Культовые зебры
В истории дизайна есть немало культовых изделий. Повторенные многократно в разных материалах, в разных интерьерах, они, тем не менее, несут через время первоначальную идею создателей и не перестают радовать новых владельцев формами и изяществом вещей, за которыми тянутся длинные шлейфы легенд. Вопрос на тему "нравится- не нравится" вторичен. Он как в известной истории про Мону Лизу, чью изумительную улыбку не одобрила какая-то посетительница. "Мадам, - сказали ей, - великая Джоконда столетиями восхищала миллионы людей, и уже имеет право выбирать тех, кому нравиться".
Сегодня я расскажу вам про обои, ставшие для дизайнеров чем-то вроде теоремы Ферма для математиков. Хочешь показать свою крутизну, поработай с изделием марки "Scalamandre", одним из шедевров дизайна XX века - обоями с зебрами.
Рисунок с бегущими зебрами и стрелами на красном (а затем и фонах другого цвета) стал чем-то вроде пароля эпохи спокойных семидесятых годов 20 века. Но сама марка появилась намного раньше.
История марки Скаламандре
Сегодня в мире дизайна имя Scalamandré известно также, как имя Дарвина в мире изучающих теорию эволюции. Эволюция Франко Скаламандре, основателя бренда, который стал синонимом производства изысканный тканей, обоев, мебели, предметов быта высочайшего качества, созданных в традициях настоящего мастерства и безукоризненной красоты, началась с 20-х годов, точнее, с 1923 года, когда, спасаясь от режима Муссолини, он приехал с тысячами итальянских беженцев в Америку.
Трудные годы интеграции в новую реальность: будучи инженером, он смог устроиться только на позицию чертежника в электрической компании. Но молодость, активность, интерес к жизни и серьёзные амбиции помогли ему совершенствовать язык и получить работу в Школе дизайна интерьера Сили в Патерсоне, штат Нью-Джерси в качестве преподавателя архитектурного дизайна.
Эта работа помогла ему ознакомиться с многими рисунками и переплетениями тканей и уловить коммерческим чутьем спрос на шелковые ткани нестандартных расцветок. Сумасшедшие двадцатые были в тягость эмигрантам, но преуспевающие американцы коротали свои дни с шампанским, чарльстоном, джазом, шурша шелками. Аудитория модников была немалой, и молодой дизайнер сделал ставку на них.
Легенда компании гласит о том, что свой первый шелковый удивительной красоты узор Франко создал при помощи одного ткача и на одном ткацком станке все в том же в Патерсоне, штат Нью-Джерси.
Можно сказать, что в тридцатые годы дизайнер входил счастливым человеком: он нашел дело жизни, получил гражданство США и женился на Флоре Баранцелли, дипломированном дизайнере из старинного рода итальянских художников, она то и придала лоск всем последующим новинкам от Скаламандре.
Пара объединила финансовые ресурсы и решилась на личный ткацкий бизнес. Для этого Франко и Флора купили старую кирпичную фабрику в Лонг-Айленд-Сити. На ней и сегодня размещена надпись - Scalamandré Silks.
Но шелковые ткани, произведенные на новой фабрике, выглядели при изящных старинных паттернах слишком свежими, что выдавало стиль нуворишей. Это отталкивало покупателей (кому хочется выглядеть подражателем?) и не придавало породистости славным тканям. Требовалось состарить текстиль, но сделать это деликатно. Опять же легенды предприятия раскрывают тайну, посланную с небес. Как будто бы новый метраж ткани Франко покрыл краской, чтобы придать ей благородный припыленный вид, и для сушки разместил ткань на крыше. Ночью пошел снег, и порядком попортил цвет ткани. Смывая наслоения пыли и снега шлангом, Франко добился ровно того, чего ткани не хватало - вида благородного старинного текстиля.
Вот эта ткань. У нее есть собственное имя - САН-СИМЕОН-БРОКАТЕЛЬ, дамасский цветочный жаккард. Многие текстильщики пытались воспроизвести дамасские рисунки, но обаяние старины удалось воспроизвести только Франко Скаламандре.
Заказчик с абсолютным нюхом на спрос
Стоит сказать несколько слов о заказчике тканей, который горячо участвовал в создании новых коллекций. Это фигура примечательная. Его звали Уильям Рэндольф Херст - это американский медиамагнат, основатель холдинга "Hearst Corporation", ведущий газетный издатель. Он создал индустрию новостей и придумал делать деньги на сплетнях и скандалах, понятия "желтая пресса", "медиамагнат" "пиар" связаны с его именем. Его заявления стали символами газетной шумихи и извлечения прибыли из любого сканаала: «Политика „The New York Journal“ заключается в том, что привлекать внимание столь же важно, как и добывать факты; публика жаждет развлечений гораздо больше, нежели просто новостей», «Главный и единственный критерий качества газеты — тираж», "Пришлите мне иллюстрации, а войну я обеспечу". Почти треть взрослого населения США ежедневно читала газеты Херста.
Будучи законодателем новостей, он стремился быть и законодателем мод, делая ставку на лучших. Так, кроме его одобрения ткани "Сан-Симон Брокатель" он дал добро на воспроизводства еще одного наивного рисунка с ангелочками, после чего на крылатых голышей начался огромный спрос. Это был «Принт херувима».
Потрясающая Айрис
В 50-е года 20 века фирма Франко успешно работала с необыкновенной дамой - Айрис Апфель, та была признанным и успешным дизайнером интерьеров, много путешествовала по миру, собирая орнаменты разных стран, ткани, аксессуары. Айрис и ее муж Карл знали все интересные мировые "блошиные рынки", все оригинальные базары. Но эти послевоенные годы были очень непростыми для поиска редкостей. Даже шторы и тканные гобелены шли на одежду потрепанных войной людей. И Арис решилась на воспроизводство тканей, в чем ее интересы совпали с фирмой Скаламандре. Она оформляла почти все кабинеты в Белом доме, некоторые комнаты и сегодня украшают ткани от Скаламандре.
Джино и зебры на красном
Мы приближаемся к истории "Зебры". Как ни странно, она не связана с замками, дворцами или интерьерами Первого дома Америки. Соотечественник Франко, владелец ресторанчика Gino of Capri, известного более коротко как «Gino’s», еще в сороковых заказал этот рисунок, но в здании был пожар и рисунок сгорел. Вторично к теме владелец вернулся в 70-х годах. В его ресторане и сегодня подают "Пасту секрето" с секретными компонентами, которые сделали его красный томатный соус к пасте легендарным. Все, кто пробовали соус, считают блюдо исключительным, превосходным. Эта красная страстная томатная тема и отражена в фоне обоев "Зебра", а бегущие животные, как сама жизнь черно-белая, в которую целятся неведомые охотники. Что это за стрелы? Недоброжелателей, добытчиков, амуров? Джино оставил вопрос открытым.
Вот так выглядит выводок зебр в самом ресторане. Он и сегодня популярен в Нью-Йорке
Говорят, чтобы попробовать лучшее из итальянской кухни в США, нужно прийти сюда.
Флора Скаламандре, жена Франко бесплатно восстановила фирменный мотив "Джино", и он стал впоследствии стал известен как культовый дизайн "Scalamandré Zebras". Необыкновенные обои засветились даже в кинематографе: «Королевская семья Тененбаум» Уэса Андерсона и «Могущественная Афродита» Вуди Аллена способствовали успеху "зебры". Затем мотив стал фирменным для торговых сетей "Kate Spade" и "Barneys" в Нью-Йорке.
Теорема Ферма для дизайнера
Этот же мотив используют, как показ своих оформительских возможностей, многие архитекторы, декораторы, дизайнеры мира.
Так как красное особенно хорошо смотрится с белым фаянсом, чаще всего обои располагают в ванных комнатах.
"Дамасская комната" - ванная ниже, например, создана двумя известными дизайнерами Гарроу и Линдси Кедигян для своего дома. Это трогательная отсылка к известному дизайну Скаламандре и профессиональное объяснение в любви к создателям культового мотива.
Иногда рисунок зебр на красном фоне называют ласково - "Масаи". Дизайн постоянно тиражируется. Его можно увидеть в гостиных.
В оформлении коридоров:
В интерьерах, имитирующих 70-е годы 20 века:
Но чаще (и это почти правило) зебры скачут возле умывальников:
Я тоже люблю теплые масайские/дамасские цвета (выберите определение по своему вкусу). Напомню, что я руковожу строительной компанией "Атлант" Краснодара. Мы строим индивидуальные дома, занимаемся их отделкой, строительством бассейнов, хамамов, ландшафтным дизайном, то есть всем тем, что делает мир человека и его окружение прекрасным. Мы не в состоянии преобразовать мир вообще, но умеем делать личное пространство человека добрым и уютным, строим по правилам и с гарантией.
8 (800) 770-01-33 - это линия бесплатная, отвечу на ваши вопросы, связанные со строительством личных домов в Краснодаре. Кроме того, наша компания строит дома на юге России, в Москве/Московской области, в Сибири и на Урале.
Я интересуюсь сам историей архитектуры, историей дизайна и делюсь своими находками с читателями дзен-блога. Все, что делает нашу жизнь лучше - для вас!