Снежное поле без конца и без края, снег с торосами и без. Когда вы выйдете на него, у вас под ногами не будет даже земли — только лёд, океан и вся планета в придачу. Представьте: здесь десять-двадцать шагов вокруг воткнутой в снег палки — самое короткое, но самое полное кругосветное путешествие на свете, потому что у вас под ногами — точка схода всех меридианов Земли, вы — на вершине мира, это — Северный полюс.
Я была здесь в командировке — журналистов приглашали освещать работу экспедиции полярников на дрейфующей льдине. Расскажу, как попасть на полюс, пройти по следам «Двух капитанов» и искупаться в Северном Ледовитом океане.
Как устроен ледокол и что туристам доступно на борту
Ледокол — мощное судно, рабочая задача которого — проводить танкеры по арктическим морям. Он способен расколоть льдину до трёх метров в толщину, сила двух атомных реакторов, приводящих его в действие, — 75 тысяч лошадиных сил. Быстроходным судно не назовешь — на чистой воде может развивать до 21 узла (около 39 км/ч), во льдах из-за трения скорость снижается до 2 узлов (менее 4 км/ч).
До Северного полюса я добиралась на атомоходе «Россия», хотя туристов обычно возит другое судно — ледокол «50 лет Победы». До недавнего времени он был самым современным из российских атомоходов, пока в 2020 году Росатомфлот не начал вводить в эксплуатацию серийные ледоколы нового типа. Кораблей прежнего поколения осталось в строю всего четыре — кроме флагманского «50 лет Победы», это ещё «Ямал» — с нарисованным акульим оскалом на носу, «Таймыр» и «Вайгач».
На борту ледокола есть бассейн с морской водой — это забортная вода, которая очищена, опреснена и подогрета. Есть кабинет врача, библиотека, спортзал, сауна, на «50 лет Победы», в отличие от других ледоколов, — ещё и ресторан, и магазин сувениров, и красивый лекторий с проектором. По ходу путешествия туристам читают лекции настоящие ученые — специалисты по льдам, климату, животному миру и истории освоения Арктики.
Ещё на ледоколе есть специальные экспедиционные лодки «Зодиак» — надувные и быстроходные, именно на них вы объедете берега и бухты архипелага в Арктике — ледокол близко к ним подойти не сможет.
Мне также довелось полетать на вертолёте Ми-8. На ледоколе «50 лет Победы» базируется Ми-2, выкрашенный в нарядный ярко-оранжевый цвет — не для красоты, конечно, а для большей заметности на фоне снега и льда в случае вынужденной посадки.
В туристическом круизе к Северному полюсу пассажиров тоже поднимают в воздух — вы пролетите над идущим во льдах атомоходом. Увидите сверху, как, пробираясь по белой пустыне, ледокол оставляет после себя черную полоску открытой воды. Он покажется вам маленьким и одиноким, этот могучий плавучий дом, островок человеческой цивилизации в мире, не предполагающем присутствие человека, — в царстве вечного льда и белых медведей.
По дороге на полюс: старт и первые дни на ледоколе
Туристический круиз на Северный полюс на российском ледоколе всегда стартует из Мурманска. Здесь собирается группа — как правило, предстоит переночевать в городе, чтобы на следующий день всем вместе отправиться в путь. Организаторы увезут ваш багаж сразу в каюту, а вам перед посадкой на борт нужно будет пройти на базе Росатомфлота паспортный контроль и досмотр — личный и ручной клади.
Найти билеты до Мурманска на Яндекс Путешествиях
Расстояние от Мурманска до Северного полюса — около 2,4 тысячи км, четверо суток в пути — сначала по Баренцеву морю, потом по Северному Ледовитому океану. Вы увидите, как в открытой воде сначала будут появляться небольшие ледовые островки, а потом — айсберги. Они небольшие по северным меркам — как правило, до 25 метров в высоту и до 600 — в длину.
Потом на воде будет сплошь ледяная мозаика. Чуть позже открытая вода сменится постоянным льдом — сначала тонким, который ледокол будет резать, как нож масло, а затем плотным и твёрдым. Он заскрипит и зашуршит об обшивку корабля, качка сменится сильной тряской — нужно будет приложить усилия, чтоб удержать ложку с супом, не расплескав его.
В эти четыре дня у вас будет возможность и обследовать ледокол, и сделать массу фото, и пообщаться — как с другими туристами, так и с членами экипажа, — и поучаствовать в развлечениях. Вы пройдёте с экскурсией по всем палубам, подниметесь на капитанский мостик, заглянете на кухню, побываете в самом сердце корабля — машинном отделении, где стоят два атомных реактора.
У вас будет время, чтобы поплавать в бассейне, попариться в сауне, послушать лекции и оценить работу шеф-повара — питание в туре четырёхразовое и отменное — кормят разнообразно и очень вкусно. Есть и бар, где вам сделают любой коктейль, но это за отдельную плату.
В эти дни вы хотя бы раз, но полетаете на вертолёте. В целом программа вылетов будет зависеть от метеоусловий — в Баренцевом море и в океане часты туманы и осадки, во время которых подъём в воздух будет невозможен.
Один день на вершине мира: баня, барбекю и купание в океане
Вряд ли вы без подсказки организаторов заметите, что прибыли на Северный полюс. На макушке мира нет никаких отметок, достопримечательностей или нулевой версты — там ничего нет, кроме снега.
Экспедиционный лидер каждый круиз везёт с собой указатель с надписью North pole: его установят на льдине, а потом заберут обратно, иначе через несколько месяцев он окажется у берегов Гренландии — льдины дрейфуют со средней скоростью 7 км в сутки.
На Северном полюсе вы проведёте день — целый день на вершине планеты. Организаторы тура обещают устроить настоящую полярную баньку: прямо из парной можно прыгнуть в океан — да-да, именно в Северный Ледовитый! Температура воды в его поверхностных водах всегда одинакова — около -2 ⁰C.
Место для купания оборудуют по всем правилам безопасности: устанавливают сходни с поручнями, а к поясу купальщика крепят страховочный трос. Потом можно будет погреться у огня полярного барбекю. И, конечно, сделать фото и видео на память — вот вы обходите «вокруг света», а вот вы тянете за собой ледокол и выпрыгиваете из обжигающе холодной воды.
Нужно учесть, что у этой части программы круиза тоже могут быть ограничения, связанные с погодными условиями. Вы в любом случае окажетесь на географической широте Северного полюса. Но выйти на лёд бывает возможно не каждый год — в Арктике действительно теплеет, и может так произойти, что льдина, оказавшаяся на полюсе в день вашего прибытия, — слишком тонкая для организации какой-либо активности на ней. В этом случае все мероприятия проводят на борту корабля, а сойти на лёд капитан разрешит в безопасном месте дальше по маршруту — для этого может понадобиться отойти от Северного полюса на 100–200 километров
На обратном пути: колыбель белых медведей и следы «Двух капитанов»
Побывав на полюсе, вы отправитесь обратно, но не совсем тем же маршрутом — ледокол пройдёт через острова Земли Франца-Иосифа — это территория национального парка «Русская Арктика».
На островах архипелага вы гарантированно встретите аборигенов — белых медведей и моржей, которые зачастую подходят и подплывают к борту самого судна, колонии полярных птиц.
При хороших погодных условиях будет возможность зайти в бухту Тихую — здесь сохранились постройки первой советской полярной станции, действовавшей до 1960 года. Заброшенную базу Арктический музейный центр планирует со временем отреставрировать и превратить в туристический объект. Сегодня здесь, на острове Гукера, работает база нацпарка «Русская Арктика» и самое северное в мире почтовое отделение — отсюда можно отправить открытку друзьям.
Обычно во время круиза удаётся побывать и на острове Чамп — с его вершин к берегу сходят ледники, а на самих берегах — ещё одна достопримечательность: крупные камни почти идеально круглой формы.
На исследование островов Земли Франца-Иосифа в программе круиза отводится два дня. Вы узнаете о героических и трагических страницах истории покорения Северного полюса — о невернувшихся экспедициях Георгия Седова и Георгия Брусилова. На островах в 2010–2011 годах провели поисковую операцию и обнаружили следы пропавшей 100 лет назад шхуны Брусилова «Святая Анна» — это члены её экипажа станут прототипами героев романа Вениамина Каверина «Два капитана».
Перечитайте книгу по пути к полюсу — так вы лучше почувствуете человеческое измерение этих по-прежнему суровых и диких мест, покорить которые стоило многих жизней.
Последние дни в Арктике: ужин с капитаном и возвращение в Мурманск
Следующие два дня — снова Баренцево море. Льды кончились, айсберги проплыли, опять качка.
На борту ледокола «50 лет Победы» во время круиза работает фотограф, поэтому вас позовут на финальную фотопрезентацию в лекционный зал. Пересмотрите профессиональные кадры, вспомните насыщенные дни по пути к полюсу и обратно. Ещё вас ждет ужин с капитаном — для этой цели организаторы просят туристов положить в свои чемоданы не только флиски, термобельё, шарфы, шапки и шерстяные носки, но и нарядную одежду.
По возвращении в Мурманск туристам организуют трансфер в аэропорт. Уезжать из города вы будете совсем другим человеком — одним из немногих, кому удалось увидеть, где белые медведи крутят земную ось.
Сколько стоит тур к вершине мира
Стоимость тура на Северный полюс рассчитывается с учётом проживания в каюте выбранной категории.
На ледоколе 124 пассажирских места, шесть типов кают — от стандарта площадью 14 кв. м до самого дорогого люкса «Арктика» площадью 33 кв. м с двумя комнатами и четырьмя окнами. Во всех каютах есть собственный санузел
Стандартных кают на борту — 46. Они расположены на баке, где находятся также экспедиционный офис и ресторан (здесь 12 стандартных кают), а также на первой, второй (здесь больше всего стандартов — 18) и третьей палубах. В каютах — кровать, диван, телевизор, DVD, душ, туалет. Размещение — до двух человек, стоимость 13-дневного тура при размещении в каюте этого типа — около 2,5 млн рублей.
Каюта мини-люкс немного больше стандарта — 21 кв. м, кровать отделена ширмой от зоны отдыха, в которой — диван и письменный стол. Есть холодильник. Таких кают на борту шесть, они расположены на первой палубе — здесь же тренажёрный зал — и третьей палубе ледокола — на ней пассажирских кают меньше всего. Стоимость размещения — от 2,9 до 3,2 млн за человека.
Люкс «Джуниор» — двухкомнатные двухместные каюты площадью 24 кв. м — расположены на первой палубе и на второй, где бары, библиотека, массажный кабинет и магазин. Стоимость — 3,4–3,6 млн рублей за человека.
Кают категории люкс «Гранд» всего две — обе расположены на первой палубе, площадь номера — 27 кв. м. В санузле — уже не душ, а ванна. Стоимость размещения — 3,5–3,7 млн рублей за человека.
Две каюты высшей категории — люкс «Виктория» и люкс «Арктика». Это просторные двухкомнатные номера, рассчитанные на проживание двух человек. В каютах — ванна в санузле, полноценный письменный стол в зоне отдыха и своя кофеварка. «Виктория» — площадью 27 кв. м, такая каюта — только одна, она расположена на третьей палубе, рядом с каютой капитана. Стоимость проживания — 3,7–3,9 млн рублей с человека. Люксов «Арктика» — пять, из них два — на первой палубе, рядом с каютой главного инженера, ещё два на второй палубе — рядом с комнатой отдыха и барами — и один люкс на третьей палубе — рядом с кают-компанией. Проживание в «Арктике» — около 4 млн рублей.
Что входит в стоимость тура
Помимо питания и проживания на ледоколе, в тур уже включены:
- размещение на сутки в отеле в Мурманске
- трансферы от отеля до базы Росатомфлота, а после поездки — от судна до аэропорта или центра города
- вертолётные экскурсии
- экскурсии на берег на лодках-«зодиаках»
- экскурсионное и научное сопровождение на борту
- резиновые сапоги для высадок во время круиза
- фирменная красная экспедиционная куртка
- электронный фотодневник путешествия
- портовые сборы
- медицинская страховка
Доплата потребуется за:
- одноместное размещение в гостинице в Мурманске
- полёты на вертолёте сверх нормативного времени
- телекоммуникационные услуги на борту (звонок по спутниковой связи — примерно 150 рублей/минута)
- услуги прачечной на борту
- напитки в баре
Приветствуются чаевые для экспедиционной команды и персонала.
Мои личные советы перед отправлением в полярный круиз читайте здесь.
А вы мечтаете отправиться на Северный полюс на атомном ледоколе?
Текст: Мария Орлова для Яндекс Путешествий
Подписывайтесь на наш канал в Дзен, ставьте лайки и путешествуйте в самые невероятные места планеты.