Найти в Дзене

Концерт

The Concert by Johannes Vermeer
The Concert by Johannes Vermeer

«Концерт» (англ. The Concert) – ранее (до 18 марта 1990 года) была представлена в постоянной экспозиции в Музее Изабеллы Стюарт Гарднер – частной художественной галерее, расположенной в уникальном, построенном в венецианском стиле, здании в Бостоне, США https://www.gardnermuseum.org/experience/collection/10966

Картина написана около 1663-1666 гг. Холст, масло 72,5 х 64,7 см (28 9/16 x 25 1/2 дюймов) https://artsandculture.google.com/story/fgXBDxyCMeVtJw

Ранним утром 18 марта 1990 года двое воров, переодетых в полицейскую форму, проникли в Музей Гарднер и украли 13 произведений искусства, одним из которых был «Концерт» Яна Вермеера. До настоящего времени не известно, где может быть украденная картина.

Голландская комната. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер.
Голландская комната. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер.

На фотографии выше мы видим Голландскую комнату в Музее Гарднер. Слева от колонны пустая рама с чёрным фоном... Ранее, это было место картины «Концерт» https://www.gardnermuseum.org/experience/rooms/dutch-room

Сцена, изображенная на картине «Концерт», представлена в домашней гостиной, в которой две женщины и мужчина погружены в какое-то, не известное зрителю, музыкальное произведение. Стоящая женщина держит в левой руке нотный лист и поднимает свою правую руку, задавая такт для остальных. Загадочно отвернувшись от нашего взгляда, сидящий джентльмен носит замысловато украшенный пояс, указывающий на его принадлежность к гражданскому ополчению. У некоторых исследователей картины возникло искушение интерпретировать подобные голландские музыкальные сцены как моральные предостережения против соблазнения и недозволенной близости. Действительно, на стене справа висит картина Дирка ван Бабюрена «Сводница».

The Procuress by Dirck van Baburen
The Procuress by Dirck van Baburen

Хотя сюжет этой картины внутри картины, по-видимому, наводит на мысль о том, что происходит что-то неподобающее, на самом деле «Сводня» принадлежала семье Вермеера. Более того, фигуры в гостиной полностью поглощены своей музыкой: они не смотрят друг на друга и, кажется, не подозревают, что за ними наблюдают. Их напряженность не требует прерывания. На большом столе слева лежит лютня, а на полу - виола да гамба. Скоро ли трио возьмёт в руки эти инструменты или к группе присоединятся другие? Вермеер намеренно создает ощущение таинственности: это исследование социального взаимодействия - комедия нравов, открытая для нашей интерпретации.

Таинственность усиливается благодаря знаменитому вниманию Вермеера к отражению света. Он сверкает на женском жемчуге (любимом для миссис Гарднер), золотых нитях мужского пояса, белой шелковой юбке и даже на персидском ковре, разложенном на столе.

Изабеллу Стюарт Гарднер, возможно, привлекло в картине элегантное изображение домашнего музицирования, которое она сама так любила. Картина была её первым крупным приобретением, и она купила её без помощи экспертов. Картина была куплена на парижском аукционе поместья Теофиля Торе (1807-1869), выдающегося критика, писавшего под псевдонимом Уильям Бюргер. Он сыграл важную роль в возрождении репутации Вермеера, что делало эту картину особенно важной.

Уважаемый читатель, мы надеемся, что Вам понравился этот небольшой экскурс в историю картины «Концерт» выдающегося голландского живописца Яна Вермеера Дельфтского. Подписывайтесь на наш канал и наслаждайтесь нашими новыми статьями и постами о художественном творчестве Вермеера и других выдающихся голландских живописцев. Мы благодарим Вас за уделённое время и желаем Вам всего наилучшего.

С искренностью, коллектив Галереи «Ян Вермеер» – шедевры голландской живописи.

Текст заимствован из источника на английском языке с оригинальным переводом автора настоящего Дзен-канала. Источник: Алан Чонг, «Концерт», Eye of the Beholder, под редакцией Алана Чонга и др. (Бостон: ISGM и Beacon Press, 2003): 149 https://www.gardnermuseum.org/experience/collection/10966

Подписывайтесь и читайте ещё больше о творчестве Вермеера на нашем Дзен-канале: