Пабло Пикассо (годы жизни 1881-1973) написал свои первые картины в первые же годы собственной жизни. По словам матери испанского художника, его первыми словами стали «пиз, пиз», что было сокращением от испанского слова «лапиз», означающего «карандаш». В возрасте семи лет Пабло уже получал формальное художественное образование в области рисования фигур и живописи маслом, обучаясь у своего родного отца. Папа будущего известнейшего на весь мир мастера – Хосе Руис-Бласко (годы жизни 1838-1913) – тоже был художником, он специализировался на натуралистических изображениях птиц. Также он был профессором искусств в Школе Ремёсел и хранителем местного музея.
С течением времени отец и дядя Пикассо решили отправить молодого художника в Королевскую Академию Изящных Искусств Сан-Фернандо в Мадриде – столице Испании – ведущую художественную школу страны. В шестнадцать лет Пабло впервые отправляется уже в самостоятельный путь, правда, формальное обучение ему ой как не нравилось, и вскоре после поступления в академию он перестал посещать её занятия.
К тому времени в Мадриде было уже множество достопримечательностей. К примеру, в Музее Прадо хранились картины Диего Веласкеса (годы жизни 1599-1660), Франсиско Гойи (годы жизни 1746-1828) и Франсиско де Сурбарана (годы жизни 1598-1664). Но особенно юный Пабло восхищался творениями Эль Греко (годы жизни 1541-1614); такие элементы, как его удлинённые конечности человеческого тела, захватывающие цвета и мистические лица, хорошо отражены уже в более поздних работах Пикассо. Но сегодня речь пойдёт о ранних картинах Пабло.
1 место. «Мужчина в Берете»
- Дата создания: 1895 год
- Размеры: 50,5 х 36 сантиметров
Когда Пабло Пикассо написал сей портрет, ему было всего лишь четырнадцать лет. Это одна из самых ранних работ творца, где он использовал масло в формате, немного превосходящем привычный для его творческой карьеры.
2 место. «Портрет Тётушки Пепы»
- Дата создания: 1896 год
- Размеры: 57 х 50 сантиметров
Чистый реализм лица, а также обработка цвета и света могут напомнить нам о явном влиянии испанской портретной традиции, в особенности традиции работ Диего Веласкеса. Хосефа Руис-Бласко (она же тётя Пепа; годы жизни 1825-1901) – родная сестра отца Пабло – ненавидела, когда её рисовали, и, вполне возможно, именно поэтому на портрете она и выглядит такой нервной.
3 место. «Автопортрет с Растрёпанными Волосами»
- Дата создания: 1896 год
- Размеры: 32,7 х 23,6 сантиметра
Пикассо написал данную работу в тот же самый период, когда писал множество портретов своих родителей и ближайших родственников.
4 место. «Портрет Матери Художника»
- Дата создания: 1896 год
- Размеры: 52,7 х 41,5 сантиметр
На данном портрете запечатлён момент, когда родная мать художника, изображённая в профиль, отдыхает в полудрёме. Её голова слегка наклонена вперёд, а глаза закрыты, что создаёт весьма умиротворённую атмосферу.
5 место. «Наука и Милосердие»
- Дата создания: 1897 год
- Размеры: 197 х 249,5 сантиметров
Картина «Наука и Милосердие» – это одна из главных работ первых лет обучения Пикассо. В пятнадцать он уже почувствовал себя достаточно зрелым для творчества, после чего стал всё чаще браться за большие и крайне амбициозные композиции. Она стала одной из кульминаций его академических занятий, которыми фактически руководил его же родной отец – Хосе Руис-Бласко.
6 место. «Диван»
- Дата создания: примерно 1899 год
- Размеры: 25,2 х 29 сантиметров
Произведение «Диван» представляет собой обычную сцену из многих ночных заведений, таверн и борделей Барселоны конца XIX столетия, вращающуюся вокруг так называемого «Квартала Красных Фонарей», о котором Пикассо отлично знал не понаслышке.
7 место. «Декадентский Поэт (Портрет Хайме Сабартеса)»
- Дата создания: 1900 год
- Размеры: 48,3 х 32,2 сантиметра
Через несколько месяцев после знакомства со скульптором и писателем Хайме Сабартесом (годы жизни 1881-1968), который впоследствии стал его близким другом, а с 1935 года ещё и личным секретарём, Пикассо создал два его акварельных портрета. За время их продолжительных отношений Пабло нарисовал множество портретов Сабартеса карандашом или же маслом, некоторые из них были полны иронии, которая оказалась смешана с совместными шутками и любовью, ведь именно это и было основой их тесной и долгой дружбы.
8 место. «Деревенский Домик Кике»
- Дата создания: 1898 год
- Размеры: 26,3 х 39,5 сантиметров
В июне месяце 1898 года Пикассо отправился в Орта д’Эбре, что в Орта-де-сан-Жоан, Терра-Альта, Таррагона, Каталония, Испания. Тамошние пейзажи произвели на него сильнейшее впечатление, годы спустя творец скажет следующее:
«Всему, что я знаю, я научился в городе Палларес».
9 место. «Ярмарочный Ларёк»
- Дата создания: 1900 год
- Размеры: 38,1 х 46,3 сантиметров
Пикассо нарисовал эту работу во время своего визита в Париж – столицу Франции – осенью 1900 года. Также известная как просто «Ярмарка», она входит в целую серию творений Пабло, созданных на основе ночной жизни Парижа с явным влиянием таких художников, как Теофиль-Александр Стейнлен (годы жизни 1859-1923) и Анри де Тулуз-Лотрек (годы жизни 1864-1901). Полотно было включено в парижскую выставку произведений искусства Амбруаза Воллара (годы жизни 1866-1939), проводившуюся в 1901 году.
10 место. «Ожидание (Марго)»
- Дата создания: 1900 год
- Размеры: 68,5 х 56 сантиметров
Данный портрет морфинистки или же проститутки, написанный быстрыми, очень красочными мазками, частично вобрал в себя и дивизионистскую живописную обработку. Точно так же заслуживают комментария энергичные и толстые мазки, на что могло повлиять творчество Винсента ван Гога (годы жизни 1853-1890), и чёрный контур фигуры – ещё одна особенность некоторых произведений голландского живописца и целого французского художественного движения, известного как «Наби».
11 место. «Автопортрет в 18 Лет»
- Дата создания: примерно 1900 год
- Размеры: 22 х 16 сантиметров
Художественный стиль Пабло Пикассо часто менялся, поэтому никого и не удивляет, что к 1900 году он изобразил себя совершеннолетним, выполнив собственный автопортрет углём на бумаге. Он передал своё лицо с анатомической правильностью, но линии мастера, по сравнению с его более ранними произведениями, стали более рыхлыми и схематическими.