Найти тему

Игра в жизнь: правила прохождения. Часть I

Оглавление

В самое главное путешествие в своей жизни человек отправляется тогда, когда больше не может жить во лжи:

  • соглашаться, что «все животные равны, но некоторые немножечко равнее»;
  • не замечать, что «король-то голый»;
  • делать вид, что из букв «Ж, О, П, А» можно-таки сложить слово «вечность».
Фото: https://sun9-71.userapi.com
Фото: https://sun9-71.userapi.com

При этом, он не понимает, что живет во лжи, ему просто как-то плохо, ёлочные игрушки не радуют, как-то хочется домой, хотя и так дома, как-то дискомфортно, страшно… словно Каю, которому в глаз и сердце попали кусочки троллячьего зеркала, и в привычном мире всё стало НЕ ТАК.

Но, как мы все знаем, «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Осколок заклятого зеркала – идеальная метафора для травмы.

В отличии от сказочных героев, мы носим эти ледяные занозы десятками лет. Критическая масса в конце концов нарастает, и «никогда такого не было, и вот опять»: приходит невроз, депрессия, психосоматика, тяжелые жизненные обстоятельства (спроецированные нашей собственной психикой).

Словом, то, что бескомпромиссно объявляет: «Так жить/ врать дальше невозможно, делай что-нибудь». На самом деле мы и до этого жили х… так себе жили. Просто и настоящая заноза нагнивает и нарывает не сразу, но пока совсем не разболелось, можно ведь и не замечать.

Фото: https://ya.ru/images
Фото: https://ya.ru/images

Я очень часто говорю новым клиентам в начале работы: «Сейчас в это трудно поверить, но, вот увидишь, наступит день, когда ты скажешь спасибо своей тревоге, паническим атакам, депрессии». Через все это я и сама прошла, поэтому и сталкер, а не теоретик – увы и ура.

Да и сам Юнг говаривал: «У него невроз? Так это же прекрасно!»

Для, так сказать, «повседневного» сознания это звучит парадоксально, но любой эволюционный процесс начинается в результате страдания, ибо страдание только и нужно для того, чтобы придать ускорение осознанию – нечто требует корректировки. Как в известном меме: «Надо духовно расти, иначе π-здец».

В монотеистической традиции боль и страдание принято воспринимать через концепцию греха, как наказание за плохое поведение. И даже если кто-то из нас верит исключительно в научный прогресс, догмат греха вложен в нас десятками, если не сотнями поколений предков, впитан из коллективного бессознательного.

Фото: https://cs3.pikabu.ru
Фото: https://cs3.pikabu.ru

Хотя, все мы прекрасно понимаем: холодно – надень шарф; жарко – сними, долго болит живот – звони в скорую, чтоб резали к чертовой матери, не дожидаясь перитонита. А если вместо этого сядешь в уголочке и будешь посыпать голову пеплом, да рассуждать, в чем нагрешил, коньки отбросишь.

Увы, с болью и дискомфортом душевным мы от чего-то поступаем не так, терпим и ждем, пока совсем не припечет, пока небо с овчинку не покажется.

Вина (чувствование своей греховности) антагонистична принятию ответственности. Но и за это винить себя не стоит, никто сознательно этого не выбирал, людям в обязательном порядке ее прививают в детстве, ведь, как кто-то сказал: «Нельзя ждать от верующего поддержки церкви, если он не считает себя грешником». Можно добавить: «Нельзя ждать от ребенка послушания, если он не считает себя виноватым».

Художник Андрей Куртасов: https://ya.ru/images
Художник Андрей Куртасов: https://ya.ru/images

Системе нужна от нас послушность, смирение, кротость. А все это базируется только на страхе, осознаем мы его или нет.

Не так давно был у меня никчемный разговор с одним «условно верующим». Ну, вы знаете таких: пост, на службе пару раз в год постоять, а потом снова бояться, но врать, мелко и крупно гадить людям и рационализировать, что они сами виноваты. Так вот, сей господин доказывал мне, что бога нужно непременно бояться, иначе человек пойдет вразнос. Жуй меня тролль! Это подход к рабу, к заключенному, к незрелому человеку. Зрелый может быть со-творцом, демиургом, творить реальность вместе с богами, ведь у них, как известно, других рук-то нет, кроме наших. Но для этого нужно перестать врать себе, что ты взрослый, а вырасти по-настоящему.

В чем ещё ложь?

В том, что живем не своей жизнью, не своими истинными ценностями, не воплощаем того, что нам предназначили боги, не радуем их своей радостью, не благодарим за дар жизни. Вместо этого играем роли, с которыми сращиваемся, сплетаемся, сплавляемся.

Знаете, в старину на Руси актёрское ремесло считалось одним из неправедных, актеров даже хоронили за пределами кладбища наряду с самоубийцами. Языческая традиция объясняла это тем, что лицедей на сцене живет чужой жизнью, а стало быть, отказывается от собственной, что дарована Всевышним, и тем самым лишается души.

"Скоморохи в деревне" Ф.Н. Рисс: https://runivers.ru
"Скоморохи в деревне" Ф.Н. Рисс: https://runivers.ru

Увы, «лишаемся души» мы еще в этой, земной реальности – так как отказываемся от жизни любимого дитя божьего, уникального создания творцов (вселенной, природы – как угодно), копии которого никогда не было, нет и не будет, в пользу приспособленческого лицедейства.

Кто виноват?

НИКТО. Ради всех богов и демонов, давайте оставим в покое маму. Увы, психология частенько превращается в пестование своих детских травм. И что в результате? – «Я жадный, потому что мамка в детстве конфет не давала. Я, можно сказать, инвалид, вот справка, с меня спроса нет».

Как я опять же часто говорю клиентам: «Каким бы вы идеальным родителем не были, вашему ребенку будет, что рассказать своему психотерапевту».

А дело в том, что… Хехей! Ура! Ты попал на планету Земля! Добро пожаловать в игру!

Суть квеста вот в чем: в начале игры, как только ты появляешься на свет то есть, ты напрочь забываешь, кто ты, какова твоя миссия, ценности, суперспособности и т.д. Задача – вспомнить и воплотить. «Per anus ad astra», так сказать.

Это же просто восторг! Это ж какую восхитительную игру придумали боги!

Первый этап называется «прокрустово ложе», он же социализация.

Здесь тебя, собственно, социализируют и травмируют.

В первую треть игры-жизни так и положено, так как задача молодости и есть усвоение образцов поведения, норм и ценностей окружения, знаний и навыков, позволяющих влиться в систему. Ориентир социализации – пресловутое «не хуже, чем у всех», где «все» – это весьма узкий круг людей из ближнего окружения.

"Деревенская школа" Уильям Бромли: https://ya.ru/image
"Деревенская школа" Уильям Бромли: https://ya.ru/image

Да, на этом уровне вполне можно остаться и никуда дальше не ходить. Большинство людей, процентов так 80, именно так и делают. А решиться или не решиться на «level up» (идти ли из крепких «землепашцев» в «герои» и «цари») чаще зависит, уж простите, даже не от воли и личных качеств, а от пункта 1.2.

1. 2. Что касается травматизации – это тоже необходимый процесс. Травма совсем не обязательно подразумевает откровенное насилие и унижение (хотя и это, конечно, тоже). Травмирующей для психики является любое столкновение с новой реальностью, для которых у Эго еще не имелось в арсенале взрослых, адекватных защитных стратегий (кратко я пишу об этом здесь, а еще подробнее и пожестче вот тут).

"Christmas" Норман Роквелл: https://i.pinimg.com
"Christmas" Норман Роквелл: https://i.pinimg.com

Не смотря на всю болезненность процесса и пагубность результата, травматизация необходима. Во-первых, она снабжает уникальными артефактами (которыми мы по началу просто не умеем пользоваться). Во-вторых, без нее никто не захочет переходить на следующие уровни.

Проблема, собственно, даже не в самой травме (ведь мы выжили), а в том, что мы решаем с этим делать дальше. И, хуже того, вовсе и не мы решаем. У ребенка зрелых защит еще нет, он не понимает, что практически любое злосчастье конечно. А когда нет собственного навыка и ресурса, на помощь приходят архетипические – близкие к инстинктам, железобетонные, бескомпромиссные стратегии.

"Девочка с синяком" Норман Роквелл: https://i.pinimg.com
"Девочка с синяком" Норман Роквелл: https://i.pinimg.com

Они необходимы, иначе мы не переживем травматическое событие, либо в прямом смысле, либо основательно поедем кукухой. Но…

Они встраиваются в психику крепко-накрепко в виде комплексов – автономных мирков со своими собственными законами внутри целостной души. А далее автономно срабатывают в любой ситуации, косвенно напоминающей травматическую, которая относится к абсолютно другому месту, времени, событию.

Причем носитель (именно носитель, а, увы, не хозяин, не обладатель) комплекса может запросто и не помнить про первичную травму, и даже не понимать, что каждый раз палит из пушек по воробьям, бросается наутёк при виде «тараканьих усов», да шарахается от собственной тени.

Таким образом, комплексы, полученные в результате травмы вместе с прокрустовым ложем социализации (по Фрейду – работы Супер-Эго) подрывают нашу способность к сознательному выбору, основанному на истинных, самостных ценностях, превращая нас в пленников прошлого.

Фото: https://static.auction.ru
Фото: https://static.auction.ru

Всё настоящее, реальность во всех ее проявлениях, отношения с другими людьми искажаются под влиянием бессознательного, в особенности в моменты активации комплексов. Настоящее считывается невротической психикой через призму личной истории, вернее, самых впечатляющих в этой истории событий.

Здесь работает очень простой алгоритм – принцип подобия, где дрессированная невротическая психика в любой ситуации задается вопросом: «Когда подобное происходило раньше? Как я действовал тогда, чтобы выжить? Ага, вспомнил, тогда выжил, значит, и сейчас сработает» (О невротических защитах, то есть тех, которые исходят из комплексов, рассказываю в этом коротком видео).

При этом, напомню, весь этот алгоритм проигрывается автоматически и абсолютно бессознательно, а нам кажется, что другого способа реагирования попросту и нет: чего-то вдруг бац – и опять наорали на человека, плюх – и снова слили себя, убежали, замерли, стерпели, промолчали, оп-па – и заболели в самый неподходящий момент, черт! – опять не приглашены на второе свидание/ собеседование… Вариантов легион.

Таким образом, оказывается, что мы практически не видим происходящее в данный момент (особенно, если этот момент эмоционально окрашен), ибо реальность видится сквозь призму индивидуальной истории. Да и реагируем, и действуем не из «здесь и сейчас», а из «там и тогда».

Норман Роквелл: https://i.pinimg.com
Норман Роквелл: https://i.pinimg.com

Обидно, но выходит, что человек до какой-то поры является даже не совсем и личностью, а, так сказать, побочным продуктом той истории, которая с ним случилась и которую он не выбирал. Вот оно – «лицедейство», которое лишает души: жизнь не настоящая, ты не настоящий, живешь в чужом мифе, да еще и поддерживаешь его всеми невротическими силами.

Поэтому одна из основных задач психотерапии – это конфронтация с таким мифом, с псевдо-историей, хотя бы в той мере, насколько её можно осознать, исследуя типические паттерны поведения, зоны наибольшего дискомфорта, симптомы и сновидения. А еще сепарация от того коллективного и родового, которое тебе не подходит – по размеру, фасону, крою души. Да, тебе придется переписать не только собственный псевдо-миф, но и легенду, написанную кровью предыдущих поколений.

Но это уже на следующем уровне игры…

To be continued, как у нас на Руси говорится.

Автор благодарит за лайк и подписку.