"Мне было три года, в группе детсада увидела на девочке красные колготы. Сняла с неё, нацепила на себя, а свои швырнула девчушке. Целый день проходила в чужих колготах. К вечеру приходит за мной мама и удивляется чужой вещи. Думала, что я обмочилась и меня в чужое, дежурное, одели".
Люди часто жалуются, насколько трудно бывает предсказать, каким вырастет ребенок. Столько примеров, когда семья работящая, родители воспитанные, живут душа в душу, а сын или дочь ведут себя грубо, жестоко, безнравственно, причиняя боль. Причин девиантного (отклоняющегося) поведения много: это и психотравмы, который ребенок мог получить вне дома, и минимальные мозговые дисфункции, и генетические факторы, и родовые динамики бессознательных сценариев. Ещё одна частая причина, по которой ребенок из благополучной семьи ведет себя нагло, обычное непонимание того, почему это плохо. Он же получает то, что хочет. Почему так нельзя? Что в этом такого? Кажется глупостью и слабостью эмпатичное поведение, культурное и вежливое.
"Выяснили у нянечки, что утром в раздевалке обнаружили плачущую девчушку, а рядом коричневые колготы. Одели малышку, и она успокоилась. Мама всё поняла. Объяснила мне, что чужое брать нельзя, но я шла домой и дулась как мышь на крупу. Не хотела соглашаться. Моё - и точка".
Психолог Юнг описывал основные типы личности. По его мнению, природа позаботилась о том, чтобы коллективная психика была максимально адаптивна, поэтому люди отличаются друг от друга в преобладании одной из основных психических функций — мышления, чувства, ощущения или интуиции. В соответствии с преобладающей функцией Юнг выделяет мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный типы. Собираясь все вместе, мы, каждый со своим талантом, способны на многое. Но поодиночке уязвимы. Одна из функций всегда будет слабой, неразвитой. Есть люди, которые опираются на ощущения, реальность, материю, силу, хорошо ощущают, кого можно прогнуть. Знают с раннего детства, что именно эта девочка тихо поплачет, успокоится и будет в чужих колготках ходить. Такова особенность их психической организации - жить в моменте, долго не раздумывать, ценить конкретные вещи.
"Мама не сдавалась. Говорит: "Видишь, доченька, того большого мальчика? Он заберет меня к себе, я буду его мамой. Он себе такую маму захотел". 57 лет прошло, но до сих пор помню, какой ужас объял меня. Вцепилась в маму и рыдала, что не отдам ее ни за что. А мама твердит: "Тебе же понравились чужие колготы, и ты отняла их у девочки. Так делать нельзя. Если все начнут отнимать у других, что им понравится, то обиженные будут горевать".
Эмпатию, глубокое понимание психоэмоциональных закономерностей у детей нужно развивать. Не каждому ребенку эта сторона реальности открыта. "Плачет девочка? Ну и что? Зато у меня есть красные колготы", - ценность материального кажется абсолютной, но растет подспудное напряжение, ведь и у тебя так же легко могут отобрать ценное, как отбираешь ты. Слабая, неразвитая функция чувствования, которая не имеет контакта с сознанием, создаст напряжение тревоги и печали, сделает повышено внушаемым. Прагматичные, толстокожие, напористые люди легко становятся добычей мошенников, попадают в секты, легко ведутся на разные "волшебные" техники. Им трудно отрефлексировать, что кто-то рядом их запугивает, стыдит, манипулирует, очаровывает. Эмоции сильны, но мало доступны осмыслению. Задача родителя - объяснить ребенку, что за вещами скрыта реальность чувств и состояний, которые нужно учитывать.
"С тех пор к чужому, самому заманчивому и прекрасному, мог появиться лишь интерес созерцания и удовольствие от обозрения. Не больше. Жизнь прожила честно и легко, на чужое не зарилась и спала спокойно. И очень благодарна покойной мамочке за науку".