Изначально, магический реализм - жанр литературы, который ставит перед собой задачу "отыскать в реальности то, что есть в ней странного, лирического и даже фантастического — те элементы, благодаря которым повседневная жизнь становится доступной поэтическим, сюрреалистическим и даже символическим преображениям" (французский литературный критик Эдмон Жалу в 1931 году). Благодаря ряду прекрасных произведений Габриэля Гарсия Маркеса (Сто лет одиночества, 1967), Хорхе Луиса Борхеса (Вавилонская библиотека, 1941) и других латиноамериканских авторов, данный жанр эволюционировал и распространил своё влияние и на другие сферы искусства. По этой причине, со временем изначальное определение изменялось, как и менялось искусство в целом. В данный момент, магический реализм определяют как "художественный метод, в котором магические (мистические) элементы включены в реалистическую картину мира".
Ключевым произведением в рамках магического реализма, всё же стоит назвать роман "Сто лет одиночества" Габриэля Гарсиа Маркеса. Место действия романа - Колумбия, вымышленный город Макондо. В 1964 году, в Колумбии начинается гражданская война, что влияет и на Макондо. Всё это порождает череду событий, которые навсегда меняют местных жителей. На фоне происходящего исторического ужаса и личных драм героев, которые выглядят вполне реалистично и знакомо читателям, с героями происходят странные события, частота которых становится всё больше на фоне ускоряющегося упадка Макондо. В поселении на протяжении 5 лет идут дожди, рождаются дети со свиными хвостами, герои отличаются феноменальным долголетием, но в итоге, в соответствии с древними предсказаниями, город просто перестаёт существовать и стирается с лица земли и всех карт.
Теперь, рассматривая магический реализм не только в контексте литературы, стоит упомянуть что данный художественный метод стал популярен в кинематографе. Многие популярные фильмы, которые вы могли увидеть, также включают в себя элементы магического реализма. В качестве примера можно рассмотреть фильмы "Лабиринт Фавна", "Зелёная миля", а также анимационный фильм "Порко Россо". В данных произведениях, мы видим близкий нам мир, который точно можно назвать реалистичным, но при этом, часть этого мира можно назвать необъяснимой, магической.
В Лабиринте Фавна девочка Офелия живёт в Испании 1944 года, где уже к завершающей стадии подходит гражданская война длившаяся несколько лет. Офелия живёт жизнью обычной девочки, но в какой-то момент попадает в загадочный лабиринт, где встречается с магическими существами. И так, на фоне человеческой трагедии, мы наблюдаем как магическое, является способом выхода из ужасной реальности.
В Зелёной миле (снятой по книге мастера магического реализма Стивена Кинга), надзиратели тюремного блока "Е" живут своей привычной жизнью, пока эту повседневность не разрушает новый заключенныq Джон Коффи. Джон обладает необъяснимой силой, которая может, как и излечить, так и принести страдания. Зрители вместе с надзирателями становятся свидетелями необъяснимых чудес, которые завораживают главного героя, Пола, настолько, что он так и не сможет забыть произошедшие события, которые оставят свой след и на его жизни.
В Порко Россо главный герой, пилот Марко Паготт, после участия в Первой мировой войне и наблюдении нового государственного устройства в разочаровывается в людях, в том числе и себе, настолько, что сам навлекает на себя проклятие и становится наполовину свиньёй. Но этот выбор устраивает героя, ведь по его словам "Я лучше буду свиньёй, чем фашистом". Такой магический способ уйти от безумия реальности, отгородиться от жестокости человеческой натуры является интересным приёмом, который показывает ещё один способ переплетения мира магического и мира реального. Стоит упомянуть, что исследование на данную тему можно провести и по другим работам Хаяо Миадзаки, что показывает автора, как одного из современных классиков в рамках магического реализма.
Если же переносить магический реализм на видеоигры, можно также рассмотреть несколько интересных примеров. Но важно упомянуть, что в соответствии с рассматриваемым художественным методом, видеоигры должны обладать целостной историей и чётким повествованием, что отсекает рассмотрение целых жанров. В качестве рассматриваемых примеров возьмём "Kentucky Route Zero", "Where the Water Tastes Like Wine", "Night In The Woods", "What Remains of Edith Finch" и "Disco Elysium".
Kentucky Route Zero является интересным примером того, как игра переносит нас в конкретное место и время, со своим шармом и особенностями. Данная инди игра является point-and-click adventure, которая делает упор на диалоги и выбор путей, по которому пойдёт наш персонаж (как и наша игра Арка Края!). Игра рассказывает о водителе грузовика по имени Конвей и странных людях, которых он встречает, когда пытается пересечь таинственный Нулевой маршрут в штате Кентукки , чтобы сделать последнюю доставку для антикварной компании, в которой он работает. Так, довольно обычная поездка превращается в интересное путешествие, в котором мы знакомимся со штатом Кентукки, местными нравами и погружаемся в мистическую атмосферу данного места, где не всё так легко понять и объяснить. Прекраснейшее визуальное оформление и интересные решение только ещё сильнее подчёркивают мистицизм происходящих событий.
Where the Water Tastes Like Wine также представляет собой интересное приключение по штатам, только теперь вместо конкретного штата, мы имеем конкретное время - Великая депрессия. Путешествия по карте страны мы встречаем различных незнакомцев, слушаем их истории и пытаемся разобраться в них. Эта игра часто причисляется к жанру adventure, но из-за уникальности своего игрового опыта, сложно назвать какой-то конкретный жанр, который полностью раскроет это загадоночное путешествие. Игра переполнена американским фольклором и легендами тех мест, и того времени. Мотивация же данного путешествия вплетена в мифическую игру с духом того времени, где вместо карт, мы играем человеческими историями, а на кону наша жизнь.
Night In The Woods является ещё одним интересным примером игры в жанре point-and-click adventure. Мы берём на себя роль Мэй, которая вернулась в родной город Поссум-Спрингс. Город выглядит вполне обычно, что не скажешь о его жителях, ведь все они - зооморфические люди (люди с качествами животных). В отличии от уже рассмотренного Порко Россо, персонажи здесь, не только выглядят как животные, но и от части ими и являются, имеют животные порядки и характеристики. Но несмотря на это, вместе с Мэй, мы знакомимся с довольно обычными жителями города, решаем обычные межличностные конфликты и пытаемся наладить старые связи. Но развитие данной истории приводит нас к мистической тайне Поссум-Спрингс, раскрыть которую мы сможем с помощью старых друзей.
What Remains of Edith Finch это интересная история, не менее интересной семьи Финч. Игра представляет собой жанры first-person adventure&exploration. По сюжету игры мы играем за Эдит Финч, последнюю представительницу рода Финчей, которая обследует старый семейный особняк, который остался заброшен, после того как там прожило несколько поколений её предков. Над родом Финчей витает проклятие, и Эдит под управлением игрока должна посетить комнаты предков и изучить по документам и фамильным реликвиям обстоятельства их жизни и смерти, а также раскрыть секрет данного проклятия. Взаимодействуя с семейными реликвиями, игрок наблюдают сцены, в которых раскрывается гибель предков главной героини, при этом каждый флешбек имеет свой определённый визуальный стиль и геймплей. В этих флешбэках нам предстоит узнать загадочные обстоятельства жизни и смерти своих родственников.
Disco Elysium является феноменальной игрой во всех смыслах. Небольшая инди игра в жанре ролевого текстового приключения показала, что имея минимальное количество игровых механик и огромное количество наиинтереснейшего текста, который формирует собой увлекающий мир и захватывающую историю, можно добиться громкого успеха. Действие Disco Elysium разворачивается в фантастическом мире Элизиума, созданном Робертом Курвицом и его командой в качестве настольной игры задолго до разработки видеоигровой версии, который охватывает временной период в 8 тысяч лет. Элизиум состоит из земляных массивов, называемых «изолами», которые разделяет Серость — загадочная соединительная масса, где нарушаются обычные законы реальности. Продолжительное пребывание в Серости может вызывать психические расстройства, а перемещение через неё считается очень опасным. Мы берём на себя роль героя, который просыпается в разгромленном гостиничном номере с ужасным похмельем и полной амнезией. Вместе с ним мы исследуем окружающий мир и знакомимся с огромным количество различных персонажей. В ходе данного приключения, игрок может открыть аномалии пространства и времени, открыть новый вид живых организмов, обладающих удивительными способностями или же раскрыть секреты местной религии. Но всё это зависит только от того по какому пути выберет пойти игрок и захочет ли он открыть завесу тайны этого мира или остаться в знакомых многим реалиях небольшого города, который оказался на грани революции.
В заключении, хотелось бы отметить, что художественный метод магического реализма является интереснейшим приёмом, который скрывает в себе потенциальную многогранность любой истории, ведь и в нашем реальном мире мы иногда наблюдаем вещи, которые наталкивают нас на размышления о магии, божественном вмешательстве и неизведанности мира. И может иногда, загадка так и должна остаться загадкой, чтобы каждый из нас нашёл свой ответ.