Сегодня в ленте немало статей, касающихся трагедии в Брянске. Меня случившееся, разумеется, не могло оставить равнодушной потому, что я прежде всего учитель, и мой стаж общения со школьниками составляет не один десяток лет. Первые ученики у меня появились еще на третьем курсе. Правда, в школе я только проходила практику, а работала в высшем учебном заведении со студентами, вела вечерние языковые группы, давала частные уроки. Сейчас у меня две группы школьников: первый и четвертый классы. Но больше индивидуальных занятий. Есть возможность работать в немецкой школе, мой диплом подтвержден, но, увы, для немецкой школы у меня недостаточно здоровья. Если не хватает денег, я нахожу себе подработку. Надо же как-то виллу оплачивать, которую мне постоянно приписывают мои оппоненты. Ах да, забыла, я же неудачница. У моих оппонентов как обычно нелады с логикой. Я неудачница, но уже успела заработать на две виллы своей пропагандисткой деятельностью. Вы уж определитесь, господа.
Я сама была когда-то школьницей и прекрасно помню, как мучительно переживаются конфликты с одноклассниками, как важны отношения со сверстниками, их одобрение, приятие или отторжение. Я никогда не была как сейчас это называется "популярной девочкой". Я была тихой "хорошисткой" в очках. Наш класс нельзя было назвать дружным, но таких явлений как травля, не было. У нас не было изгоев. Было несколько неявных группировок. Случались мелкие ссоры, ходили какие-то сплетни, но без крайностей. Вообразить, что кто-то из учеников, тем более девочка, придет в школу с оружием и устроит подобное потрясение, было так же невозможно, как выходной на Марсе. Каждый год в нашей школе 107 устраивали нечто вроде фестиваля. Был конкурс осенних букетов, конкурс поделок, рисунков и обязательно танцевальный конкурс. И моя мама всегда ставила нам танцы.
Это была уже такая традиция. Моя мама ставила вальс, мы получали первое место, мама клялась, что больше никогда и близко к этой школе не подойдет, но на следующий год все повторялось сначала. Однажды я была даже аккомпаниатором: играла вальс на расстроенном школьном пианино. Самое смешное, что меня посадили спиной к танцующим, и я не видела что они там делают. А они, бедняги, уже свое оттанцевали, а я все играю и играю. Пока завуч не намекнула, что пора урезать марш.
Я не вспоминаю свои школьные годы с каким-то трепетом, я не была особо счастлива, но и особых конфликтов не помню. А знаете, какой урок я терпеть не могла? Нет, не физику и не математику. Литературу! Ночным кошмаром был урок литературы! А если еще и сдвоенный... Была у нас учительница по русскому и литературе - Галина Павловна. Ее, скорей всего, уже нет давно в живых. Телосложением напоминала глобус на ножках. И всегда носила обтягивающие кримпленовые платья. Орала так, что стекла звенели. Я на ее уроках пребывала в холодном ужасе. Тем не менее, благодаря ее муштре мой русский до сих пор в очень приличном состоянии. Но вот литературу доверять таким "дрессировщикам" нельзя. Она на долгие годы внушила мне неприязнь к русском классике.
Что сейчас происходит в российских школах я знаю только понаслышке. Но подозреваю, что там творится примерно то же самое, что и в немецких. Учитель всего лишь предоставляет оплачиваемые услуги. Воспитывать он не обязан. Не обязан что-то требовать. Не обязан учить думать. Не обязан учить быть человеком. Есть же демократические ценности, ребенок сам должен решать, учиться ему или нет. Свобода прежде всего! Главное, одеться в брендовые шмотки и покурить за углом. Подросткам предоставлены демократические свободы, и каждый самоутверждается как может. Но следует отдать должное немецким школам: травля пресекается на корню. Конечно, инциденты случаются, не без этого. Случаются конфликты родителей с учителями, а вот выходки учеников с признаками травли держатся под контролем. Я не раз спрашивала своих учеников, нет ли у них проблем по причине того, что они из русскоговорящих семей. Нет, такого нет. Хотя мозги им, конечно, промывают основательно. Одна моя ученица рассказывала, что когда начались все эти скандалы с допингами на Олимпиадах, им показывали фильм этого русофоба Зеппельта, и все школьники должны были дружно изобразить "фу, какая плохая Россия".
А вот во многих российских школах, подозреваю, с травлей все обстоит не так солнечно. Я, само собой, не знаю всех подробностей ситуации, в которой находилась та девочка, которую стала агрессором. Возможно, там вообще все не так. Но, следуя правилу Оккама, самое простое объяснение - обычно самое верное. Наиболее болезненно подросток воспринимает издевательства сверстников. Для подростка нет ничего хуже этого. Страдания усугубляются еще тем, что взрослые, обычно родители, не воспринимают эти проблемы как стоящие внимания. Сами взрослые давно это пережили, давно осознали ничтожность терзавших их противоречий, и у них нет ни времени, ни желания разбираться в этой ерунде.
И получается двойной капкан: с одной стороны насмешки одноклассников, с другой - насмешки родителей. У родителей свои проблемы, свои заботы. Их можно понять. Всех, в принципе, можно понять. И всех можно как бы оправдать. Хотя есть такие родители, которых оправдать трудно. Когда семья благополучна в материальном отношении, но папа целые дни на работе, а мама предпочитает ходить по парикмахерским и спа-салонам. Есть такие? Есть. "На тебе смартфон, и отстань". И подросток идет самоутверждаться с этим смартфоном. А если смартфон устарел? Уже трагедия. У кого-то курточка брендовая, у кого-то рюкзачок с лейблом, а у кого-то старенький и дешевый. И по этим рюкзачкам определяется ценность члена стаи.
А кто им объяснит, что ценность человека не определяется рюкзачком? А кто их научит основному правилу этой жизни, что каждый наш поступок тянет за собой череду последствий, и возраст не оправдание? На мой взгляд, это главное, чему следует учить в той же школе: прежде всего ответственности за содеянное. Этому всех надо учить, всех, без исключения. В нашем мире поступок, слово, жест, даже мысль имеют последствия. Обидел, оскорбил, нахамил, унизил и веришь, что ничего за это не будет? Будет, может быть, не сразу, но будет. Есть такой закон сохранения энергия. Ничего никуда не девается в этом мире.
Я как-то очень давно писала статью на тему воспитания. Не здесь, а еще на мейл.ру. Главная мысль была такова, что для выполнения любой деятельности следует учиться, что главная профессия на свете - это родитель. Хотите вы сделать пиццу или сшить платье. Всему надо учиться. А вот как формировать человеческую личность нигде не учат. На самое главное нет ни денег, ни времени. Педагогические институты не считаются, там этому тоже не учат. Хотя попадаются, вероятно, какие-нибудь энтузиасты. Меня, правда, за эту статью тапками закидали. Типа, никто наших родителей ничему не учил, а мы вот все приличные люди, и детей своих знаем, как воспитывать. Моя одноклассница, помнится, тоже мне говорила нечто подобное, когда я попыталась что-то ей сказать относительно воспитания сына, тогда еще второклассника. Она мне ответила, что я в этом ничего не понимаю, потому что у меня детей нет. А потом, много лет спустя, она умирала в больнице, и ухаживала за ней моя мама, а те самые дети, которых она "правильно" воспитывала, в это время где-то веселились.
Печально все это.