Найти тему

Лексико-грамматическое занятие для детей 5-6 лет на тему «Зимующие птицы».

Словарь.

Существительные: птицы, птица, пропитание, пернатые, кормушка, сорока, воробей, сова, филин, голубь, ворона, глухарь, снегирь, синица, дятел, голова, клюв, глаза шея, туловище, крылья, ноги, хвост, когти, перья, снегирёнок, снегирята, дятлёнок, дятлята, сорочонок, сорочата, воронёнок, воронята, совёнок, совята, голубёнок, голубята.

Глаголы: каркать, чирикать, ухать, летать, прыгать, клевать, спать, чистить, зимовать, искать корм, сидеть на веточках, прижиматься, прятать, замерзать, пережить, вить гнёзда, защищаться, высиживать яйца, кормить птенцов, ухаживать за птенцами, пить, прятаться, чирикать, щебетать, каркать, ворковать, стучать, долбить, охотиться, прятаться.

Прилагательные: зимующие, пернатые, нахохлившийся, воробьиная (воробьиный, воробьиное, воробьиные), сорочья (сорочий, сорочье, сорочьи), воронья (вороний, воронье, вороньи), совиная (совиный, совиное, совиные), голубиная (голубиный, голубиное, голубиные), красногрудый, зимующий (зимующая), лесной, маленький (маленькая), красивый, желтогрудая, шустрая, пестрый, красивый, лесной, красноголовый, серый, незаметный, быстрый, прыгающий, шумный (шумная), драчливый, взъерошенный, пугливый, белобокая, длиннохвостая, любопытная, болтливая, бойкая, умная, быстрая, чёрная, большая, вредная, чернокрылая, ночная, хищная, опасная, глазастая, сизый, городской, неуклюжий, сизокрылый, белогрудая, чёрноголовая, коротконогая, короткий, длинный, тонкий, толстый, дневная, ночная, мудрая, глупый, чёрнобока, тихий, наглая, скромный.

Задание 1. Птицы.

Цель: актуализация и увеличение предметного словаря.

Рассмотрите картинки зимующих птиц. Расскажите ребёнку про зимующих птиц.

Зимующие птицы – это птицы, которым не нужно улетать в тёплые края, они остаются в родных краях и способны найти себе пропитание и зимой. Питаются эти птицы зимой ягодами, зёрнами, семечками, крошками хлеба, орешками. Когда наступают морозы птицы чаще сидят, нахохлившись, очень мало летают, так как в полёте они замерзают. Что бы согреться пернатые собираются в стаи, прижиматься друг к другу, прячут клюв под крыло, а также могут стоять на одной ноге, согревая другую в перьях. Человек помогает птицам пережить зиму, достаточно сделать кормушку и регулярно оставлять корм для птиц. А если разместить кормушку напротив окна, можно наблюдать за птицами.

На картинках представлены следующие птицы:

Снегирь – это птица, у которой ярко-красная грудка, птица маленького размера, у неё маленький клёв, питается ягодами рябины и семенами других растений. Прилетает в города, когда наступает зима, летом живёт в лесу.

Синица – это маленькая серо-голубая птица с жёлтым брюшком, она питается зимой семенами, любит есть сало.

Дятел – птица с красной шапочкой на голове и длинным клювом. Он питается насекомыми, которые живут под корой дерева. Его называют лесным лектором (доктором), он спасает деревья от вредных насекомых.

Воробей – это маленькая коричневая птичка, эта птичка не умеет ходить, а только прыгает на двух лапах.

Сорока – птица с длинным чёрным хвостом, её бока покрыты белыми перьями, очень любит воровать блестящие вещи.

Ворона – умная и хитрая птица, покрыта черными перьями, у неё большой и сильный клюв, она питается всем, что найдет.

Сова – хищная птица, которая ведет ночной образ жизни, они имеют отличное зрение и слух, что помогает им охотиться на свою добычу в темноте. Питаются они в основном грызунами, но могут съесть лягушку и маленькую птичку.

Филин – хищная птица, ведёт ночной образ жизни, охотится на грызунов и кроликов. Летают бесшумно и быстро.

Глухарь – крупная птица, питаются ягодами, семенами, почками и хвоей деревьев. Живёт в лесу, прячется от людей.

Голубь – птица имеет голубовато-серое оперение с тёмными пятнами на крыльях. Они обитают в городах и сёлах, питаются семенами, зерном, ягодами, крошками хлеба.Во

Снегирь
Снегирь
Синица
Синица
Дятел
Дятел
Воробей
Воробей
Сорока
Сорока
Ворона
Ворона
Сова
Сова
Филин
Филин
Глухарь
Глухарь
Голубь
Голубь

Задание 2. Название птиц.

Цель: актуализация и увеличение предметного словаря.

Повторите названия зимующих птиц. Покажите ребёнку картинку и спросите, что это за птица.

Зимующие птицы: снегирь, синица, дятел, воробей, сорока, ворона, сова, филин, глухарь, голубь.

Задание 3. Строение птицы.

Цель: актуализация и увеличение предметного словаря.

Посмотрите на картинки ниже, изучите с ребёнком, строение птиц. Отметьте, что строение у всех птиц одинаковое.

Попросите ребёнка показать на картинке и назвать строение птицы. (Голова, клюв, глаза, шея, туловище, крылья, ноги, хвост, когти, перья).

Строение птицы
Строение птицы
Строение птицы
Строение птицы

Задание 4. Чьё это?

Цель: формирование навыка образовывать притяжательные прилагательные.

Рассмотрите картинки воробья, сороки, вороны, совы, голубя. Взрослый задаёт вопросы ребёнку. Если ребёнок испытывает трудности при ответе, ответ говорит взрослый, после задаёт вопрос снова.

Чья голова? (воробьиная, сорочья, воронья, совиная, голубиная).

Чей клюв? (воробьиный, сорочий, вороний, совиный, голубиный).

Чьё туловище?(воробьиное, сорочье, воронье, совиное, голубиное).

Чьи крылья? (воробьиные, сорочьи, вороньи, совиные, голубиные).

Чьи перья? (воробьиные, сорочьи, вороньи, совиные, голубиные.

Чей хвост? (воробьиный, сорочий, вороний, совиный, голубиный).

Задание 5. Один много.

Цель: формирование навыка образовывать существительные множественного числа именительного падежа.

Взрослый говорит название птицы в единственном числе, ребёнок говорит во множественном числе.

Снегирь – снегири, синица – синицы, дятел – дятлы, воробей – воробьи, сорока – сороки, ворона – вороны, сова – совы, филин – филины, глухарь – глухари, голубь – голуби, голова – головы, глаз – глаза, шея – шеи, туловище – туловища, крыло – крылья, хвост – хвосты, коготь – когти, перо – перья.

Задание 6. Подбери прилагательное.

Цель: формирование навыка подбирать прилагательное с существительным.

Взрослый говорит название птицы, ребёнок отвечает на вопрос какая птица.

Снегирь (какой?) – красногрудый, зимующий, лесной, маленький, красивый.

Синица (какая?) – желтогрудая, маленькая, шустрая, зимующая.

Дятел (какой?) – пестрый, красивый, лесной, шумный, красноголовый.

Воробей (какой?) – маленький, серый, незаметный, быстрый, прыгающий, шумный, драчливый, взъерошенный, пугливый.

Сорока (какая?) – белобокая, длиннохвостая, любопытная, болтливая, бойкая, умная, быстрая.

Ворона (какая?) – чёрная, большая, шумная, вредная, чернокрылая.

Сова (какая?) – ночная, хищная, большая, опасная, глазастая.

Голубь (какой?) – сизый, городской, неуклюжий, сизокрылый.

Задание 7. Сложи слово.

Цель: формирование навыка образовывать новое слово из двух.

У синицы жёлтая грудь – значит она, какая? – желтогрудая.

У сороки длинный хвост – значит она, какая? – длиннохвостая.

У дятла красная голова – значит он, какой? – красноголовый.

У вороны чёрные крылья – значит она, какая? – чернокрылая.

У сороки белая груд – значит она, какая? – белогрудая.

У сороки белые бока – значит она, какая? – белобокая.

У голубя крылья сизые – значит он, какой? – сизокрылый.

У вороны чёрная голова – значит она, какая? – черноголовая.

Если у синицы короткие ноги – значит она, какая? – коротконогая.

Задание 8. 4 лишний.

Цель: формирование логического мышления.

Синица, воробей, снегирь, ворона (ворона – по размеру).

Голубь, сорока, дятел, совёнок (совёнок – птенец).

Петух, сова, глухарь, снегирь (петух – домашняя птица).

Воробей, ласточка, синица, ворона (ласточка – перелётная птица).

Задание 9. Как называют птенцов (в единственном и множественном числе?

Цель: актуализация и увеличение предметного словаря.

Снегирь – снегирёнок, снегирята.

Дятел – дятлёнок, дятлята.

Сорока – сорочонок, сорочата.

Ворона – воронёнок, воронята.

Сова – совёнок, совята.

Голубь – голубёнок, голубята.

Задание 10. Что умеют делать птицы?

Цель: расширение глагольного словаря.

Птицы умеют: летать, прыгать, клевать, спать, чистить пёрышки, искать корм, сидеть на веточках, вить гнёзда, защищаться, высиживать яйца, кормить птенцов, ухаживать за птенцами, пить, прятаться.

Задание 11. Что делает птица – что делают птицы?

Цель: развитие глагольного словаря, навык образования множественного числа.

Птица летает – птицы летают.

Воробей прыгает – воробьи прыгают.

Воробей чирикает – воробьи чирикают.

Синица клюёт зёрна – синицы клюют зёрна.

Синица щебечет – синицы щебечут.

Ворона спит – вороны спят.

Ворона каркает – вороны каркают.

Голубь чистит перья – голуби чистят перья.

Голубь воркует – голуби воркуют.

Дятел стучит по дереву – дятлы стучат по дереву.

Дятел долбит по дереву – дятлы долбят по дереву.

Глухарь прячется – глухари прячутся.

Сова охотится ночью – совы охотятся ночь.

Задание 12. Посчитай до пяти.

Цель: формирование навыка согласования существительного с числительным.

Рассмотрите ниже картинки и посчитайте птиц по образцу:

Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей.

Одна синица, две синицы, три синицы, четыре синицы, пять синиц.

Один дятел, два дятла, три дятла, четыре дятла, пять дятлов.

Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьёв.

Одна сорока, две сороки, три сороки, четыре сороки, пять сорок.

Одна ворона, две вороны, три вороны, четыре вороны, пять ворон.

Одна сова, две совы, три совы, четыре совы, пять сов.

Один филин, два филина, три филина, четыре филина, пять филинов.

Один глухарь, два глухаря, три глухаря, четыре глухаря, пять глухарей.

Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей.

-13
-14

Задание 13. Скажи наоборот.

Цель: формирование навыка подбирать антонимы.

Синица маленькая – ворона большая.

У воробья хвост короткий – у сороки длинный.

У синицы клюв тонкий – у вороны толстый.

Голубь дневная птица – сова ночная птица.

Мудрая сова – глупый воробей.

Сорока белобока – ворона чёрнобока.

Шумный воробей – тихий глухарь.

Ворона наглая – снегирь скромный.

Задание 14. Найди ошибку.

Цель: формирование слухового внимания.

Черный ворона.

Сорока сидел на дереве.

Воробей чирикала на весь двор.

Голубь летала высоко.

Глухарь прятались в кустах.

Сова умный птица.

У снегиря красный грудка.

Синица маленький и шустрый птица.

Вопросы по теме:

Отвечать полным предложением.

1. Почему эти птицы называются зимующие? (Они не боятся морозов и не улетают в тёплые края).

2. Каких зимующих птиц вы знаете? (Снегирь, синица, дятел, воробей, сорока, ворона, сова, филин, глухарь, голубь и др.).

3. Чем питаются зимующие птицы? (Семечками, зёрнами, хлебными крошками, салом, орешками, ягодами).

4. Чем покрыто тело зимующих птиц? (Тело зимующих птиц покрыто перьями).

5. Как люди могут помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и оставлять в ней корм для птиц).

ЕСЛИ ВАМ БЫЛА ПОЛЕЗНА ИНФОРМАЦИЯ, ПОСТАВЬТЕ .

НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСТИТЬ НОВЫЕ СТАТЬИ.

Статью на тему «Лексико-грамматическое занятие для детей 4-5 лет с ТНР на тему «Птицы» можно найти по ссылке:

Статью на тему «Лексико-грамматическое занятие для детей 4-5 лет с ТНР на тему «Домашние птицы» можно найти по ссылке:

Птицы
0