Каменный цветок. СССР, 1946. Режиссер Александр Птушко. Сценаристы: Павел Бажов, Иосиф Келлер (по сказке П. Бажова «Малахитовая шкатулка»). Актеры: Владимир Дружников, Тамара Макарова, Михаил Трояновский и др. 23,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Знаменитый киносказочник Александр Птушко (1900-1973) поставил 12 полнометражных игровых фильмов, восемь из которых («Каменный цветок», «Садко», «Илья Муромец», «Сампо», «Алые паруса», «Вий», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
«Каменный цветок» с успехом была показан на Каннском фестивале 1946 года и абсолютно заслуженно получил приз жюри за лучшее цветовое решение.
В отчете М. Калатозова об этом кинофестивале (Калатозов, 1946) цитируются рецензии французской прессы:
«Каменный цветок» — подлинный триумф. Это цветной фильм и нельзя, не посмотрев его, вообразить всю эту феерию оттенков, которые меняются на экране в соответствии со сценами и чувствами, выражаемыми персонажами. Это изобразительная фантасмагория. Гамма тональностей делает из фильма шедевр... „Каменный цветок“ в настоящее время — триумф фестиваля» (“L’Aurore du sud est”, 25.09.1946).
«Подобно музыкальной симфонии, это симфония красок... В „Каменном цветке“ речь идет о хроматической музыке, рядом с которой слишком резкий „техниколор“ Александра Корды или Сесиля Де Милля только грубая, вульгарная пестрота... После „Молодости нашей страны“ советское кино удивило нас тем, что оно умеет ставить и разрешать абсолютно оригинальным способом проблемы цвета и открывать экрану новые пути в этой области» ("La nouvelle république", 26.09.1946).
Киновед Нина Спутницкая пишет, что «образ Хозяйки Медной горы или Малахитницы в горнорабочем фольклоре вариативен: Горная матка, Каменная девка, Золотая баба, девка Азовка – разные номинации позволяют по–разному трактовать его. Фильм Птушко сформировал своего рода изобразительный канон, который находит развитие в скульптуре, декорационном искусстве, в детской книжной иллюстрации по сей день. И акцентные цвета, выбранные авторами «Каменного цветка» для характеристики персонажей, и «нездешний» облик владычицы горных сокровищ в исполнении по–настоящему блистательной в этой роли Тамары Макаровой покорили широкого зрителя» (Спутницкая, 2018: 84).
Мнения зрителей XXI века об этой сказке по–прежнему весьма благожелательны:
«Фильм очень хороший, он из моего детства, очень счастливого детства, однако на протяжении всей жизни я смотрел его при первой же возможности, потому, что с той поры был очарован этой красивейшей женщиной и актрисой – Тамарой Макаровой!» (С. Валентинович).
«Великолепнейший фильм. Ничего подобного на эту тему после не снято. ... Всё скроено и подогнано и ничего проходного (актеры, цвет, природа и т.д.)» (Инф).
Киновед Александр Федоров
Три толстяка. СССР, 1966. Режиссеры Алексей Баталов и Иосиф Шапиро. Сценаристы Алексей Баталов, Михаил Ольшевский (по мотивам одноименной сказки Юрия Олеши). Актеры: Лина Бракните, Пётр Артемьев, Алексей Баталов, Валентин Никулин, Александр Орлов, Рина Зелёная, Роман Филиппов, Сергей Кулагин, Евгений Моргунов, Павел Луспекаев и др. 23,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
У выдающегося актера Алексея Баталова (1928–2017) режиссерских работ было немного – всего четыре, из которых в тысячу самых кассовых советских кинолент вошли только «Три толстяка».
Режиссер Иосиф Шапиро (1907–1989) поставил восемь полнометражных игровых фильмов, но в тысяче самых популярных советских кинолент у него оказались тоже лишь «Три толстяка».
В год выхода «Трех толстяков» на экран, они, похоже, понравились всем зрителям – и взрослым, и детям.
Но XXI век расставил акценты зрительского восприятия по–иному:
«Фильм отличный. … Когда капитализм взял верх, три толстяка уже не кажутся злодеями, а отсюда уже не очаровываешься Тибулом и Суок. Лина Бракните всё равно супер» (С. Сахно).
"Три толстяка" Олеши – произведение классово–политическое. Одно из самых политических произведений для детей, круче чем "Чиполлино" Джанни Родари. Те, кто говорят, забудем о политике, давайте просто восхищаться игрой актёров, предстают в нелепом виде. Здесь компромиссов быть не может: или отвергайте "Трёх толстяков" Олеши, как произведение, разжигающее классовую рознь, или принимайте его как символ классовой борьбы. "Три толстяка" – это не развлекаловка!» (Чиполлино).
«В этом фильме отвратительно плохо сыграл Баталов. Этакий герой–революционер. Оказалось, лицемерил. Фильм, кстати, неважнецкий» (Кинолюб).
Хотя, разумеется, есть и более «старомодные» зрительские мнения:
«Замечательный фильм, который интересно смотреть до сих пор. Актерский состав – целое созвездие! … А какие колоритные и выразительные толстяки! Блеск!» (НВЧ).
Киновед Александр Федоров