Доброго Вам времени суток! Продолжаем наше петербургское путешествие, а точнее, исследование Васильевского острова. В прошлый раз мы с Вами остановились на Университетской набережной, двигаясь от Стрелки Васильевского острова, перед дворцом Меншикова, если не читали – можете почитать здесь, вот с него мы и начнем. Однако, приблизившись ко дворцу, нас ждало небольшое разочарование, так как дворец оказался на реставрации и его внешний вид был подпорчен пленкой, которой укрыт четырехколонный портик с лоджией. Поэтому оценить всю его красоту и неповторимость нам не удалось.
Меншиков и его дворец.
А специалисты говорят, что это уникальный пример петровского барокко, не имеющий прямых аналогов. Строить его начали в 1710 году, а уже в 1711 году Александр Данилович Меншиков отпраздновал, со свойственным ему размахом, новоселье в недостроенном дворце. Основные строительные работы были завершены в 1714 году, этот год и считается датой постройки дворца, хотя отделочные работы продолжались вплоть до 1727 года, когда светлейший князь перестал быть светлейшим и отправился в бессрочную ссылку в Березов.
В последствии дворец не раз перестраивался под различные нужды, в основном под нужды военных, а в 1981 году, после долгой реставрации, ему постарались вернуть первоначальный облик, и с тех пор он является филиалом Государственного Эрмитажа с экспозицией эпохи Петра Великого.
Не увидев в полном объеме дворец, мы пошли посмотреть на самого Меншикова. Справа от главного исторического здания дворца за оградой в 2002 году установили бюст первому генерал-губернатору Санкт-Петербурга, сподвижнику Петра Великого, генералиссимусу, это звание ему было даровано указом Петра II, однако его же указом позже Меншиков был лишен всех званий и состояния по обвинению в государственной измене и казнокрадстве. Не знаю, на сколько этот бюст имеет портретное сходство с оригиналом, ведь фотографии тогда еще не придумали, а судить по нарисованным портретам можно с большой натяжкой, художники, зачастую, приукрашивали своих именитых персонажей, тем не менее, здесь он выглядит вот так.
Румянцевский сад.
Посмотрев на бюст Александра Даниловича, идем смотреть бюсты знаменитых художников. А бюсты эти установлены в Румянцевском саду, который расположился сразу за 1-й линией Васильевского острова. Сад этот был разбит в 1867 году на деньги купца С.Ф. Соловьева, а до этого здесь был парадный плац, а еще раньше – в начале XVIII века здесь был Меншиковский рынок. В центре этого сада воздвигнут обелиск «Румянцева Победам», посвященный победам русских войск под командованием генерал-фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского. Инициатива создания такого памятника принадлежит самой Екатерине Великой, но открыли его уже после ее смерти – в 1799 году, и не здесь, а на Марсовом поле, а сюда, на парадный плац, его перенесли в 1818 году.
Кроме обелиска в этом саду есть еще два фонтана, такие же старинные, как и сам сад, но по понятным причинам, в конце ноября они уже не работали. А кроме обелиска и фонтанов здесь еще есть два бюста великим русским художникам. Оба эти бюста были установлены в саду в 1999 году, хотя отлиты они были еще в 1951 году. Сначала мы с Вами посмотрим на бюст мастера масштабных исторических полотен Василия Ивановича Сурикова, а затем на бюст мастера портретов, исторических и бытовых сцен Ильи Ефимовича Репина.
Академия художеств.
А бюсты эти здесь были установлены не случайно, ведь сразу за Румянцевским садом расположилось красивое величественное здание Санкт-Петербургской академии художеств имени того самого Ильи Репина. Это здание в стиле раннего классицизма было построено в 1788 году, а строилось оно 24 года. Разработал проект и начинал строительство этого здания приглашенный из Франции преподаватель архитектуры недавно образованной Императорской Академии художеств Жан-Батист Валлен-Деламот, но в 1775 году он вернулся во Францию.
Продолжили строительство, внося каждый свою лепту, Александр Филиппович Кокоринов и Юрий Матвеевич Фельтен. Именно Фельтен выдвинул идею воздвигнуть на куполе здания скульптурную группу «Минерва, коронующая искусства и науки», олицетворяющую императрицу Екатерину Великую. А между колоннами портика над главным входом установили статуи Геркулеса и Флоры Фарнезских работы скульптора И.П. Прокофьева по античным оригиналам.
Внутри здания имеется круглый двор диаметром 55 метров, говорят, это самый большой в мире внутренний круглый двор. Кроме него, есть еще четыре внутренних двора, поменьше, по углам здания. А в круглом дворе отметился наш знаменитый современник Зураб Константинович Церетели, в 2003 году там установили памятник его работы графу Ивану Ивановичу Шувалову – основателю Академии художеств. Но свободного доступа во двор и к памятнику нет, поэтому мы его не увидели.
Сфинксы и грифоны.
Перед зданием Академии, на набережной, нас все время отвлекали от созерцания этого прекрасного здания группы туристов, приехавшие сюда на экскурсионных автобусах и шумно толпящиеся именно на набережной. И не спроста, ведь рядом с Академией имеется эффектно оформленная набережная, сооруженная здесь по проекту архитектора К.А. Тона в 1834 году.
А украшают ее древние египетские сфинксы, охранявшие когда-то гробницу фараона Аменхотепа III, выкупленные по распоряжению Николая I и привезенные из Александрии. Возраст их оценивают в более чем 3500 лет. Говорят, что сначала здесь хотели установить конные статуи работы Клодта, но потом передумали и остановились на сфинксах. А еще говорят, что головы сфинксов являются портретным изображением самого фараона Аменхотепа III, только бородки у них были отбиты после смерти фараона.
На нижней площадке между сфинксами установлены гранитные скамьи, которые в том же 1834 году скульптор П.П. Геде украсил вот такими симпатичными грифонами. На лбу одного из них я заметил следы от губной помады, видимо, есть какая-то примета целовать их в лоб, не зря же их лбы натерты до блеска.
Благовещенский мост.
Ну вот мы уже почти дошли до Благовещенского моста, за которым Университетская набережная заканчивается, а начинается набережная Лейтенанта Шмидта. Да и мост этот в советские времена носил имя этого революционного лейтенанта, но мост и до этого переименовывали, с 1855 года он стал Николаевским в связи с кончиной императора Николая I. А построили его в 1850 году, и тогда он был самым длинным мостом Европы. В последствии его два раза серьезно перестраивали, увеличивая в ширине: в 1938 году и в 2005-2007 годах, тогда-то и вернули мосту историческое название.
Дом и памятник Трезини.
А мост этот выходит на площадь Трезини, как раз там, где заканчивается Университетская набережная. Эта площадь была названа в честь зодчего Доменико Андреа Трезини, который был первым архитектором Петербурга, не спроста, здесь расположен его дом, построенный по его же проекту его учеником – Михаилом Григорьевичем Земцовым. Этот дом строился очень долго, не зря говорят «сапожник без сапог», и историки до сих пор спорят – успел ли Трезини в нем пожить или уже после его смерти в 1834 году его вдова с детьми поселились в этом доме. Да и от первоначального облика того дома почти ничего не осталось после многочисленных перестроек часто меняющимися хозяевами, вплоть до нашего времени, когда из него сделали отель с громким названием «Дворец Трезини».
А в 2013 году скульптором П. Игнатьевым перед этим домом был установлен памятник автору первого генерального плана строительства северной столицы Доменико Андреа Трезини, который был торжественно открыт 19 февраля 2014 года в 280-ю годовщину со дня его смерти. Интересный памятник, даже не знаю – что больше впечатляет: его парик, плавно переходящий в шубу, или его самодовольная улыбка!
Вот здесь, рядом с довольным архитектором, мы с Вами пока и расстанемся, чтобы отсюда пойти дальше по набережной Лейтенанта Шмидта, но уже в следующий раз. Не пропустите, будет еще много интересного!
Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!
И всего Вам доброго!