Найти тему
Navygaming Channel

Линкор «Рома»/Часть 1: Служба была не долгой

История итальянских линкоров типа "Виттори Венето" достаточно подробно рассмотрена в статьях на канале: мы знакомились и с судьбой головного корабля, и его систершипа "Литторио". И вот подошло время для линкора "Рома".
Сбор экипажа на корме линкора "Рома"
Сбор экипажа на корме линкора "Рома"

Даже поверхностное знакомство с историей боевых действий на Средиземном море в годы Второй мировой войны может привести к выводу, что за время войны итальянские моряки умудрились проявить чудеса как стойкости, самопожертвования и отчаянного героизма, так и жуткой безалаберности, беспечности, разгильдяйства и халатности. ВМС Италии принадлежат лавры многих сомнительных достижений, в которых итальянцам просто не было равных. Уже по результатам предыдущих статей, посвященных деятельности линкоров «Витторио Венето» и «Литторио», приходит понимание, что итальянцам практически всегда сопутствовала неудача, которую они объясняли погодными условиями, плохой авиаразведкой, нерешительностью командования или вмешательством Супермарины.

Линкор «Рома» в Триесте вскоре после вступлении в строй, август 1942 года
Линкор «Рома» в Триесте вскоре после вступлении в строй, август 1942 года

Но именно третий корабль серии - "Рома", среди итальянских линкоров оказался самым невезучим и получил сразу несколько сомнительных достижений. Например, он так ни разу и не выстрелил по противнику из орудий главного калибра. Стреляли все, даже недостроенный «Жан Бар», а «Рома» не повезло. Как мы все знаем, в войнах XX века авиация доказала свою эффективность против кораблей разных классов. Авиация пустила на дно линкоры «Мусаси», «Рипалс», «Принс оф Уэлс», «Ямато» и ряд других бронированных «мастодонтов». Линкор «Рома» и здесь смог выделится – практически все крупные корабли были уничтожены попаданиями торпед (линкор «Тирпиц» не в счет), тот же «Ямато» получил 13 штук, но «итальянец» погиб при исключительных обстоятельствах – в него попали две тяжелые управляемые бомбы. В итоге «Рома» стал первым боевым кораблем, погибшим от управляемого оружия. Однако не будем торопиться.

Вид на носовую часть линкора «Рома» и вторую башню главного калибра (Триест)
Вид на носовую часть линкора «Рома» и вторую башню главного калибра (Триест)

Линкор «Рома» был заложен 18 сентября 1938 года на верфи фирмы «C.D.R.A.» («Кантьери Риунити дель Адриатико») в Триесте, на которой до этого был построен «Витторио Венето». Почти через два года, 9 июня 1940 года, корабль спустили на воду и еще почти два года достраивали на плаву – в строй он вошел 14 июня 1942 года. Новый корабль почти не отличался от двух своих систершипов, построенных ранее, отдельные изменения, которые были внесены в корпус, мы рассмотрели в первых статьях (их вы можете найти на канале).

Спальное помещение лазарета на линкоре «Рома
Спальное помещение лазарета на линкоре «Рома

21 августа «Рома» прибыл к месту несения службы – в Таранто, где был зачислен в состав 9-ой дивизии, в которой находились «Витторио Венето» и «Литторио», но ему не удалось активно поучаствовать в борьбе за Средиземное море. К этому времени, как пишет М.А.Брагадин: «…проблема с топливом стала трагедией с топливом». В этих условиях было очень сложно обеспечить качественную подготовку экипажа, обучение проводилось, как правило, в гавани, исключением стали около десяти коротких выходов в море на дневные и ночные стрельбы.

Но даже своим присутствием итальянские линкоры сковывали силы союзников, и итальянское командование пользовалось этим, перебрасывая их между базами на остатках топлива. В ноябре «Рома» с двумя своими систершипами перешел из Таранто в Неаполь, а затем 6 декабря 1942 года линкоры 9-ой дивизии перевели в Специю. К концу 1942 года в Италии было так мало топлива для флота, что итальянским линкорам приходилось больше времени стоять в порту, играя роль плавучих батарей ПВО, нежели участвовать в боевых операциях. Но союзники не желали мириться с таким положением дел и приступили к систематическим бомбардировкам итальянских баз.

Пост управления турбинами линкора «Рома»
Пост управления турбинами линкора «Рома»

До апреля 1943 года «Рома» практически отстаивался в порту Специи, совершив только несколько учебных выходов в море и переход на ремонт в Геную, откуда вновь вернулся в Специю. Все это время корабль обходился без повреждений, но вскоре война добралась и до этого нового линкора, дав ему возможность пройти «крещение огнем».

В ночь на 14 апреля Королевские ВВС провели мощную бомбардировку Специи, а 19 апреля повторили налет. Как мы помним, во время этих налетов получил повреждение «Литторио», линкоры «Рома» и «Витторио Венето» повреждений не получили. Вероятно, из-за повреждений «Литторио» вице-адмирал Бергамини, командующий линейными силами, перенес свой флаг на «Рома». Фотография интерьеров помещений этого корабля вполне обосновывают такое решение, однако последующие события говорят об обратном.

Каюты командного состава линкора были довольно комфортны
Каюты командного состава линкора были довольно комфортны

Налеты союзников продолжались, и 5 июня линкор получил первые повреждения в результате взрывов двух бомб. Обе бомбы взорвались практически одновременно в районе носовой части корабля. Первая бронебойная бомба (908 кг) попала в носовую часть корабля вне пределов броневой цитадели, вторая бомба разорвалась в воде. В различных источниках часто отмечается, что если бы бомбы были фугасными, то линкор получил бы более серьезные повреждения. Однако вызывает сомнение, что бронебойная бомба могла бы взорваться в воде без предварительного пробития какой-либо преграды, но на войне всякое бывает.

Первая бомба пробила палубу полубака примерно в одном метре от борта и борт около 222-го шпангоута и взорвалась уже в воде со стороны правого борта, образовав пробоину размером 6х5 м. Это привело к затоплению большого количества помещений. Вторая бомба, несмотря на то, что разорвалась в воде, силой взрыва повредила левый борт корабля, образовав пробоину размером 8х5 м (больше, чем первая бомба). Было затоплено большинство помещений между 190 и 212 шпангоутами ниже 1-й палубы.

Вид на платформу зенитных автоматов, 90-мм зенитные орудия и 120-мм пушки линкора
«Литторио», лето 1940 года
Вид на платформу зенитных автоматов, 90-мм зенитные орудия и 120-мм пушки линкора «Литторио», лето 1940 года

В результате этих двух повреждений корабль принял около 2350 т воды, получил крен 1 градус на левый борт и дифферент на нос 1,5 м. Более того, дифферент был зафиксирован только тогда, когда нос корабля опустился на грунт. Возникает вопрос, что стало бы с кораблем, если бы он находился в открытом море?

Для подъема «Ромы» с грунта пришлось применять понтоны и использовать внешние насосы, так как два собственных главных осушительных насоса были повреждены, потому что располагались в районе взрыва. Для облегчения корабля потребовалась выгрузка боезапаса носовой башни главного калибра.

До завершения начатых работ в ночь на 24 июня 1943 года линкор получил новые повреждения. На этот раз Специю бомбили «Ланкастеры» британского Бомбардировочного командования, целями которых была береговая инфраструктура базы, и попадания в линкор были случайными, как говорится, «не повезло».

Британские бомбардировщики Авро «Ланкастер» стали основными
противниками итальянских линкоров в последние месяцы войны на море
Британские бомбардировщики Авро «Ланкастер» стали основными противниками итальянских линкоров в последние месяцы войны на море

В кормовую часть корабля попали две фугасные бомбы небольшого калибра. Первая бомба попала в шельф кормовой башни ГК с левого борта, вторая – в верхнюю палубу, образовав небольшую пробоину и вызвав незначительные разрушения в офицерских помещениях. Эти повреждения никак не отразились на проводимом ремонте и боеспособности корабля. Отметим, что в результате этих двух бомбардировок (5 и 24 июня) экипаж линкора потерь не имел.

Однако для устранения повреждений, полученных в носовой части, требовался док, для этого «Рома» перешел в Геную для ремонта, чтобы вскоре (12 августа) вновь вернуться в Специю. К этому времени Италия практически вышла из войны, линкор «Литторио» был переименован в «Италию», а руководство флота пыталось принять «правильное» решение о дальнейшей судьбе флота в этих условиях.

На палубе линкора «Рома»
На палубе линкора «Рома»

Не будем рассматривать различные варианты поведения отдельных должностных лиц и их планы, они иногда представляются слишком субъективно. В итоге переговоров и обсуждений вечером 8 сентября 1943 года на совещании командиров соединений и кораблей адмирал Бергамини на борту «Рома» довел приказ о выходе кораблей в море для следования в Ла-Маддалену, где эскадра должна была принять на борт короля и правительство страны.

Утром 9 сентября из Специи и Генуи вышли все боеспособные корабли, сформировали походный ордер и взяли курс на Сардинию. Линкор «Рома» возглавлял кильватерную колонну итальянских линкоров (три линкора типа «Витторио Венето) в окружении крейсеров и эсминцев. Уже в 06:30 на эскадре было получено сообщение о том, что немецкие войска вошли в Рим, и адмирал Бергамини предупредил корабли эскадры о возможности атак немецких бомбардировщиков и торпедоносцев. Однако немцы, как и союзники, пока только наблюдали за действиями итальянской эскадры.

Кормовая башня главного калибра линкора "Рома"
Кормовая башня главного калибра линкора "Рома"

На подходах к северному побережью Сардинии, в районе залива Асинара, было получено сообщение о том, что Корсика и Сардиния были взяты под контроль немцами. По этой причине правительство Италии и королевская семья приняли решение отправиться в Бриндизи, для чего за ними были отправлены легкие корабли, и, соответственно, необходимости в переходе линкоров и крейсеров к Сардинии не было. Командующий получил новый приказ вести эскадру к мысу Бон.

Если рано утром 9 сентября у немцев еще были сомнения о цели выхода итальянских кораблей в море, то к обеду они полностью рассеялись – был дан приказ о нанесении удара по итальянскому флоту. Причем это не было спонтанным и неожиданным решением, немецкое командование, объективно оценивая обстановку, было готово к решительным действиям в отношении своих бывших союзников. Уже 7 сентября 1943 года была начата разработка операции против итальянского флота, правда в то время рассматривался вариант налета на базу в Специи.

Линкор «Рома» на стоянке в Специи под защитой боновых заграждений
Линкор «Рома» на стоянке в Специи под защитой боновых заграждений

При этом с учетом анализа подобных воздушных ударов (в том числе по опыту бомбардировок союзной авиации итальянских баз) была сделана ставка на новое оружие – радиоуправляемые бомбы FX-1400 (иногда называемые «Фриц-Х» или PC-1400X).

Немцы приготовили для итальянцев прощальный сюрприз....

Окончание следует.

Источники: Bagnasco, E. Italian Battleships of World War Two. A Pictorial History/Е. Bagnasco, M.Grossman. – Regia Marina, 1986.- 74 р.; Stille, M. Italian Battleships of World War II. New Vanguard, 182/ M. Stille. – Osprey publishing, 2011.- 48 р.; Больных, А. Линкоры. Иллюстрированная энциклопедия/ А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.- 288 с.; Патянин, С. Дредноуты Первой мировой. Уникальная энциклопедия/С.В.Патянин, А.В.Дашьян. - М.: Яуза: Эксмо: 2015.- 384 с.; Патянин, С. Линкоры Второй мировой в цвете. Самая полная энциклопедия /С.В.Патянин, А.В.Дашьян,С.А.Балакин, М.Ю.Токарев, В.Л.Кофман - М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.- 416 с.; Патянин, С. Проклятые линкоры. «Цезарь» ставший «Новороссийском»/С.В.Патянин – М.: Яуза: Эксмо: 2011.- 176 с.; Патянин, С. Суперлинкоры Муссолини. Главные неудачники Второй Мировой /С.В.Патянин, А.Малов – М.: Яуза: Эксмо: 2010.- 176 с.; Титушкин, С. Линейные корабли типа «Витторио Венето»/С.И.Титушкин.- СПб.: Издание альманаха «Корабли и сражения»: 1995.- 28 с.; Брагадин М-А. Битва за Средиземное море: Взгляд побежденных/ М-А.Брагадин.- М.:ООО «Издательство АСТ», 2001.– 624 с.; Брагадин, М. Битва за Средиземное море: Взгляд побежденных /М.А.Брагадин.- М.:ООО «Издательство АСТ», 2001. – 624 с.; Брагадин, М. Итальянский флот во Второй мировой войне. Часть 1/ М.А.Брагадин.- Екатеринбург: Зеркало, 1997. – 256 с.; Брагадин, М. Итальянский флот во Второй мировой войне. Часть 2/ М.А.Брагадин.- Екатеринбург: Зеркало, 1997. – 240 с