— Вы хотите сказать, что заплатив вам 60 000 рублей, я узнал, что я полный дурак?
— Я не применял этого термина, но очень хорошо, что вы сами догадались…
Народная мудрость гласит — «Скупой платит дважды!». Жизненный опыт многих говорит о многочисленных продолжениях этой версии, типа:
— Скупой дурак платит бесконечно!
Разбор грехов моих, оставьте до поры. Вы оцените красоту игры!
В офисе СК «СтроимДом» с утра была невероятная суета. Бегали все без исключения, создавая небывалые перемещения воздушных масс воими телами. Лишь один человек сидел у себя в кабинете и внимательно изучал бумаги, выписывал цифры в блокнот и время от времени тыкал кнопки на калькуляторе.
Когда Андрей вернулся в офис, первым делом захотелось доложить о своих приключениях Егору Тимофеевичу. Андрей по сути был простым менеджером и в таинства строительных технологий не вникал.
Но сегодня, наслушавшись гневных криков Плюшкинда, Андрей захотел наконец узнать всю правду. Сдав Журнал Исходящей документации симпатичной секретарше Светочке, он попросился на прием к директору.
Егор Тимофеевич и сам был не прочь узнать рассказ из первых уст. Коммутатор пискнул и прозвучала команда Светочки:
— Проходите! Егор Тимофеевич вас ждет…
Директор отложил свои бумаги в сторону и пригласил Андрея присесть. Внимательно выслушал рассказ и лишь время от времени кивал головой. Когда Андрей закончил, он с тревогой в голосе спросил:
— Может строители чего накосячили? У этого Роберта Модестовича чуть лицо не лопнуло от злости! Я думал он на меня бросится с кулаками. Орал так, что ….
— Не переживай и не бери в голову. Сопливых вовремя целуют, а теперь этот твой «Мудестович» никуда от нас не денется. Продолжай спокойно работать по поиску новых объектов. Про Пдюшкинда забудь. Придет время — все тонкости узнаешь. Свободен.
Андрей был парень понятливый и быстро понял, что его использовали втемную. Но переживать и правда не приходилось. Он лишь передавал документы и никаких подписей нигде не ставил. Договор и Акты были от лица многочисленных ИП Егора Тимофеевича, коих ему приходилось содержать множество.
Мавр сделал своё дело, мавр может отдыхать. Но в этот момент, на другом конце города, в офисе юридической фирмы «Буйнов и партнеры», происходил не менее интересный диалог.
Давайте знакомится — меня зовут Михаил Абрамович Бунов!
Третья встреча происходила уже по другому. Роберт Модестович пришел с полным осознанием своей растерянности и был готов разорится на тридцать тысяч, только бы ему слегка прочистили мозги.
В голове стояла полная каша от Актов, Договоров, Приложений…..люди, кони, каски и краны! Сам он отчаялся и ворвался в офис к знакомому уже юристу:
— Здравствуйте еще раз! Я готов оплатить ваши юридические услуги! С чего надо начинать?
— Для начала опишите ситуацию и я озвучу цену моих услуг….
— Что значит «озвучу»? Вы же в прошлый раз говорили, что возьмете с меня 30 тысяч…
— Вы начинайте, а дальше видно будет. Может и правда 30 000 окажется достаточно. Только начинайте с самого начала.
— Так я же вам уже два раза всё рассказывал! Что опять с начала?!
— Вы же не думаете, что я запоминаю и протоколирую каждый разговор по душам. Позволите, я включу диктофон, чтобы не упустить ни секунды из вашего повествования?
ОТ АВТОРА: С позволения уважаемого читателя, я возьму на себя смелость пересказать кратко повествование. Только теперь со слов Роберта Модестовича Плюшкинда.
Одно дело читать от лица стороннего наблюдателя и совершенно другое дело попытаться проникнуться проблемами человека. Так сказать, побывать в шкуре старого маразматика.
Рассказ о страшных душевных муках и невероятном желании обрести счастье…желательно за чужой счёт.
— Я давно надумал построить дом. Всё никак не доходили руки — то работа, то денег не хватало. А тут всё совпало разом.
Инвестиции еще из 90х, стали приносить весьма ощутимый доход, и я вполне прилично накопил. Довеском стали две наследные квартиры, которые я в итоге отсудил у родственников полностью. Долгая история, но оба суда я выиграл. Правда теперь боюсь судов, как огня, но это уже детали
Квартиры я продал и решился на строительство дома. Заказал проект и после принялся выбирать Подрядчиков.
Устроителей всё не как у людей! Один предлагает построить за 10млн, другой кричит, что надо чуть ли не 15. Кого не послушаешь — самый лучший.
В итоге выбрал этого…. «Егора Тимофеевича» и он меня сильно подвел. Сделал только фундамент, а денег потребовал почти половину. Я не строительный юрист и в бумажках не особо разбираюсь. Откуда я знал, что его видимая грамотность обернется против меня.
В конце концов, я заплатил ему из оговоренных 7,6 млн за всю стройку, только за фундамент 3,1 млн. Как уж это вышло, я не знаю. Но тогда я в первый раз и советовался с вами, Михаил Абрамович, именно вы мне и посоветовали заплатить.
- **Плюшкинд пытался сделать строгое лицо, чтобы сделать товарища Бунова слегка причастным к его несчастьям. Но юрист совершенно беспристрастно слушал.
Я расстался с этими жуликами и заключил второй Договор. Другая фирма поначалу так же показались весьма грамотными. Этот их Андрей очень помог расстаться с «Егором Тимофеевичем и Ко», но на поверку оказался таким же жуликом.
Я увидел только коробку дома и крышу, а этот опять с меня требует теперь уже 7,4 млн…из оговоренных 8,3 за весь дом.
В итоге → если я оплачиваю вторым жуликам 7,4 млн, то получается следующее:
Я планировал построить дом полностью за 7,6 млн, а в итоге за 10,5 только собрал коробку, где нет ни окон, ни дверей и …..полная ж…корзина огурцов!
Как быть!? Как с ними бороться!? Как жить после этого!?
***
Михаил Абрамович дослушал до конца душещипательную историю и задал вполне закономерный вопрос:
— И что вы хотите от меня?
— Ну как! Я хочу, чтобы вы вывели этих жуликов на чистую воду и спасли мои деньги! Я лучше вам заплачу тридцать тысяч, чем этим жуликам отдавать не заработанные миллионы!!!
Михаил Абрамович честно порадовал старого скрягу свежими новостями:
— Ну допустим я возьмусь за изучение вашего дела. Только не за 30 тысяч, а …допустим за 60…
Де жавю стало привычным для Плюшкинда и он уже убедился, что с каждым новым визитом сумма услуги возрастает вдвое. Но сдержать свою желчь он не смог:
— Я уже привык, что вы каждый раз называете цифру вдвое больше предыдущей. Понимаю — моё безвыходное положение располагает к включению наглости. Но может соизволите обосновать новую цену?
Михаил Абрамович с улыбкой посмотрел в газа Плюшкинда и ответил строго по существу поставленного вопроса:
— Так и вы каждый визит накидываете данные. Вы сначала подписываете бумаги, потом прибегаете за бесплатным советом. Потом самолично опять подписываете новые документы и опять прибегаете за бесплатным советом.
Если в первом обращении присутствовал один договор, то сейчас мне предстоит изучить их уже два….Хотя нет — даже три договора!
— А третий Договор какой еще?
— Договор на проектирование! Он необходим для общей картины…
При упоминании Договора на проектирование, почему-то в памяти всплыла бандероль на 930грамм весом. Легкое чувство стыда промелькнуло в организме Плюшкинда, но воспоминание о легкой наживе быстро задушило прекрасные порывы.
Решив покончить разом, Плюшкинд резко согласился на условия Михаила Абрамовича. И тут же получил вводные:
С вас требуется следующее:
Оплата моих услуг 100% заранее.
Три договора — проектирование, первый договор Подряда, второй договор подряда. В составе документов — все договоры, приложения, акты и подтверждение факта оплат. В двух словах — вё что есть в бумажном виде по всем договорам.
Я за неделю изучу и выдам вам вердикт, расскажу ваши возможности и составлю план оптимального решения вопроса.
— И это дает гарантию, что я сохраню свои деньги от посягательств этих мошенников?
— Это не дает никаких гарантий. Кроме гарантий разобраться в деле. А жулики и мошенники только тогда преступники, когда доказана вина.
**
Плюшкинд решил разорвать порочный круг несусветных денежных трат и выполнил все требования. Оплатил, бумаги притащил и по своей природной скромности, умолчал про заказное письмо с уведомлением.
Письмо пока осталось лежать на почте, создавая впечатление отсутствия проблем.
Но опытный юрист сразу приметил отсутствие должных бумаг. И потребовал пояснений от хитрого старика:
— Где закрытие обязательств по договору Проектирования? Сам договор есть, а то что он закончен — нет данных. Ни Акта выполненных работ, ни факта оплат не вижу?
Плюшкинд мялся и краснел. В итоге поведал историю о хитрых способах, когда он выкружил незаконченный проект в бумажном виде, якобы для ознакомления. После чего потратил три дня на писанину и в итоге швырнул проектировщиков.
— Хорошо, с этим разобрались. А где Акты Выполненных Работ от второго подрядчика? Назовем их Первый и Второй, для простоты…
Плюшкинд снова изменился в лице и признался, что Акты брать не стал.
— Я уже научен горьким опытом! Не трогал я их Акты. Пусть побегают…
— Я думаю, что никто за вами бегать не будет. Отправят по почте…
— Уже!
— Что «уже», уже отправили?
— Судя по всему да….
Пришлось рассказать и эту историю. Михаил Абрамович велел первым делом слетать на почту и притащит свежую корреспонденцию.
— Будем надеяться, что еще не поздно…
**
Всю неделю Плюшкинд отбивался от издевательств жены. Он уже на второй день понял, что рассказал о своих скорбных делах напрасно!
— Что, так и будешь теперь дома сидеть и выжидать?
— Юрист сказал неделя! Через неделю всё и начнем. Ух, я выведу на чистую воду этих жуликов…Зря я что ли еще 60 тысяч заплатил!?
— Ты и строителям с удовольствием платил! И где наш расчудесный дом, дурилка старая?!
— Ты зато шибко молодая да вумная!
— Не, ну люди с годами обзаводятся умом, а наш авантюрист решил последний умишко схоронить под кирпичами.
В таких милых семейных обменах мнениями, неделя пролетела незаметно. Наступил назначенный день и Плюшкинд с нетерпением ждал звонка Михаила Абрамовича.
Еще большой вопрос — кто тут жулик!
Плюшкинд даже надел на встречу парадный лапсердак, что оценил Михаил Абрамович, в вежливом приветствии.
— Ну что у нас получается, Михаил Абрамович? Я уже могу спать спокойно?
— Спокойный сон напрямую вязан с чистой совестью! Если у вас всё в порядке — то и жить вам будет проще! У вас всё в порядке с совестью? Ну да ладно, давайте пойдем наши дела говорить.
С прискорбием сообщаю вам, что о «жуликах и мошенниках» нам поговорить не придется. Если конечно вы не намерены обсудить ваши махинации с Проектировщиками?
Плюшкинд молча проглотил пилюлю и сделал вид, будто не понял, о чем речь. Михаил Абрамович продолжил:
— Вы меня уверяли, что Первый и Второй подрядчик — это совершенно разные и независимые лица?
— Да! Это совершенно точно! Андрей появился раньше и только потом это….Егор Тимофеевич. И они даже не были знакомы…
— Ой ли? Просто меня смутила схожесть многих ключевых формулировок в Договорах и мои подозрения подтвердились просто — обе эти конторы находятся под одной крышей. Уверяю вас, что этими предприятиями управляет одна голова и надо отдать дожное — весьма умная голова!
Плюшкинд начал потихоньку вспоминать, но не мог нигде вспомнить ни одного прокола. Нервы постепенно всколыхнули природную язвительность:
— Вы как будто восхищены этими жуликами?! Вас может познакомить лично?
Михаил Абрамович стерпел колкость, прекрасно понимая, что еще не дошел до главных жестоких новостей. Решил позволить собеседнику постепенно спускать пар. А иначе может лопнуть не очень умный котелок.
— Я не закончил. Чтобы не мытарить вас нюансами, скажу вкратце к чему вас подвел этот великолепно разыгранный спектакль…
Суть всей интриги крылась в играх с расценками за работы. Вы по привычке многих, купились на ИТОГО, совершенно не задумываясь о деталях.
В первом Договоре была совершенно лошадиная цена на первый этап работ и вы её честно оплатили. После чего, выступили инициатором расторжения Договора, на что грамотный оппонент совершенно резонно согласился.
Плюшкинд побагровел, вспомнив события того дня…
— Воды? Вы изменились в лице….
Роберт Модестович рассказал в деталях про это «расторжение» Договора.
— Тем более! Всё только доказывает мои предположения. Вас даже не смутил тот факт, что когда вы только заикнулись о желании порвать отношения, вам тут же подсунули соответствующий Акт. Причем составленный от вашего лица. Маломальское здравомыслие заставило бы насторожиться, но вы пребывали в состоянии аффекта и получилось то, что получилось.
В тот момент вы совершили уже третью грубую ошибку! Но идем дальше.
Вы заключаете новый Договор и по традиции интересуетесь только цифрой ИТОГО.
Однако, если изучить и сравнить расценки даже из этих двух договоров, мы видим, что тут картина обратная. Стоимость уже выполненных работ ничтожна, а те работы на которые вы нанимаете этих ребят, имеют уже знакомую лошадиную стоимость.
Итог — чисто юридически, вы должны безоговорочно оплатить Второй конторе 7 400 000 рублей, без попыток каких-либо претензий и недовольств.
Все Акты соответствуют Договорным обязательствам и если нет замечаний по качеству, я не советую с ними воевать. Судя по юридическому оформлению, они вас в суде оставят без портков.
А по поводу «замечаний по качеству», я сильно сомневаюсь, что вы сможете их корректно сформулировать.
Да уж! Поведал так поведал!! Но Плюшкинд обратился не за выяснением причин, а за помощью. Сдержав надсадный вздох, он решился на последнюю попытку:
— Я же нанимал людей на Строительство дома! И где мой дом в готовом виде, как мне все обещали…чуть ли не «Под Ключъ»? Неужели нет никакой управы на этих мошенников?
Михаил Абрамович вновь проявил сдержанность и продолжил:
— А где в договоре есть упоминание о «Строительстве Дома»? Ни в первом, ни во втором Договорах нет ни слова о «строительстве». В обоих случаях указан «Перечень работ».
— Так они же видели проект и считали согласно Проекта…..
— Замечательно! Только где в Договорах есть упоминание этого проекта? Так-то он должен присутствовать в Договоре в виде «Приложения №1» и лишь на основании этого приложения, составляются все последующие.
— А вы подписали Договоры на выполнение «Перечня работ», согласно Приложения…блаблабла… Без Проекта в Договоре, они могли вам построить любой сарай с тем же объемом работ и вообще не заморачиваться на ваши хотелки. Но это было бы очевидно и насторожило бы вас. Поэтому вас поимели нежно…
— Ну ведь есть Проект….не сдавался на автомате Плюшкинд
— Да нет у вас никакого проекта! И никогда не было!! Если дело дойдет до суда, на месте подрядчика я бы акцентировал внимание на отсутствие каких либо исполнителей, виз и согласований на проекте. Это не проект, а веселые картинки….чисто юридически, не имеющие никакой силы и ценности.
Юридическая правда оказалась намного страшнее, чем ожидал Плюшкинд. Окончательно разжеванный стечением хитрых обстоятельств, он попробовал последнюю попытку спасти если не деньги, то хотя бы уязвленное самолюбие…
— А если я пойду в суд искать правду? Сколько будут стоить ваши услуги? Должна же быть управа на этих жул….
— Я вам уже говорил и в силу незамедлительного отказа от вашего предложения, повторю еще раз — факт жульничества или мошенничества отсутствует. Что вы собираетесь написать в иске?
— Мне выполнили работы в надлежащем качестве, объемах и в рамках Договорных отношений, но я не хочу платить деньги!!!
— Удачи вам с такими формулировками. Есть способы борьбы по расценкам, но уверяю вас — это не ваш случай! Вас утопят в строительных экспертизах, за которые вы же и заплатите, как вынужденный инициатор! А выиграете дело или нет — даже не вилами, а зубочисткой на воде писано!
По крайней мере, я точно не имею желания портить себе карьеру заведомо проигрышным делом.
Занавес!!! И хвала терпению Михаила Абрамовича, который выдержал Плюшкинда в следующие 5 минут.
Добрый юрист таких слов не слышал со времен уголовной практики…Но всё когда-нибудь заканчивается. Гнев Плюшкинда иссяк
Испустив последний худосочный пшик, Роберт Модестович поднял красный глаз на юриста и тот понял немой вопрос:
— Придется платить!
Горькая правда лучше сладкой лжи только в том случае, если эта правда касается соседа. Роберт Модестович уже на выходе обернулся, с тоской посмотрел на улыбчивого веселого Михаила Абрамовича и ушел.
Новый сюрприз
Черная меланхолия продержала Роберта Модестовича в кровати три дня. Он не кушал, не спал, ни с кем не разговаривал и жена уже подумывала о вызове священника. Пока в семье шли споры о том, кого вызвать лучше — попа или раввина, в дверь громко постучали….
Супруга пыталась объяснить, что Роберт Модестович страшно болен и кому-то слезливо объясняла о человечности. В этот момент, в коридоре показался похудевший и пока еще живой Плюшкинд.
— Чего надо?
— Вам заказное с уведомлением и описью вложения. Распишитесь, получите….
***
На кухне Роберт Модестович бегло прочитал предсудебное уведомление, сгреб в кучу все полученные бумаги и похабно одевшись, вышел из дома. В старом портфеле лежали все бумаги.
Уже выходя из банка, набив в портфель кучу денег, Роберт Модестович вдруг вспомнил — он не имеет никакого понятия куда ехать платить.
Все дела решались на стройке и в офисе Андрюшиной конторы он не был никогда. Телефон Андрея молчал. Дождавшись кучу длинных гудков, Плюшкинд вдруг вспомнил слова Михаила Абрамовича:
«Наверняка этими конторами управляет одна очень умная голова»
Зато Егор Тимофеевич сразу взял трубку и вежливо поприветствовал.
— Здравствуйте, Роберт Модестович! Чем могу служить?
— Вы случайно не знаете, как мне найти Андрея?
— Не понял, какого Андрея?
— Да вашего, какого же еще!
— Я вас не понимаю….
На этом закончилось общение. Пока Плюшкинд на лавочке обнимал портфель, раздался звонок. На сей раз звонил Андрей и он понял в минуту суть вопроса….Какая-то неловкая пауза и заминка с его стороны и ….он называет адрес:
И адрес этот совпал с адресом, где уже бывал Роберт Модестович, «сотрудничая» с Егором Тимофеевичем.
Теперь всё сошлось, но оказалось, что заплатить деньги еще не всё. Андрей пригласил Плюшкинда к их юристу — составить и подписать Акт о наступлении «Гарантийных обязательств».
Пока молодой юрист ловко набивал текст, Роберта Модестовича не оставляла мысль. Уж больно знакомое лицо было у этого юриста…
«Может в офисе у них и видел, да не запомнил». Распрощавшись, расплатившись в кассе и шагая по коридору к выходу, Плюшкинда вдруг прострелила полная картина:
На двери юриста красовалась надпись:
Бунов Александр Михайлович. Юрист…
— Вот откуда я знаю это лицо! Точная копия своего папаши — Михаила Абрамовича...
Но это знание уже мало что давало Роберту Модестовичу Плюшкинду, кроме жизненного опыта. Цена которого составила
2 900 000 рублей строителям и 60 тысяч иже с ними юристам.
Самому стало интересно, а Плюшкинд достроил свой дом в итоге?
И всё же быть может, кто-нибудь сгложет,
О Застройщиках странных рассказ?
Как мы на комиссии, с гражданской мисссией,
Сливали их блуд в унитаз!