Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Практика «Портрет мамы». Анализ жизненного сценария по материнской линии

Созависимость часто является следствием родительского сценария.

И, конечно же, человек, который никак не может бесследно пройти в нашей жизни – это мама или замещающий ее взрослый.

Мама – наш самый первый человек, с которого мы начинаем знакомство с этим миром. И во многом от того, как она смотрит на жизнь зависит то, как мы воспринимаем этот мир.

Все базовые навыки мы поучаем в основном через моделирование. За счет моделирования мы учимся ходить, говорить, писать и за счет этого перенимаем различный жизненный опыт. И когда мы видим, как действует другой человек (мама), мы повторяем то, что он делает, как он думает, как он ходит, как говорит.

Даже, если мама отсутствовала в жизни ребенка, в голове у него, так или иначе, есть ее образ и представления о матери.

Если человек говорит, что он полная противоположность своей матери, это также может служить маркером влияния материнского сценария на его жизнь: за основу взят сценарий матери и выбрано прямо противоположно направление. То есть не свое, а противоположное маминому («я не как мама»).

Чтобы увидеть, насколько материнский сценарий проявляется в вашей жизни, предлагаю выполнить следующую практику, которая называется «Портрет мамы».

1. Сформулируйте вопрос о том, что происходит сейчас в вашей жизни в целом и в отношении с мамой в частности. Что хотелось бы узнать?

2. Возьмите листочек и ручку и опишите свою маму по следующим параметрам:

  • материнские ценности, качества, привычки
  • основные болезни
  • отношение матери к отцу (мужчинам в целом) и детям. Умение строить отношения.
  • проявление позитивных и негативных чувств
  • позиция матери в семье
  • ответственность матери
  • стиль воспитания
  • судьба матери
  • поведение в конфликте

3. Следующая часть практики заключается в том, что мы собираем установки и ожидания мамы. Речь идет о каких-то конкретных фразах, которые вы слышали от мамы, или каком-то поведении, которым она показывала, какие у нее есть установки в жизни:

  • про себя («я жертва обстоятельств», «я самая главная в семье» и т.д.)
  • про мир («мир опасен», «ни чего хорошего в этой жизни не жди», «жизнь прекрасна» и пр.),
  • про вас («ты никчемная, ни чего не можешь», «ты достойна самого лучшего» и др.),
  • про мужчин («все мужчины изменяют», «мужчина должен быть главой семьи» и т.д.),
  • про женщин («женщина – шея, мужчина «голова», «женщина сначала должна думать о других» и др.),
  • про отношения («нельзя спать с мужчиной на первом свидании», «гражданский брак – грех» и др.),
  • про работу («женщина не должна работать» или, наоборот «женщина должна работать наравне с мужчиной» и др.),
  • про деньги («хорошие деньги достаются тяжким трудом», «деньги – вода» и др.),
  • про терпение, просьбы, долженствования («нужно терпеть ради семьи, детей и т.д.», «ты должна…» и др.),
  • самые часты изречения («не жили богато, и нечего начинать», «тебя не спрашивали» и др.),
  • любимые пословицы («от осинки не родятся апельсинки», «без труда не вытащишь рыбку из пруда» и др.).

Все установки выписываем в столбик, друг под другом.

-2

Важный момент занимают установки относительно мужчин.

Для женщин это про то, как нужно относиться к мужчинам. Для многих мужчин – это про то, как к нему будут относиться женщины.

Минусы в отношениях будут рождать страхи относительно мужчин.

Часто подбор партнера происходит под материнскую установку. Тогда сценарий может реализоваться.

Например:

Женщина может отвергать хороших мужчин, если он не соответствует установке «все мужики козлы».

Женщина может искать властного мужчину, если «он должен быть главой семьи».
Женщина может выбирать алкоголика, если «все мужики пьют».

Женщина может выбирать мужчину, не отделившегося от матери, если у мамы установка, что «все мужчины – маленькие дети, за ними нужен глаз да глаз».

4. Дальше, вы проводите анализ. Напротив, каждой установки отмечаете:

- согласны ли вы с этим убеждением (да/нет),


- позитивно он или нет (+ или -).


Смотрим соотношение конструктивного и деструктивного в установках, переданных мамой.

Например:

- если про мир +, про людей + и т.д., то это сценарий «живи и радуйся»,

- если многое в минусе, то это сценарий – «не живи», сценарий саморазрушения. Если мир плохой, люди плохие и вы плохая, то у вас ни чего не получится. Такое сочетание максимально подготавливает к разрушению и зависимости.

- если вы в минусе, а мир и другие люди в плюсе – сценарий «не делай то, что важно для тебя, живи жизнями других», подготовка к созависимости.

- вы плюс, а другие минус, то формируется сценарий «не чувствуй».

5. Сопоставьте полученные результаты со своей жизнью. Посмотрите, переняли ли вы сценарий мамы, или, может быть в вашей жизни полный антисценарий (лишь бы только не как у мамы).

Субъективно оцените, на сколько процентов проявляется материнский сценарий в вашей жизни? Максимально он может проявляться, когда вы не в ресурсе. Посмотрите, какая ваша роль в этом сценарии, как вы активируете роли других в этом сценарии.

Какие личности партнеров будут подходить под этот сценарий?

Сопоставьте с реальной жизнью, так ли это?

Самая важная часть этой практики заключается в том, что теперь вы сами можете решить, что вы из этого сценария готовы оставить, а что хотите изменить?

6. Теперь посмотрите на свои вопросы, которые вы вначале себе записали и постарайтесь на них ответить с точки зрения Взрослого, который видит мамин сценарий, но при этом имеет свою точку зрения.

Многими другими эффективными техниками для работы психолога делюсь
здесь

Автор: Кудрявцева Ирина Александровна
Психолог, Семейный Созависимые отношения

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru