Баба Фёкла разделывала тесто на большом деревянном столе. Она собиралась печь булочки и тихонько ворчала:
- Какея ж булки тута получатся. Нету тута печки русской, кормилицы, как тама была. А в ентой електрической оне такеи скусныя не будуть ужо. Лист малЫй, будешь понемногу печь. И тесто перекиснеть. Только портить продукт. Разнылися, булок хотять. Ну чаво ж спеку. Уж какея будут, не обессудьте.
Сонька крутилась рядом. Ей очень хотелось помочь бабушке, но палец её всё ещё был в гипсе. Она понимала, что бабка скучает по прежней любимой и привычной печи. А тут приходится осваивать новый агрегат – электрическую духовку с маленькими противнями. Бабка то и дело крестилась, укладывая булочки на эти маленькие листики (так баба Фёкла противни называла), разговаривала с тестом, словно с живым человеком, уговаривая его сначала подняться, потом равномерно пропечься, шикала на домашних, которые смели в такой ответственный момент хлопать дверью или даже что-то громко сказать.
- Тесто суеты не любить. С ним надо тихо-спокойно. Раньше хлеба пекли, а булки по праздникам только. А нонеча баловство одно. Вот какей праздник сёдни? Какей? А булки сдобные трескать приспичило.
Наконец, первая очередь булочек водворена в духовку, и бабка усаживается на табуретку поодаль. Сонька рядом с нею мостится. У неё уже и вопросы готовы. Она знает, что бабушка в благодушном настроении теперь, и можно о её житье-бытье расспрашивать.
- Баба, а кто тебя стряпать учил? А ты хлеб печь умеешь?
- А как же ж не умею. Это теперя вы всё в магазинах купляете. А мы всё ране сами, вот ентими руками делали: хлебА, чёрный да аржанной, а булки, те только в праздники – на Пасху, на Троицу, к Рождеству. Намесилася я их в своей жизни - не пересчитать. Ишшо малой была, мЕне тебя, мама учила опару ставить, потом тесто доглядывать, а как мамка помёрла, бабушка доучивала. К тесту свой подход иметь надобно. У меня он был. Всегда булки скусные да пышнаи получались, что твоя молодица. Мамка моя только недужить начала, встать не смогла с постели в один дён, так она мне говорила, как хлеба с опары вымешивать, а я делала. Мене в тою пору всего-то лет десять-то и минуло. Месить тяжко было, да справилась. А в печь сажала буханки, еле поднимала с ухватом вместе. Хорошо хочь печь-то с вечера наладили. Только дрова подожгла да потом уголья сгребла. Как меня в той день братьЯ хвалили. Умелой хозяйкой прочили быть. Не прогадали. В своей семье налаживала такой хлебушек, что соседки прибегали за секретом. Говорили, что слово тайное знаю. А како слово тут. Надо с молитвой да с лаской к тесту – оно и к тебе с добром будет.
Бабка поднялась, открыла дверцу духовки - дух сдобы поплыл по кухне. Она сунула в жар следующий противень, а готовые булочки стала смазывать маслом, потом прикрыла полотенцем – оставила отдыхать. Только через несколько минут переложила их в таз и налила Соньке и Андрею чаю, посетовав, что вкуснее было б с молоком, но «жизня не та пошла».
Ребятишки лакомились вкусными булками, а бабка хлопотала и хлопотала: мыла посуду, доглядывала не испечённую ещё выпечку, которая подходила на столе, следила, чтобы в духовке не подгорела стряпня.
На запах явился Санька.
- Баб, можно я булок с собой на улицу возьму? Угощу Генку и Мишку. Они тоже учуяли уже, что у нас булочки пекут.
- Зови их сюда. Что на бегу-то есть. Я вам и чаю налью, - предложила бабка Фёкла.
- Нее, мы на улице. Так вкуснее будет! - Саньке хотелось побыстрее бежать уже – он перебирал ногами от нетерпения, что норовистый конь.
Бабка положила Саньку в подставленный им подол курточки штук шесть ароматных булочек, и тот отбыл во двор.
Сонька помогала бабушке ставить по местам табуретки, когда в сенях раздался шум. Слышался встревоженный голос отца и громкие вопли Саньки. Вскоре они и появились. Отец тащил за шиворот сынка и громко ругался:
- Ах, ты, охломон! Нашли чем в футбол играть. Это что ж такое-то. Зажрался, как есть, зажрался. Надо тебе, сынка, голодом хоть пару дней посидеть.
Санька тоже не молчал:
- Это не я, это Генка придумал. Да, и что такого-то. Мы только одной играли. Остальные съели.
- Одной играли. Только одной. Больше не было что ли? У меня в глазах потемнело от этакого зрелища. Всё, Фёкла Васильевна, - сказал он бабке, - этого богатея сегодня вообще не кормить. В футбол булками играл. Генка придумал. А своей головы нет разве?
- Одной булкой только. Остальные-то съели, - ныл Санёк.
- Ну, спасибо, ну удружил, внучек. Ладно, что только одной. Остальные, видать, скусные были?- поклонилась бабка ему пояс. – Нам бы ране, коль мы такея учудили, руки бы пообрывали. Все знали, нельзя над хлебушко измыватьси. Спасибо тебе, родной.
Санька уже выл в голос.
Отец пошёл переодеваться и вскоре вернулся, сел пить чай с булочками.
А Санька так и стоял на том месте, где оставил его отец.
- В городке небольшом в войну мы жили, в Иланске. Вроде и Сибирь, от фронта далеко, а хлебнули лиха в те годы тоже до воли. Шестеро нас, пацанов, у матери с отцом было в то время. В 43-м мне уж восьмой год шёл. Помню вечный голод. Свёклу ели, воробьёв стреляли. Очередь за хлебом занимали с вечера. Номера на ладошке писали химическим карандашом, чтобы не пропустить её, ту очередь. По переменке стояли с братьями и мамой. И как же терпели потом, чтобы тот хлеб не откусить, пока домой несёшь. Черный, какой-то сырой. А вкусный был какой… А тут мой сын в футбол хлебом…
Бабка смахнула слезу.
- Так и мы не вволю ели его в те года. Всё на хронт выгребали. Чтобы поболе получалось, мешали в тесто картошку. А по весне уже, когда картохи не было, лебеду толкли, и в тесто её. Зелёный хлебушек получался, клейкий такой. И ему радые были… Без хлебного куска и в дому тоска.
Санька молчал, опустив голову.
Спать он сегодня ложился голодный.
Кто ещё не читал о приключениях Соньки и Саньки, подписывайтесь на канал и знакомьтесь со сборником "Неслухи"
Рассказы из серии "Диалоги Рыжего" по ссылке
Продолжение рассказов о Соньке и Саньке в подборке "Другое детство"
Добро пожаловать на канал.Читайте, подписывайтесь, комментируйте, ставьте лайки. Это помогает развитию канала.
Для связи и сотрудничества: svekrupskaya@yandex.ru
Грубость, ненормативная лексика на канале запрещены.
Копирование текста без разрешения автора запрещено.