Найти в Дзене
Вокальная библиотека

Чистое интонирование

Оглавление

Голос найдёт нужную высоту

Человеческий голос обычно работает идеально, когда вы впервые кричите. Новорожденный ребенок редко хрипит, несмотря на большую громкость, потому что взаимодействие дыхания, опоры и голоса правильное. По мере роста и развития у вас могут появиться вредные привычки, трансформирующиеся в зажим, мешающий идеальному функционированию голоса. Таким образом, певцам приходится вмешиваться в определенные бессознательные процессы, но не всё нужно контролировать и корректировать.

Способность голосовых связок растягиваться на необходимую длину для достижения определенной высоты звука на самом деле находится за пределами нашего сознательного контроля. Его приобретают с годами, отрабатывая высоту звука с помощью слуха, при помощи мышечной памяти (см. «Мышечная память») и практикуя попадание в центр режима. Если бы человек не знал, как петь ноты, а голос не мог действовать самостоятельно, преподаватели вокала были бы совершенно бессильны. Короче говоря, задача преподавателя вокала состоит в том, чтобы услышать, как певец из-за зажима препятствует естественному регулированию высоты звука, и помочь ему устранить зажим, чтобы голос мог беспрепятственно найти ноту.

Умение найти правильную частоту в ноте называется «чистым (или правильным) интонированием». Каждая нота имеет определенную частоту (т. е. количество пульсаций в секунду). Частота ноты может немного отклоняться (выше или ниже), не становясь при этом следующей нотой. Мы считаем ноту «фальшивой», когда она заметно выше или ниже определённой частоты, но все ещё находится в пределах заданной ноты.

-2

Плохое интонирование вызвано зажимом

Я считаю, что голос сам находит наиболее подходящий способ работы, если вы ему не мешаете. Поэтому я не верю, что плохое интонирование связано с «плохим слухом». Это вызвано зажимом, препятствующим растяжению голосовых связок, что делает ноты недоступными. В этот момент певцу бесполезно сосредотачиваться на том, что он фальшивит, поскольку обычно это только усугубляет проблему. У певца возникает ощущение, что ему нужно активно прилагать усилия, чтобы нота оставалась чистой, но повышенная активность обычно только усугубляет зажим. Если певец не знает, как снять зажим, то работа над интонацией только ухудшит ситуацию.

Каждый может сфальшивить

Каждый, включая даже самых опытных профессиональных певцов, время от времени фальшивит. Голос требует очень точной настройки, и все иногда немного фальшивят. Возможно, причиной стала недостаточная поддержка, или уровень энергии был немного ниже обычного, или голосу в этот день требовалось чуть БОЛЬШЕ энергии, чем обычно, или вы неправильно вдохнули перед нотой, или условия мониторинга были неудовлетворительными. Может быть ряд причин, по которым нота находится не совсем там, где вы хотите. Как певец, вы, конечно, должны осознавать все эти обстоятельства и подстраиваться под них, когда что-то идёт не так. Но комментарии других людей с благими намерениями, которые просто фокусируются на том, чистая ли нота или нет, могут принести больше вреда, чем пользы.

Фальшивить – «недостойно»?

Певцу часто бывает очень тяжело услышать, что он поёт фальшиво. Из-за фальшивого исполнения возникает очень сильное чувство вины. Подразумевается, что виноват певец, что у него «плохой слух» или «немузыкальный!» Певец сразу же начинает чувствовать себя второсортным, полагая, что это поставит крест на его карьере, если проблема не будет решена немедленно. Что вы, скорее всего, сделаете, получив такой вердикт? Вероятно, начнёте ещё больше напрягаться и зажиматься! Постоянный фокус на интонации может сделать запись в студии, например, очень напряжённой. Требуется значительная уверенность в себе, чтобы поддерживать чувство собственного достоинства, когда звукорежиссеры и продюсеры каждые пять минут молча выносят смертный приговор вашей карьере. Я видела превосходных профессиональных певцов, которых сильно потрясло упоминание о том, что они сфальшивили. Проблема усугубляется тем, что вы, очевидно, не можете исправить ошибку немедленно. На самом деле часто кажется, что интонация находится вне вашего контроля.

Тренируйте интонирование, избегая зажима

Я предпочитаю решать эту проблему другим способом. Я не указываю сразу на то, что нота фальшива, поскольку это часто смущает певца. Я записываю фальшивую ноту и использую её для поиска зажима. Я позволяю певцу продолжать петь фальшиво до тех пор, пока не обнаружу зажим, а затем заставляю певца сосредоточиться на этом. Так мы сможем сразу перейти к решению проблемы вместо того, чтобы портить работу тревожащими и обескураживающими эмоциями.

По моему опыту, если убрать зажим, нота становится чистой, что является естественным продолжением здоровой вокальной техники. Другими словами, чистое интонирование – это следствие правильной и здоровой вокальной техники.

Совершенствуйте интонирование

Петь выше или ниже определенной высоты – это творческий выбор. Если слушатель считает, что вы «фальшивите», это может быть потому, что он/она, сам того не осознавая, имеет другой вкус или привычку, отличную от вашей.

Вы можете подготовиться к этому, в безопасной обстановке выучив разницу между завышенным или заниженным тоном (пение выше или ниже определенной высоты звука) и научившись контролировать обе эти интонации. Лучше практиковать это дома в «безопасной» обстановке, чем на сцене! С этого момента, если слушатель посчитает, что нота «фальшива», вы можете попросить его/его указать, хочет ли он/она, чтобы она была выше или ниже определенной высоты. Далее певец должен сделать художественный выбор: менять интонацию или нет.

Упражнение на чистое интонирование

Спойте ноту и потренируйтесь петь её выше заданного тона. Почувствуйте, что, когда вы поёте СЛИШКОМ высоко, вы переходите к следующей ноте. #317

Потренируйтесь петь чуть завышенный тон, но не переходите на следующую ноту. #318

Затем спойте ноту и потренируйтесь петь её ниже заданного тона. Почувствуйте, что, когда вы поёте СЛИШКОМ низко, вы переходите к следующей ноте. #319

Потренируйтесь петь чуть заниженный тон, но не переходите на следующую ноту. #320

Потренируйтесь в точном контроле над своей интонацией, чтобы вы могли переходить от завышенного к заданному тону. #321

Потренируйтесь в точном контроле над своей интонацией, чтобы вы могли переходить от заниженного к заданному тону. #322

Краткое содержание

  • Плохая интонация вызвана зажимом, мешающим полноценной работе голосовых связок.
  • Плохая интонация не связана с «плохим слухом».
  • Фокусировка на интонации только усугубляет проблему, поскольку вызывает зажим.
  • Когда зажим ослабевает, нота становится чистой.
  • Интонирование – следствие правильной и здоровой вокальной техники.
  • Петь выше или ниже определённой высоты звука – часть творческого выбора.

Продолжить чтение >>>

На Boosty вы можете найти более новую версию книги (2020 года):
Кэтрин Садолин - Complete Vocal Technique 2020 RUS
Оглавление
Книга "Complete Vocal Technique" на русском26 ноября 2023

Если материал был интересен, вы можете поддержать канал лайком, подпиской или рублём на Дзене, Boosty, ЮMoney или в VK