Да, я называю это состояние «озадаченностью». Состояние, когда у ученика нет времени на болтовню с соседом, на отвлекание и пр., потому что он получил задание, даже не задание – целую задачу, которую ему необходимо выполнить. Это мои «золотые минуты» урока. Я только консультирую и слегка направляю к верным ответам. Обычно, я прибегаю к этому приёму в конце учебного года, когда все темы пройдены, новый материал начинать не резонно, когда у всех уже накопилась усталость от друг от друга, когда мысленно, все уже отдыхают. Приём не новый, не мною изобретён, но мною неоднократно проверен и одобрен. Вот он: на отдельных карточках я распечатываю задания, которые должны выполнить ученики. Задания разные, и чтобы их выполнить, учащимся необходимо применить либо ранее пройденную языковую конструкцию, либо вспомнить грамматическое правило, либо «прочесать» словарный запас в поисках нужной лексики. Например, в восьмом классе мы проходили тему «Прямая и косвенная» речь», значит, одним из заданий будет: «СКАЖИТЕ ВАШЕМУ ОДНОКЛАССНИКУ, ЧТО УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ ПРОСИЛ ЕГО ЗАЙТИ К НЕМУ». Проходили модальный глагол should, отлично, значит можно добавить несколько карточек с заданиями типа «У ВАШЕГО ДРУГА БОЛИТ ГОЛОВА. ПОСОВЕТУЙТЕ ЕМУ ЧТО-НИБУДЬ» или «НА УЛИЦЕ ПОХОЛОДАЛО. ПОСОВЕТУЙТЕ ДРУГУ ОДЕТЬСЯ ТЕПЛЕЕ». Тема «Условные предложения» - пожалуйста, давайте "освежим" – «ВАС ПОПРОСИЛИ О ПОМОЩИ. СКАЖИТЕ, ЧТО ВЫ ПОМОЖЕТЕ, ЕСЛИ У ВАС ДЛЯ ЭТОГО БУДЕТ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ», и так далее, и тому подобное…
Кроме вас, коллеги, никто лучше не знает , на что способны ваши ученики, и подобные карточки, конечно же, каждый учитель составит индивидуально, опираясь на возраст, знания, темперамент своих учеников. Единственное, что ещё хотелось бы добавить: карточки я предлагаю ученикам тянуть самим, вслепую. Никому не должно быть обидно, что называется, воля случая. Обязательно даю немного времени на подготовку, разрешаю пользоваться тетрадями, учебниками, словарями, сам консультирую. Здесь, кстати, кроется ещё один полезный момент – можно увидеть по какой теме у учеников есть пробелы. Также, при таком занятии, я обычно сажу учеников вкруг, и сам сажусь с ними, мне кажется, тут важно стереть обычные границы ученик-учитель, и учитель занимает позицию скорее, ведущего некой интеллектуальной игры. Обязательно напоминаю ребятам, что обращаясь к одноклассникам, называем их по имени, используем весь арсенал вежливых слов (Excuse me/please/thanks и т. д.). Сильные ученики успевают отработать за урок по несколько карточек, слабые ученики, справившись даже с одной коммуникативной задачей, получают свою «личную победу». Ну, а мы, педагоги – свою!