«Концерт» (англ. The Concert) – ранее (до 18 марта 1990 года) была представлена в постоянной экспозиции в Музее Изабеллы Стюарт Гарднер – частной художественной галерее, расположенной в уникальном, построенном в венецианском стиле, здании в Бостоне, США https://www.gardnermuseum.org/experience/collection/10966
Картина написана около 1663-1666 гг. Холст, масло 72,5 х 64,7 см (28 9/16 x 25 1/2 дюймов) https://artsandculture.google.com/story/fgXBDxyCMeVtJw
Ранним утром 18 марта 1990 года двое воров, переодетых в полицейскую форму, проникли в Музей Гарднер и украли 13 произведений искусства, одним из которых был «Концерт» Яна Вермеера. До настоящего времени не известно, где может быть украденная картина.
На фотографии выше мы видим Голландскую комнату в Музее Гарднер. Слева от колонны пустая рама с чёрным фоном... Ранее, это было место картины «Концерт» https://www.gardnermuseum.org/experience/rooms/dutch-room
Сцена, изображенная на картине «Концерт», представлена в домашней гостиной, в которой две женщины и мужчина погружены в какое-то, не известное зрителю, музыкальное произведение. Стоящая женщина держит в левой руке нотный лист и поднимает свою правую руку, задавая такт для остальных. Загадочно отвернувшись от нашего взгляда, сидящий джентльмен носит замысловато украшенный пояс, указывающий на его принадлежность к гражданскому ополчению. У некоторых исследователей картины возникло искушение интерпретировать подобные голландские музыкальные сцены как моральные предостережения против соблазнения и недозволенной близости. Действительно, на стене справа висит картина Дирка ван Бабюрена «Сводница».
Хотя сюжет этой картины внутри картины, по-видимому, наводит на мысль о том, что происходит что-то неподобающее, на самом деле «Сводня» принадлежала семье Вермеера. Более того, фигуры в гостиной полностью поглощены своей музыкой: они не смотрят друг на друга и, кажется, не подозревают, что за ними наблюдают. Их напряженность не требует прерывания. На большом столе слева лежит лютня, а на полу - виола да гамба. Скоро ли трио возьмёт в руки эти инструменты или к группе присоединятся другие? Вермеер намеренно создает ощущение таинственности: это исследование социального взаимодействия - комедия нравов, открытая для нашей интерпретации.
Таинственность усиливается благодаря знаменитому вниманию Вермеера к отражению света. Он сверкает на женском жемчуге (любимом для миссис Гарднер), золотых нитях мужского пояса, белой шелковой юбке и даже на персидском ковре, разложенном на столе.
Изабеллу Стюарт Гарднер, возможно, привлекло в картине элегантное изображение домашнего музицирования, которое она сама так любила. Картина была её первым крупным приобретением, и она купила её без помощи экспертов. Картина была куплена на парижском аукционе поместья Теофиля Торе (1807-1869), выдающегося критика, писавшего под псевдонимом Уильям Бюргер. Он сыграл важную роль в возрождении репутации Вермеера, что делало эту картину особенно важной.
Уважаемый читатель, мы надеемся, что Вам понравился этот небольшой экскурс в историю картины «Концерт» выдающегося голландского живописца Яна Вермеера Дельфтского. Подписывайтесь на наш канал и наслаждайтесь нашими новыми статьями и постами о художественном творчестве Вермеера и других выдающихся голландских живописцев. Мы благодарим Вас за уделённое время и желаем Вам всего наилучшего.
С искренностью, коллектив Галереи «Ян Вермеер» – шедевры голландской живописи.
Текст заимствован из источника на английском языке с оригинальным переводом автора настоящего Дзен-канала. Источник: Алан Чонг, «Концерт», Eye of the Beholder, под редакцией Алана Чонга и др. (Бостон: ISGM и Beacon Press, 2003): 149 https://www.gardnermuseum.org/experience/collection/10966
Подписывайтесь и читайте ещё больше о творчестве Вермеера на нашем Дзен-канале: