегчения. А потом начиналось…

Подготовка

Начнем с того, что живущие в бараках (временное жилье на несколько семей, построенное после войны)не имели водопровода. Приходилось брать драгоценную воду из ближайшей колонки. С двумя ведрами делали 5–6 заходов. Обычно матери посылали старших детей, чтобы самим не тратить время. Кому посчастливилось обитать в квартире, замачивали на ночь.

Цветного белья не было, поэтому для пущей белизны его необходимо было кипятить. Цена стирального порошка била по карману, что вынуждало народ экономить драгоценную продукцию химической промышленности.

Замоченное белье посыпалось стружками хозяйственного мыла, которое предварительно натирали на мелкой терке. Этот процесс был малоприятен — мелкая мыльная пыль постоянно вынуждала чихать. Платок, который повязывали на нос и рот, почти не спасал.

Процесс

Субботним утром — иногда выходной — белье выстирывалось на ребристой доске несколько раз. Затем складывалось в специально купленную для такого таинства большую кастрюлю с крышкой примерно литров на 50. Вновь засыпали стружкой и ставили на газовую плиту. Через определенное этот сосуд открывался, чтобы перевернуть деревянным приспособлением — иногда в виде щипцов — белье. Пододеяльники вновь доставляли много хлопот.

-2

Специфический запах заполнял кухонную площадь. Чтобы он не распространился по всей квартире, закрывали двери, а внизу затыкали щель. Естественно, форточка была открыта настежь, несмотря на плохую погоду. Клубы пара выходили на улицу, и соседи без труда определяли масштаб домашней работы хозяйки. Если некому было помочь снять и вывернуть обратно в ванну, просили о помощи ближайшего соседа. Как правило, никто не отказывал.

Выгруженное содержимое выполаскивалось в нескольких водах. Счётчики тогда отсутствовали, поэтому не беспокоились о каком-то перерасходе. И только когда мыло исчезало, вручную выжимали и клали в тазик.

Но фитнес еще не заканчивался.

Менделеев был бы в восторге

Теперь наступала очередь эстетики — бралась синька, щепотка высыпалась в воду, при размешивании достигали необходимого оттенка. Затем вновь высыпалось многострадальное белье. Но и это еще не все!

Советская синька — это не то, о чём может подумать современный человек.
Советская синька — это не то, о чём может подумать современный человек.

Его требовалось накрахмалить, иначе будет моральная неудовлетворенность — чем мы хуже. Если в доме заканчивался крахмал, наши находчивые хозяйки не впадали в панику, а показывали блестящие познания в химической науке.

Синьку выпускали у нас в СССР и снабжали вот такой инструкцией
Синьку выпускали у нас в СССР и снабжали вот такой инструкцией

Немножко уставшие, чистили картошку, натирали опять же на мелкой терке, заливали водой. Отцеживали через марлевую ткань или сито. Дать полчаса отстояться. Воду естественно слить, а крахмал заварить.

Существовал еще один метод — после варки макаронных изделий аналогично слить воду в отдельную посуду, и в ней успешно крахмалить белье. Интересно, что подобные манипуляции проделывали бабушки без образования.

Сушка

Постирать, и проделать дальнейшие операции было всего половиной дела. О сушилках в народе не слыхали, а довести до окончательного конца необходимо. Вот здесь начиналось настоящее расстройство нервной системы.

Кто имел балконы, завидовали владельцам квартир с лоджиями. На первых этажах вообще не было ни того, ни другого. Это архитектурное наказание вынуждало вешать на улице.

-5

Обязательно выставлялся патруль в образе скучающих пенсионеров либо играющих детей. Последние оказывались плохими сторожами частной собственности — увлекшись играми с ровесниками, они частенько забывали об ответственном поручении.

В непогоду предпоследний этап проходил еще хуже — ведь домочадцев не выпрешь. Что тогда скажут люди?! Находчивые граждане, получив морозную свежесть, перевешивали белье на растянутые в кухне и коридоре веревки. Конечно, оно мешало передвигаться, но никто не роптал — один из главных показателей хорошей хозяйки.

Сложней всего было дождливой осенью — центральное отопление подключали строго 15 октября. Тогда выручали четыре газовые конфорки — и на них не было счетчиков. В кухне быстро высыхающее белье в мгновенье ока заменялось из прихожей.

И последнее — глажка

Инструкция к утюгу 1946 года
Инструкция к утюгу 1946 года

Пододеяльник никто не любил. В последней стадии постельного порядка ему вновь определялось место пасынка. Его старались спихнуть на более терпеливого представителя старшего поколения. А если бедолага был двуспальным… В общем, незавидную женскую долю можно проследить за этим занятием. На членов всего семейства нападала странная озабоченность другими проблемами. Бабушка или мама, покачивая головой, смиренно несли крест до конца.

Может, поэтому раньше не существовало такого количества спортивных клубов, которые громко призывали снижать лишний вес? Действительно, полных людей в те времена было сравнительно немного. Теперь лишь успевай кнопки нажимай, а усталость каким то невероятным чудом накапливается.

Хочется поклониться до земли нашим родным деревенским женщинам. У них не было в распоряжении ванн с водопроводом — они в зимней речке выполаскивали белье. Покажите хоть одну западную мадам, зарабатывающую таким образом в XX веке свои болячки.