Найти в Дзене

Васильевский остров. Набережная Лейтенанта Шмидта. Прогулки по Петербургу.

Оглавление
Все фото автора.
Все фото автора.

Доброго Вам времени суток! Продолжаем путешествовать по Петербургу! Мы уже прошли всю Университетскую набережную на Васильевском острове, если не читали – можете прочитать здесь и здесь, а теперь мы выходим на следующую набережную – имени лейтенанта Шмидта, хотя когда-то эти две набережные были одной и именовалась она набережной Большой Невы, лишь в 1887 году отрезок от 7 до 23 линии Васильевского острова получил статус самостоятельной набережной, которая была названа Николаевской, как и мост, у которого она начинается.

Фото автора.
Фото автора.

В советское время и мост, и набережная были названы в честь одного из руководителей восстания в Севастополе в 1905 году – лейтенанта Петра Петровича Шмидта. В постсоветское время мосту вернули его историческое название – Благовещенский, а набережную переименовывать не стали. Не знаю – у кого как, а у меня с именем лейтенанта Шмидта неизменно возникают ассоциации с многочисленными «детьми лейтенанта Шмидта» из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова. Ну да Бог с ним, с названием, а мы, вступив на эту набережную, справа сразу встречаем один очень интересный дом – это «Дом академиков».

Фото автора.
Фото автора.

Дом академиков, ступени Трезини и математик Эйлер.

Дом №1 на этой набережной, построенный еще при Петре Первом по проекту общей застройки набережной Невы архитектора Доменико Трезини, был перестроен по проекту Саввы Ивановича Чевакинского в 1758 году, а позже, в 1809 году, – А. Захаровым. Квартиры в этом доме были отведены для ученых и членов Академии наук, поэтому и было дано такое название этому дому. Я насчитал на стенах этого дома 30 мемориальных досок с именами академиков, если, конечно, не сбился. Особое место здесь занимает ученый-физиолог Иван Петрович Павлов, в одном из помещений размещается его мемориальный музей-квартира.

Фото автора.
Фото автора.

Дальше, ступенями к набережной, которые задумал когда-то Трезини, идут еще четыре здания того же периода постройки, которые в последствии также не раз перестраивались: особняк А.М. Бракгаузен, укрытый сейчас строительными лесами и баннером, дом Умновой, дом Г.К. Кейзерлинга и дом П.М. Салтыкова на углу с 8-й линией Васильевского острова. Последний еще известен тем, что в нем в 30-е годы XIX века снимал квартиру крупный банковский служащий С.Н. Даргомыжский, со своим сыном, ставшим в последствии известным композитором.

Дальше, между 9-й и 10-й линиями Васильевского острова, расположились три подряд здания немного помоложе, они были построены во второй половине XIX века, а первое, самое большое из них, – дом М.С. Воронина был перестроен в 50-е годы XX века. Хотя, следующий после темно-коричневого доходного дома А.Е. Шлякова, дом на углу с 10-й линией, был построен еще начале XVIII века, но нынешний вид здание получило в середине века следующего, а известно это здание, в первую очередь, тем, что здесь с 1766 по 1783 годы жил известный математик Леонард Эйлер.

Морской Кадетский корпус и Крузенштерн.

Между 11-й и 12-й линиями весь квартал занимает большое желтое здание, построенное в начале XVIII века, но перестроенное в конце того же века, на центральной башенке которого развевается Андреевский флаг. Это здание Морского Кадетского корпуса, ныне – Военно-морская академия имени адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова, кстати, тоже выпускника этого учебного заведения.

Фото автора.
Фото автора.

Это учебное заведение много раз меняло свое название, но не направление обучения, а в разные времена его заканчивали многие прославленные мореплаватели и флотоводцы, вот только некоторые из них: прославленный адмирал Ушаков Федор Федорович, первооткрыватели Антарктиды адмиралы Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев, герой Крымской войны адмирал Нахимов Павел Степанович.

Фото автора.
Фото автора.

Кроме выдающихся флотоводцев здесь учились: великий русский художник Василий Васильевич Верещагин, знаменитый составитель толкового словаря русского языка Владимир Иванович Даль, создатель первого русского самолета Можайский Александр Федорович. А перед кадетским корпусом на набережной в 1873 году был открыт памятник выпускнику, а затем и директору Морского Кадетского корпуса адмиралу Ивану Федоровичу Крузенштерну, который вместе с капитаном I ранга Лисянским Юрием Федоровичем, тоже выпускником этого учебного заведения, в 1803-1806 годах совершил первое кругосветное путешествие на русских кораблях «Надежда» и «Нева».

Подводная лодка-музей.

А мы с Вами идем дальше! И видим пришвартованное к набережной, видимо, учебное судно «Юный Балтиец», а еще дальше пришвартована настоящая дизельная подводная лодка «С-189», превращенная в плавучий музей-памятник и ставшая третьим кораблем-музеем на воде северной столицы – после крейсера «Аврора» и ледокола «Красин». Крейсер «Аврору» мы когда-то посещали, а вот ледокол «Красин» мы с Вами еще сегодня увидим, но вернемся к подводной лодке.

Эта лодка была построена в 1955 году и 35 лет находилась в составе Балтийского флота. Это последняя подводная лодка проекта 613, сохранившаяся на территории бывшего СССР и превращенная, силами энтузиастов, в честь 100-летнего юбилея подводных сил, в музей. А до этого она несколько лет пролежала на грунте в районе Кронштадта, после того как затонула в 1990-х годах.

Фото автора.
Фото автора.

Немного про «линии».

Теперь отрываем свои взгляды от набережной и от Невы, и смотрим опять на дома, вновь выстроившиеся ступенями между 13-й и 14-й линиями. Кстати, о линиях. На Васильевском острове, как Вы могли заметить, если даже не знали до этого, вместо улиц, в основном проложены «линии». Нет, улицы здесь тоже есть, но в этой исторической части от набережных Большой Невы идут параллельные друг другу линии, которые пересекают потом под прямым углом три проспекта: Большой, Средний и Малый. Большая часть линий идут просто под номерами. Интересна нумерация домов, дело в том, что одна улица образуется из двух линий, и они идут попарно, начиная со второй, например, 2-я и 3-я, 6-я и 7-я, и так далее, а номера домов у четных линий – нечетные, и наоборот: у нечетных – четные.

Фото автора.
Фото автора.

Храм Успения Пресвятой Богородицы.

Так вот, пройдя квартал между 13-й и 14-й линиями, на углу с 15-й линией мы видим очень интересный и необычно раскрашенный храм. Такое впечатление создается, что он золотой с небольшими вкраплениями серебра. Это церковь Успения Пресвятой Богородицы, она была построена в конце XIX века и освящена в декабре 1897 года. С тех пор величественный пятиглавый храм, богато украшенный настенными росписями, стал играть важную роль в панораме набережной и устья Невы.

Это место на берегу Невы исторически всегда принадлежало монастырским подворьям. Сначала здесь находилось подворье Троице-Сергиевской лавры, затем, со второй половины XVIII века, больше ста лет, – подворье Псковского Архиерейского Дома, а с 1875 по 1933 годы – Киево-Печерской лавры. Потом церковь закрыли, а в 1956 году в здании был оборудован первый в городе крытый каток с искусственным льдом, с которого начался расцвет ленинградской школы фигурного катания. В Петрикирхе – бассейн, здесь – каток, ладно хоть не снесли или не взорвали! Сейчас, после возвращения в РПЦ, церковь восстановили вместе с закрашенными в советские времена фресками.

Репнины – Боткин – Рерихи.

Ну что ж, мы снова идем дальше и проходим еще квартал с выстроенными ступенями домами, чтобы повторить линию изгиба Невы и, соответственно. Набережной. Там, где 16-я линия отходит от набережной Лейтенанта Шмидта, стоит дом, построенный еще в 20-е годы XVIII века, в котором до конца того века жили Репнины. Потом владельцы менялись, однако, дом этот более известен, как дом М.П. Боткина – искусствоведа, художника и коллекционера, он и перестраивал этот дом по проекту архитектора А.К. Бруни в 1883 году. А еще в этом здании сейчас размещается Музей-институт семьи Рерихов.

Фото автора.
Фото автора.

Горное училище.

250 лет назад, в ноябре 1773 года Екатерина II утвердила решение Сената о создании первой высшей технической школы в России, которая была названа не кадетским корпусом, как предлагалось, а Горным училищем, правда еще до революции это учебное заведение пять раз меняло свое название, я уже не говорю о советском и постсоветском времени. А здание, в котором сейчас находится Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II, так сейчас называется это учебное заведение, построено в 1811 году. Его двенадцатиколонный портик виден издалека.

Фото автора.
Фото автора.

Автором проекта этого здания, которое строилось с 1806 года, был тот самый Андрей Никифорович Воронихин, главным творением которого является Казанский собор. Здесь, конечно, колонн гораздо меньше, чем у здания собора, но за то это здание напоминает античный храм. Особенно, благодаря тому что при оформлении здания были использованы мотивы древнегреческой мифологии.

Фото автора.
Фото автора.

Так, перед входом с двух сторон установили скульптуры, аллегорически символизирующие назначение здания – использование подземных богатств для укрепления экономической и военной мощи государства. Справа от портика установлена скульптурная группа «Геркулес, удушающий Антея», работы скульптора С.С. Пименова.

Фото автора.
Фото автора.

А слева от портика установлена скульптурная композиция «Похищение Прозерпины Плутоном», работы скульптора В.И. Демут-Малиновского.

Ледокол Красин.

На античные сюжеты посмотрели и идем дальше. А дальше, за Горным институтом, набережная Лейтенанта Шмидта заканчивается. Но перед тем, как уйти с набережной и пойти по 22-й линии к Большому проспекту, нельзя не обратить внимание на пришвартованное немного подальше судно, это ледокол Красин – легенда ледокольного флота нашей страны. С 1995 года он является музеем. А до 1927 года, этот корабль, построенный в 1916 году, назывался «Святогор», и действительно, силуэт его мощного корпуса чем-то напоминает былинного богатыря.

Вот рядом с ним мы пока с Вами и расстанемся, но ненадолго, скоро мы пойдем по Большому проспекту Васильевского острова! Не пропустите!

Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!

И всего Вам доброго!