С детства мы помним: «Эй, не стойте слишком близко – я тигренок, а не киcкa!»
И понимаем: тигр, лев, медведь – это вам не кролик. В том плане, что с ними рядом даже находиться не каждый сможет, а уж играть перед камерой, причем так, чтоб публике понравилось, – и тем более.
Поэтому чаще всего, конечно же, «обычных классических» актеров в сценах с большими хищниками заменяют дублеры. Те, кто профессионально работает с этими зверями.
И, однако же, изредка среди актеров находятся смельчаки, которые снимаются с такими необычными коллегами лично. Давайте назовем нескольких этих смельчаков. И заодно подумаем, оправдана ли была их храбрость…
Один из них – любимый зрителями советский актер Андрей Миронов в комедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России». В большинстве сцен, где явно требовались каскадеры, он снимался сам.
Но если зависать над Невой на руках на мосту было сложно, то найти общий язык со своенравным царем зверей было почти невозможно.
Конечно же, актер боялся. Но подбадривал себя тем, что не стоит «ронять престиж советского кинематографа» перед снимавшимися рядом с ним итальянцами.
Эпизод с укротительницей в советской комедии Генриха Оганесяна «Три плюс два» снимался в Ленинградском цирке. Несмотря на участие профессиональных циркачей, игравшая главную роль Наталья Фатеева лично входила в клетку с тиграми.
При этом Вальтер Запашный (создатель прославленной группы «Братья Запашные», отец нынешних известных укротителей Эдгара и Аскольда) фиксировал тигра поводком.
Этот поводок он не выпускал из рук, переживая за актрису... ну, и за тигра тоже. Поэтому дрессировщик все время попадал в кадр, из-за чего эпизод из окончательной версии фильма выpезaли.
А жаль. Мы лишились любопытного сюжета.
Для съемок комедии Владимира Фетина «Полосатый рейс» привлекли профессиональных дрессировщиков. 10 тигров – цирковых артистов, включая уже успевшего прославиться в съемках 3 фильмов Ваську из ленинградского зоопарка, курировали супруги Маргарита Назарова и Константин Константиновский.
Именно эта семейная пара снималась здесь в сценах с хищниками. Также много сцен дублировал тренер-дрессировщик Аркадий Рудин.
Однако попали в некоторые сцены с хищниками и актеры, дрессировщиками не бывшие. Они, как и главный герой фильма, «самое максимальное звepcтвo, с которым имели дело, – peзaли любительскую колбасу. И вдруг – нате!».
Причем попали они в эти сюжеты при разных обстоятельствах:
- Евгений Леонов в сцене купания в ванне, затем ставшей знаменитой, по твердому заверению режиссера, должен был сниматься исключительно через толстое стекло от тигра.
Только вот это заграждение бликовало, и весь эффект съемки портился. Тогда режиссер решил вывести тигра Пурша из-за стекла, не сказав актеру. И, когда Леонов открыл глаза, он удивился и устрашился далеко не только благодаря актерскому мастерству.
Впрочем, оператор Дмитрий Долинин развенчал эту историю, рассказав, что на самом деле актер, хоть и боялся, но заранее знал о «сюрпризе» с появлением хищника;
- а вот Алексей Смирнов по собственному желанию отказался от дублеров. Более того, храбрый бывший фронтовик даже сам придумал несколько щекотливых ситуаций. Чего стоила хотя бы сцена, где его герой в радиорубке, дрожа от испуга, передвигался, держась за хвост тигра!
Между прочим, чтоб подружиться со своим хвостатым коллегой, актер целый месяц подкармливал его и вообще проводил много времени рядом с клеткой.
Блистательная Маргарита Назарова в этой картине появлялась уже как полноценная актриса, причем исполнительница главной роли. Раньше же она в основном выступала дублером. Так во время съемок бравая девушка и познакомилась с главными мужчинами своей жизни:
- при работе над фильмом «Случай в тайге» – с Константином Константиновским, за которого вышла замуж через несколько лет;
- при работе над кино «Опасные тропы» – с бенгальским тигром Пуршем, который затем стал ее безоговорочным любимцем.
Спустя время этой актрисе посвятили сериал, который снял Константин Максимов и который так и назвали – «Маргарита Назарова».
В нем сыгравшие главных героев Ольга Погодина и Андрей Чернышов сами лично снимались в сценах с тиграми.
Они храбро входили в клетки к хищникам, общались с ними… Погодина потом в интервью признавалась, что самое сложное было положить тигру кусок мяса в пасть. Впрочем, этот трюк считается наиболее опасным даже для бывалых дрессировщиков.
Оправданы ли были описанные в этой статье и другие случаи смелости актеров, отказавшихся от профессиональных дублеров?
- С одной стороны – да. Ведь зрители получили интересные фильмы, а самих актеров зауважали еще больше.
- С другой стороны – нет. Надо понимать, что любая работа актера (пусть и готовившегося к съемкам, но не являющегося профессиональным укротителем) с хищником влечет сложности для животного. Нередко его просто пичкают специальными ycпoкoитeльными.
А что, вы думаете, делают со зверями в контактных зоопарках? То же самое. И, чтобы детишки могли прикоснуться к хищнику, того держат в состоянии полусна, которое, между прочим, не только не дает животному существовать нормально, но и может в итоге укоротить срок жизни…
П. с. А как относитесь к таким съемкам вы, уважаемые читатели?
П. п. с. Подробнее читайте мои Дзен-статьи «Как Андрей Миронов рядом со львом снимался», плюс «Зоопарки как притеснения животных: правда или раздутый миф?». И смотрите ролик, как самое крупное животное Москвы выпрыгивает из воды (вы же понимаете – о ком речь?..).
#психология #кино #животные #культура #знаменитости #актеры #интересные факты