Какой у вас самый любимый момент в поттериане? Наверное, сложно вот так, с ходу, ответить на этот вопрос.
У меня их много. От получения Гарри метлы в первой книге до "олвэйс" в последней.
И это я не говорю про все эпизоды с Пивзом, которого так печально вырезали из фильмов.
Каждая книга богата яркими эпизодами. И в четвертой одним из таких ярких был эпизод с Драко-хорьком.
Помню, в подростковые годы я просто падала от смеха от того, как Грюм поступил с Малфоем. Мне казалось это заслуженным.
Но педагогично ли это на самом деле? И кто поступил более педагогично в той ситуации: Грюм, наказавший Малфоя, или же Минерва, разрулившая всю проблему? Давайте обсудим.
Хогвартс как бедлам
Вообще тут нужно признаться, что Хогвартс - та еще школа для трудновоспитуемых подростков.
Опасные существа на уроках, любимчики у учителей и поощрение травли путем отбирания очков у факультета - о Хогвартсе можно слагать легенды.
Поэтому, кажется, нет ничего удивительного, что завхоз тут мечтает подвесить за пятки учеников (кстати, когда меня злят мои должники, которые спрашивают что-то вроде: "а что будет, если я не сдам все вовремя", я так и говорю: "Подвешу за пятки и буду пинать". Жалко только, что мне никто не верит... Прямо как Филчу - тут просто просится грустный смайлик), а каждый второй учитель приносит на уроки что-то невыносимо опасное.
В общем, откровенно говоря, никто не должен был сильно удивиться, когда магию начали использовать против студента. Но кто же все-таки поступил правильно: Грюм, наглядно показавший, почему нельзя обижать учеников, или МакГонагалл, резко прекратившая веселье?
Око за око?
Предлагаю сейчас немного опустить тот факт, что ни Грюм, ни уж тем более, лже-Грюм не были преподавателями, и даже не сильно хихикать над очами Грозного Глаза, а просто порассуждать над тем, насколько (не) педагогично поступил преподаватель ЗОТИ.
Конечно, если так взять, бить детей нельзя (это вам любой человек, хоть как-то связанный с педагогикой скажет), хотя иногда и очень хочется (это вам тоже любой человек, связанный с педагогикой, скажет). Это непедагогично.
С другой стороны (а это уже аргумент, который нет-нет, да появится в учительских пабликах), еще лет сто назад практиковали розги, да ничего. Вон, даже членов императорской семьи воспитывали такой методой - и ничего же, выросли приличными людьми.
Короче. Прав ли был с моральной точки зрения Грюм, когда превратил Драко в хорька? Или нет?
Наверное, да. Ведь согласитесь, он не напал без причины. Формально Драко дал повод: напал из-за спины. Вот преподаватель его и проучил. Да так, что Драко запомнил это надолго.
С другой стороны, изменило ли это что-то? Стал ли Драко лучше относиться к Гарри? Да нет. Изменилась ли его тактика? Точно нет. Стал ли он уважать Грюма? Тоже нет.
Что изменилось? Он просто стал бояться Аластора из-за того, что тот сильнее. Из-за прилюдного унижения он стал его ненавидеть. Но изменить поведение не захотел. В общем, со всех сторон метода провалилась. Поэтому она плоха.
Педагог выше этого
А теперь давайте поговорим о МакГонагалл. Что сделала она? Прекратила форменное безобразие. Это хорошо, потому что защитила студента.
Что еще? Она не просто остановила безобразие, но показала, что не считает действия педагога правильными. Т.е. дала оценку событиям и решила конфликт. При этом сделала это так корректно, что не только не ущемила самолюбие Малфоя, но и Грюма, не стала опускать его авторитет в глазах учеников.
Да, скорее всего, она устроила выволочку преподавателю, но сделала это за закрытыми дверями, руководствуясь принципом "хвалим при всех, ругаем лично".
В общем, сохранила холодную голову и решила конфликт словами. Т.е. была выше эмоций.
Откровенно говоря, когда я была школьницей, я считала, что в этой истории прав был Грюм, а МакГонагалл - нет, т.к. прервала все веселье. Сейчас я считаю, что Минерва была вообще единственным адекватным человеком во всей школе. Просто препод-стальные-нервы.
Кто был прав? Конечно, МакГонагалл. Я думаю, что она - образец идеального педагога. Но как же сложно всегда быть на такой высоте.
А на чьей стороне ваши симпатии? Как думаете, кто из них двоих поступил правильно (с педагогической и человеческой стороны)? Изменилось ли ваше отношение к их поступку с возрастом?