Найти тему
npoBce4to3nal

Возвращение имён

В Тициановском зале
В Тициановском зале

Межмузейный экспериментальный проект, над которым Музей Академии художеств работал три года, представляет диалог двух крупных мастеров ХХ века: художника Николая Ивановича Фешина (1881–1955) и скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи (Нефедова, 1876 – 1959).

Творческие и человеческие судьбы этих знаковых для своего времени художников, схожи. Оба выходцы из русской провинции, оба родились в Поволжье, получили художественное образование в столичных городах: Фешин - выпускник Императорской Академии художеств, Эрьзя учился в Москве у Паоло Трубецкого. Оба вернулись после учёбы в родные края, получили мировое признание, участвуя в международных выставках. Обоим довелось пережить трагическое переломное время на родине, поработав на ленинский план монументальной пропаганды, оба вынужденно выбрали эмиграцию, продолжая за рубежом творить в традициях академизма, оба остались яркими представителями национального русского искусства. Судьбу художников легко проследить на полупрозрачных панно, закрывающих громадные окна Рафаэлевского и Тициановского залов музея. Оформление выставки сделано с большим тактом и вкусом. На панно высказывания мастеров, их портреты, фотографии разных лет.

Панно с биографией Эрьзи
Панно с биографией Эрьзи

Творческие судьбы сложились вполне успешно за рубежом. Оба добились успеха, относительного материального благополучия, работая много и плодотворно оба оставили след в искусстве и память о себе в странах, где жили и работали - Фешин в США, Эрьзя в Южной Америке, где нашёл совершенный материал для своих фантазийных скульптур - супер твёрдое дерево кебрачо, что по-русски значит "ломай топор".

Фешин писал успешно продававшиеся портреты. Стремясь обрести пристанище, своими руками по-своему выстроил дом в американской глубинке - в Таосе, там теперь Институт имени Фешина с музеем и образовательным центром. Огромное по объёму наследие Николая Фешина разбросано по всему миру. Выполняя волю отца, дочь художника Ия передала на Родину коллекцию полотен мастера и спустя 20 лет после его смерти перевезла прах отца в Казань. В Национальной художественной галерее «Хазинэ» Казани постоянная экспозиция картин Фешина.

У картин Фешина
У картин Фешина

В дальнем зале, вход в который в торце Тициановского зала можно (и нужно) посмотреть видео-фильм о творчестве Фешина. сделанный с большим вкусом.

Несколько отрывков:

Переехавший из Парижа в Аргентину Эрьзя привёз с собой 30 скульптур, прославивших его на парижской выставке 1926-го года. Аргентинская пресса назвала его воплощающим в пластике общечеловеческие идеалы мастером, который некогда был пастухом («hombre de la vaca»), что вызывало особую симпатию к скульптору как к человеку. В своём творчестве Эрьзя естественным образом соединил языческую суть индейского искусства с пластическими приёмами народности эрзя, принадлежность к которой он навеки подчёркнул изначально принятым псевдонимом. В 1950-м году Эрьзя получил право вернуться в Москву и в 1951 году приехал, привезя с собой значительную часть своих работ (общей массой 175 тонн). Похоронен в Саранске.

Скульптура Эрьзи из кербачо
Скульптура Эрьзи из кербачо

Выставка в Музее Академии художеств «Возвращение. Николай Фешин/Степан Эрьзя» торжественно открылась 17 ноября. На ней собраны прекрасно дополняющие друг друга картины Фешина и скульптура Эрьзи из российских музеев, значительная часть работ привезена из музеев республики Татарстан. Эксперимент объединения скульптуры с живописью удался!

Статья в газете "Петербургский курьер" вышла 20 дек. 2023