В прошлой статье я рассказала о том, как половодьем на заимке Агафьи Лыковой смыло дом ее старого знакомого и бывшего соседа по заимке Ерофея Седова.
Но сейчас я хочу вернуться немного назад, в апрель, когда Агафья позвонила своим московским друзьям - волонтерам из МИРЭА с просьбой о помощи. Я уже писала, что прошлая зима на заимке была суровой, и так получилось, что у отшельницы кончились дрова и сено для коз.
В конце лета, когда студенты, как обычно приезжали на Еринат помогать Агафье Карповне, дров запасли достаточно, но часть из них сложили далеко, выше по Еринату. (Интересно, зачем так далеко? Хотя, как мы помним, на заимке все делается именно так, как просит отшельница. Так что, видимо, сложить дрова на другом берегу было идеей самой Агафьи.) Так или иначе, но добраться до этих поленниц Лыкова с помощником не смогли - лед на реке так и не встал. Так что положение в апреле у отшельницы сложилось критическое - и в плане дров, и в плане корма для коз.
Так что друзьям Агафьи из МИРЭА пришлось срочно организовывать вылет вертолета на заимку, чтобы помочь отшельнице. А заодно летчики захватили духовного пастыря Лыковой иерея Игоря Мыльникова.
Зимой (в апреле на заимке была еще самая настоящая зима) добраться до жилища старообрядки - задача не из легких. Вот и в этот раз вертолет смог сесть ближе к противоположному берегу реки, так что перебираться к заимке пришлось по весьма условному мостику.
Пока разгружали вертолет, священнику дали час, чтобы побеседовать с Агафьей, исповедовать ее и причастить. Агафья Карповна очень обрадовалась гостям и своему пастырю, а с учетом, что гости прилетели на Пасхальной неделе, старообрядка согласилась записать поздравление для всех верующих.
Мне удалось найти в сети интервью с Мыльниковым, в котором он рассказал, как познакомился со знаменитой отшельницей и что он думает о ней и о визитах любопытствующих на заимку.
Первым духовным пастырем Агафьи Карповны стал отец Владимир Гошкодеря, который попросил иерея Мыльникова сменить его на этом посту, так как Мыльников живет ближе к Еринату (Сам отец Владимир из Оренбурга).
Их первая с Мыльниковым встреча состоялась в то время, когда Агафья лежала в больнице в Таштаголе. Оба пришлись друг другу по сердцу и с тех пор завязалась их дружба. И первое, о чем упомянул священник в своем интервью - о мощнейшем духовном стержне отшельницы, о котором не раз говорили все, кто хорошо знает Агафью. Игорь Мыльников считает, что Лыкова легко проживет без всех подарков, что привозят лично ей, по его словам, она "легко принимает, но так же легко и отдает."
Слова эти не о том, что она не ценит те подарки, что ей присылают разные люди, а о том, что она аскетична и вполне может обойтись малым. А вот корм козам и запасы на зиму (особенно дрова) - с этим она сама уже не справится в силу своего далеко не юного возраста.
Тот же самый подход у Агафьи и к жизни в одиночестве: отшельница, по словам отца Игоря, легко даст фору крутым спецназовцам в плане выживания в одиночестве в тайге. И главное в этом ее умении - чистая, абсолютная вера в Бога. Она даже говорит всегда так: "Я не одна, я с Господом живу." Но одновременно с этим Агафья очень радуется гостям, и скучает, когда остается одна.
И несмотря на это, Игорь Мыльников в своем интервью еще раз подчеркнул то, о чем я не раз писала в своих статьях: на таежной заимке нечего делать тем, кто едет на Еринат не ради помощи Агафье, а чтобы потешить свое любопытство, поглазеть на Лыкову, как на диковинную зверушку в зоопарке. В своих статьях я рассказывала и о блогере Абвгате, и о депутатах, и о прочих "любознательных", кто попадает на заимку всеми правдами и неправдами, несмотря на запреты. А результатом стала болезнь Агафьи Карповны, к которой она долго и тяжело справлялась.
А вот студенты МИРЭА, каждый год приезжающие на заимку, чтобы заготовить дрова и сено на предстоящую зиму, относятся к отшельнице совсем по-другому: они часами готовы разговаривать с Агафьей Карповной у костра и много размышляют после таких бесед. Игорь Мыльников признался, что и сам как-то засиделся у подобного костра глубоко за полночь, когда остался на заимке на ночевку.
Поэтому я вновь повторю то, о чем уже говорила: Агафья Лыкова - не просто обычная рядовая бабушка, живущая в своей избушке на всем готовом, а пример духовных ценностей, который может заставить задуматься каждого из нас. Ну а что еще произошло на заимке за последний год, я расскажу в следующей статье, поэтому подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, если вам понравилась моя статья - этим вы поможете показать ее большему количеству читателей. Другие статьи о Лыковых можно найти здесь: