История итальянских линкоров типа "Виттори Венето" достаточно подробно рассмотрена в статьях на канале: мы знакомились и с судьбой головного корабля, и его систершипа "Литторио". И вот подошло время для линкора "Рома".
Даже поверхностное знакомство с историей боевых действий на Средиземном море в годы Второй мировой войны может привести к выводу, что за время войны итальянские моряки умудрились проявить чудеса как стойкости, самопожертвования и отчаянного героизма, так и жуткой безалаберности, беспечности, разгильдяйства и халатности. ВМС Италии принадлежат лавры многих сомнительных достижений, в которых итальянцам просто не было равных. Уже по результатам предыдущих статей, посвященных деятельности линкоров «Витторио Венето» и «Литторио», приходит понимание, что итальянцам практически всегда сопутствовала неудача, которую они объясняли погодными условиями, плохой авиаразведкой, нерешительностью командования или вмешательством Супермарины.
Но именно третий корабль серии - "Рома", среди итальянских линкоров оказался самым невезучим и получил сразу несколько сомнительных достижений. Например, он так ни разу и не выстрелил по противнику из орудий главного калибра. Стреляли все, даже недостроенный «Жан Бар», а «Рома» не повезло. Как мы все знаем, в войнах XX века авиация доказала свою эффективность против кораблей разных классов. Авиация пустила на дно линкоры «Мусаси», «Рипалс», «Принс оф Уэлс», «Ямато» и ряд других бронированных «мастодонтов». Линкор «Рома» и здесь смог выделится – практически все крупные корабли были уничтожены попаданиями торпед (линкор «Тирпиц» не в счет), тот же «Ямато» получил 13 штук, но «итальянец» погиб при исключительных обстоятельствах – в него попали две тяжелые управляемые бомбы. В итоге «Рома» стал первым боевым кораблем, погибшим от управляемого оружия. Однако не будем торопиться.
Линкор «Рома» был заложен 18 сентября 1938 года на верфи фирмы «C.D.R.A.» («Кантьери Риунити дель Адриатико») в Триесте, на которой до этого был построен «Витторио Венето». Почти через два года, 9 июня 1940 года, корабль спустили на воду и еще почти два года достраивали на плаву – в строй он вошел 14 июня 1942 года. Новый корабль почти не отличался от двух своих систершипов, построенных ранее, отдельные изменения, которые были внесены в корпус, мы рассмотрели в первых статьях (их вы можете найти на канале).
21 августа «Рома» прибыл к месту несения службы – в Таранто, где был зачислен в состав 9-ой дивизии, в которой находились «Витторио Венето» и «Литторио», но ему не удалось активно поучаствовать в борьбе за Средиземное море. К этому времени, как пишет М.А.Брагадин: «…проблема с топливом стала трагедией с топливом». В этих условиях было очень сложно обеспечить качественную подготовку экипажа, обучение проводилось, как правило, в гавани, исключением стали около десяти коротких выходов в море на дневные и ночные стрельбы.
Но даже своим присутствием итальянские линкоры сковывали силы союзников, и итальянское командование пользовалось этим, перебрасывая их между базами на остатках топлива. В ноябре «Рома» с двумя своими систершипами перешел из Таранто в Неаполь, а затем 6 декабря 1942 года линкоры 9-ой дивизии перевели в Специю. К концу 1942 года в Италии было так мало топлива для флота, что итальянским линкорам приходилось больше времени стоять в порту, играя роль плавучих батарей ПВО, нежели участвовать в боевых операциях. Но союзники не желали мириться с таким положением дел и приступили к систематическим бомбардировкам итальянских баз.
До апреля 1943 года «Рома» практически отстаивался в порту Специи, совершив только несколько учебных выходов в море и переход на ремонт в Геную, откуда вновь вернулся в Специю. Все это время корабль обходился без повреждений, но вскоре война добралась и до этого нового линкора, дав ему возможность пройти «крещение огнем».
В ночь на 14 апреля Королевские ВВС провели мощную бомбардировку Специи, а 19 апреля повторили налет. Как мы помним, во время этих налетов получил повреждение «Литторио», линкоры «Рома» и «Витторио Венето» повреждений не получили. Вероятно, из-за повреждений «Литторио» вице-адмирал Бергамини, командующий линейными силами, перенес свой флаг на «Рома». Фотография интерьеров помещений этого корабля вполне обосновывают такое решение, однако последующие события говорят об обратном.
Налеты союзников продолжались, и 5 июня линкор получил первые повреждения в результате взрывов двух бомб. Обе бомбы взорвались практически одновременно в районе носовой части корабля. Первая бронебойная бомба (908 кг) попала в носовую часть корабля вне пределов броневой цитадели, вторая бомба разорвалась в воде. В различных источниках часто отмечается, что если бы бомбы были фугасными, то линкор получил бы более серьезные повреждения. Однако вызывает сомнение, что бронебойная бомба могла бы взорваться в воде без предварительного пробития какой-либо преграды, но на войне всякое бывает.
Первая бомба пробила палубу полубака примерно в одном метре от борта и борт около 222-го шпангоута и взорвалась уже в воде со стороны правого борта, образовав пробоину размером 6х5 м. Это привело к затоплению большого количества помещений. Вторая бомба, несмотря на то, что разорвалась в воде, силой взрыва повредила левый борт корабля, образовав пробоину размером 8х5 м (больше, чем первая бомба). Было затоплено большинство помещений между 190 и 212 шпангоутами ниже 1-й палубы.
В результате этих двух повреждений корабль принял около 2350 т воды, получил крен 1 градус на левый борт и дифферент на нос 1,5 м. Более того, дифферент был зафиксирован только тогда, когда нос корабля опустился на грунт. Возникает вопрос, что стало бы с кораблем, если бы он находился в открытом море?
Для подъема «Ромы» с грунта пришлось применять понтоны и использовать внешние насосы, так как два собственных главных осушительных насоса были повреждены, потому что располагались в районе взрыва. Для облегчения корабля потребовалась выгрузка боезапаса носовой башни главного калибра.
До завершения начатых работ в ночь на 24 июня 1943 года линкор получил новые повреждения. На этот раз Специю бомбили «Ланкастеры» британского Бомбардировочного командования, целями которых была береговая инфраструктура базы, и попадания в линкор были случайными, как говорится, «не повезло».
В кормовую часть корабля попали две фугасные бомбы небольшого калибра. Первая бомба попала в шельф кормовой башни ГК с левого борта, вторая – в верхнюю палубу, образовав небольшую пробоину и вызвав незначительные разрушения в офицерских помещениях. Эти повреждения никак не отразились на проводимом ремонте и боеспособности корабля. Отметим, что в результате этих двух бомбардировок (5 и 24 июня) экипаж линкора потерь не имел.
Однако для устранения повреждений, полученных в носовой части, требовался док, для этого «Рома» перешел в Геную для ремонта, чтобы вскоре (12 августа) вновь вернуться в Специю. К этому времени Италия практически вышла из войны, линкор «Литторио» был переименован в «Италию», а руководство флота пыталось принять «правильное» решение о дальнейшей судьбе флота в этих условиях.
Не будем рассматривать различные варианты поведения отдельных должностных лиц и их планы, они иногда представляются слишком субъективно. В итоге переговоров и обсуждений вечером 8 сентября 1943 года на совещании командиров соединений и кораблей адмирал Бергамини на борту «Рома» довел приказ о выходе кораблей в море для следования в Ла-Маддалену, где эскадра должна была принять на борт короля и правительство страны.
Утром 9 сентября из Специи и Генуи вышли все боеспособные корабли, сформировали походный ордер и взяли курс на Сардинию. Линкор «Рома» возглавлял кильватерную колонну итальянских линкоров (три линкора типа «Витторио Венето) в окружении крейсеров и эсминцев. Уже в 06:30 на эскадре было получено сообщение о том, что немецкие войска вошли в Рим, и адмирал Бергамини предупредил корабли эскадры о возможности атак немецких бомбардировщиков и торпедоносцев. Однако немцы, как и союзники, пока только наблюдали за действиями итальянской эскадры.
На подходах к северному побережью Сардинии, в районе залива Асинара, было получено сообщение о том, что Корсика и Сардиния были взяты под контроль немцами. По этой причине правительство Италии и королевская семья приняли решение отправиться в Бриндизи, для чего за ними были отправлены легкие корабли, и, соответственно, необходимости в переходе линкоров и крейсеров к Сардинии не было. Командующий получил новый приказ вести эскадру к мысу Бон.
Если рано утром 9 сентября у немцев еще были сомнения о цели выхода итальянских кораблей в море, то к обеду они полностью рассеялись – был дан приказ о нанесении удара по итальянскому флоту. Причем это не было спонтанным и неожиданным решением, немецкое командование, объективно оценивая обстановку, было готово к решительным действиям в отношении своих бывших союзников. Уже 7 сентября 1943 года была начата разработка операции против итальянского флота, правда в то время рассматривался вариант налета на базу в Специи.
При этом с учетом анализа подобных воздушных ударов (в том числе по опыту бомбардировок союзной авиации итальянских баз) была сделана ставка на новое оружие – радиоуправляемые бомбы FX-1400 (иногда называемые «Фриц-Х» или PC-1400X).
Немцы приготовили для итальянцев прощальный сюрприз....
Окончание следует.
Источники: Bagnasco, E. Italian Battleships of World War Two. A Pictorial History/Е. Bagnasco, M.Grossman. – Regia Marina, 1986.- 74 р.; Stille, M. Italian Battleships of World War II. New Vanguard, 182/ M. Stille. – Osprey publishing, 2011.- 48 р.; Больных, А. Линкоры. Иллюстрированная энциклопедия/ А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.- 288 с.; Патянин, С. Дредноуты Первой мировой. Уникальная энциклопедия/С.В.Патянин, А.В.Дашьян. - М.: Яуза: Эксмо: 2015.- 384 с.; Патянин, С. Линкоры Второй мировой в цвете. Самая полная энциклопедия /С.В.Патянин, А.В.Дашьян,С.А.Балакин, М.Ю.Токарев, В.Л.Кофман - М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.- 416 с.; Патянин, С. Проклятые линкоры. «Цезарь» ставший «Новороссийском»/С.В.Патянин – М.: Яуза: Эксмо: 2011.- 176 с.; Патянин, С. Суперлинкоры Муссолини. Главные неудачники Второй Мировой /С.В.Патянин, А.Малов – М.: Яуза: Эксмо: 2010.- 176 с.; Титушкин, С. Линейные корабли типа «Витторио Венето»/С.И.Титушкин.- СПб.: Издание альманаха «Корабли и сражения»: 1995.- 28 с.; Брагадин М-А. Битва за Средиземное море: Взгляд побежденных/ М-А.Брагадин.- М.:ООО «Издательство АСТ», 2001.– 624 с.; Брагадин, М. Битва за Средиземное море: Взгляд побежденных /М.А.Брагадин.- М.:ООО «Издательство АСТ», 2001. – 624 с.; Брагадин, М. Итальянский флот во Второй мировой войне. Часть 1/ М.А.Брагадин.- Екатеринбург: Зеркало, 1997. – 256 с.; Брагадин, М. Итальянский флот во Второй мировой войне. Часть 2/ М.А.Брагадин.- Екатеринбург: Зеркало, 1997. – 240 с