Найти тему
С миру по слову.

Новое прочтение "Грозы" у Вахтангова

Когда я впервые в жизни повела детей на детский спектакль про репку, меня всю первую часть не покидало ощущение, что такое видение режиссеру пришло под воздействием веществ, изменяющих сознание.

Удивительное дело, но много лет спустя точно такое же ощущение оставил после себя наш последний поход в театр, после чего на нас как на театралах можно было ставить жирный крест.

А ведь я хотела как лучше.

Дело в том, что нынешняя школьная программа по литературе мне кажется ужасно нудной. Очень много произведений из прошлых веков, которые для нынешней молодежи уже неактуальны. Иногда нужна особая подача, атмосфера, чтобы ученики вникли в реалии тех времен. А уж пьесы, что Гоголя, что Островского - это отдельный вид истязаний, за которые, на мой взгляд, нужно привлекать по соответствующей уголовной статье.

Однако когда я такие пьесы видела в Малом театре - они воспринимались весьма органично.

Вот и решила я облегчить своим детям жизнь. Старшей в скором времени предстояло читать "Грозу" Островского, да и младших через год-два ждала та же участь. К сожалению, в Малом театре нужной постановки не было, и мы пошли в театр имени Вахтангова.

Что я имею вам сказать...

Конечно, ребята-актеры и режиссер очень постарались сделать так, чтоб постановка молодежи "зашла".

И ведь кому-то зашло же!

Вот только учебе в школе просмотр вряд ли помог.

Потому что на самом деле это был не Островский и не "Гроза", а его извращенная трактовка.

Не, герои-то почти те же самые с некоторой поправкой...

Во-первых, как и в Репке, главным героем произведения оказался как вы думаете, кто?

Правильно - Кот. Наверное его из Репки переманили, чего зря роли пропадать, раз в Поколении ее больше не ставят.

Вообразите картину: вы приходите смотреть серьезное драматическое произведение - и вдруг в перерывах между картинами к вам выскакивает здоровенный мужик с бантиком на шее, носится по сцене на четвереньках за клубком, изображая нечто среднее между мурчаньем и рычаньем. А когда настает время уступить место другим героем - мозолит глаза откуда-то из угла - и так всю постановку.

У меня сложилось ощущение, что уважаемые господа вахтанговцы театр с цирком перепутали, поэтому по ошибке приняли в труппу коверного, который вынужден сами искать себе занятие.

Во-вторых, трагическую пьесу превратили просто в какое-то п.о.р.н.о.шоу.

Там все "любятся" со всеми: Варя с Кудряшом, Катя с Борисом, Кабаниха с Диким, а Кот и Тихон - тихо сами с собою.

Варя вообще производит впечатление буйнопомешанной: дрыгалась по сцене в подобии ночной рубашки, босая, простоволосая, в процессе чтения монологов скачущая по некоему подобию дерева аки укушенная в попу обезьяна, почему-то то и дело подкатывающая к Кате, хотя у нее вроде как есть жених. В результате сцена признания в любви прозвучала крайне двусмысленно.

Очень странно было наблюдать Варю, одетую в ночнушку рядом с закутанным в пальто Кудряшом.
Очень странно было наблюдать Варю, одетую в ночнушку рядом с закутанным в пальто Кудряшом.

Впрочем, Варе было в кого иметь странности: ведь судя по тому, как Кабаниха норовила облапать свою невестку - и это при том, что по ночам она вслед за молодежью мутит шашни с Диким - у нее тоже явно нездоровые б.и.с.е.к.с.у.а.л.ь.н.ы.е наклонности.

Катя и Кабаниха
Катя и Кабаниха

Я так и не поняла, зачем Кабаниха весь спектакль носила свой чудной тюрбан, еще и Катю в похожий упаковала. Что он должен символизировать - для меня так и осталось загадкой. Наверное, заботливая свекровь хотела скрыть от общественности Катины коротко стиженные и мелированные волосы - забыла что-ли, какое время изображаешь?! С другой стороны - на дочь бы родную посмотрела - вот уж где точно срамота.

В общем, вид пожилой женщины, копошащейся в голове у молодой в процессе наматывания тюрбана, вызывал опять же весьма странные ощущения.

Под конец трагедию нам все же организовали. Только там Катя не бросилась в воду. Вот уж воистину героиня погибла от любви, потому что Борис, произнеся монолог о том, что жаждет, чтобы все поскорее закончилось, удушает возлюбленную в объятьях. Живой мы Катю больше не увидим.

Как ни странно, если закрыть глаза и не смотреть на все это похабство - диалоги звучали весьма убедительно и проникновенно.

Из театра я уходила в глубокой задумчивости. Никогда не была в Вахтангова раньше, но судя по истории театра, мы лицезрели откровенную деградацию.

PS

За пьесу в школе ребята каким-то чудом отчитались.