В середине декабря 2023 года в соответствии с поручением президента РФ Владимира Путина будет запущено рабочее движение по новой железной дороге «Выходной – Лавна». О том, что первые поезда с углем через реку Тулома уже через несколько дней пойдут в северном направлении к Кольскому заливу, 7 декабря в ходе Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» заявил губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
Эта стальная магистраль, идея сооружения которой родилась достаточно давно, имеет огромное значение, особенно на фоне переориентации логистических цепочек. Как отметил в комментарии нашему каналу руководитель компании «Трансэнерком» Олег Шевцов, Восточный полигон сегодня перегружен и даже с расширением пропускной способности БАМа и Транссиба мощностей будет недостаточно. Поэтому открытие порта «Лавна» и железной дороги к нему поможет частично разгрузить транспортные хабы и нарастить объемы экспорта грузов.
Данный проект внесет важный вклад в решение стратегической задачи — новый современный незамерзающий российский порт, интегрированный в МТК «Север – Юг», по сути станет альтернативой аналогичным прибалтийским объектам, которые после ухода российских и белорусских грузов (из-за санкций) продолжают терпеть убытки.
К примеру, в Эстонии грузооборот по итогам текущего года уменьшится примерно на 30% в сравнении с 2022-м. Хотя подобную тенденцию предсказывали еще в 2010-х, когда на Северо-Западе России и стартовал проект по созданию новой инфраструктуры.
Общая площадь порта «Лавна», имеющего выход в нейтральные воды, составляет 120 Га; глубина у берега — 15 м (это позволит принимать крупнотоннажные суда). Данный объект станет одним из самых значимых логистических хабов в составе Северного морского пути (СМП).
Несмотря на то, что первый уголь к Кольскому заливу доставят по железной дороге уже в декабре 2023-го, официальный ввод в эксплуатацию, как порта, так и стальной магистрали, намечен на 2024-й. Ожидается, что в следующем году через «Лавну» пройдет около 4 млн грузов. А после 2025-го удастся выйти на мощность 18 млн тонн в год.
По словам Евгения Дитриха, директора Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), выступившей в роли инфраструктурного инвестора, основными потребителями угля, который будет отгружать «Лавна», станут Индия, Китай, Пакистан, Марокко, страны Латинской Америки и Ближнего Востока. В перспективе предполагается организовать перевалку минеральных удобрений и других видов груза и довести мощности порта до 24, а в дальнейшем и до 34 млн тонн.
Напомним, проектные работы в этом направлении начались еще в позапрошлом десятилетии. Соответствующие документы подготовили к 2007 году, а через пять лет приняли окончательное решение о сооружении порта и железной дороги. Но позднее сроки пересмотрели — некоторые инициаторы кампании попросту вышли из проекта. Мнения о его целесообразности были разные. Некоторые считали задумку слишком рискованной из-за неясности относительно грузовой базы.
Тем не менее в 2018-м Росморречфлот и ГТЛК заключили концессионное соглашение. В том же году на западном берегу Кольского залива стартовали подготовительные работы. Но в дальнейшем по ряду причин, среди которых называли и пандемию, все мероприятия были остановлены. Возобновили их осенью 2021-го. А уже в следующем году проект приобрел особую значимость. Было объявлено, что из федерального бюджета на него выделят почти 38 млрд руб.
Параллельно возобновились активные работы и по сооружению электрифицированной железнодорожной ветки. Главным искусственным сооружением на 49-километровой линии стал мостовой переход через Тулому (1,3 км), который по факту начали возводить еще в 2014-м, но работы периодически прерывались из-за неопределенности относительно судьбы порта.
Проект технически сложный — опоры моста уходят на глубину до 100 м, причем грунт в этом месте достаточно плотный, поэтому пришлось применять технологию косого погружения свай. Несмотря на трудности, за последние 1,5 года удалось выполнить тот же объем работ, что и в течение семи лет до того.
Изображения в статье — Правительство Мурманской области / gov-murman.ru