Великая комедия Н.В. Гоголя "Ревизор" занимает особое место в золотом фонде русской литературы. Гоголь, в своем произведении, использовал смех как мощное средство обличения и критики общества. По словам самого Гоголя, в "Ревизоре" смех является единственным "честным, благородным лицом". Этот смех пронизывает всю пьесу, становясь катализатором для раскрытия истинного лица общества и его пороков.
Смех в "Ревизоре" многослойный и многогранный. Он выражается как в легкой, шутливо-добродушной манере, так и в горькой иронии, сквозь слезы. Гоголь использует смех не просто для развлечения читателей, но как средство для серьезного осмысления реалий русской жизни того времени. Сатира Гоголя не щадит ни воров, ни взяточников, ни мошенников, показывая всю глубину коррупции и нравственного упадка общества.
Смешные и нелепые ситуации, в которые попадают герои, как, например, комичные приказания городничего или фарсовые перепетии Хлестакова, вскрывают истинное лицо и пороки персонажей. Хлестаков, несмотря на свою случайную роль ревизора, выступает как зеркало, отражающее слабости и глупость окружающих его людей. Эти ситуации вызывают у читателя смех, но этот смех несет в себе глубокий смысл и критику.
Гоголь осознанно не создает в "Ревизоре" положительных героев, подчеркивая тем самым всепроникающую коррупцию и деградацию общества. Он хочет показать, что в таком обществе, какое изображено в комедии, положительные герои просто не могут существовать. Смех в этом контексте становится не только средством развлечения, но и способом нравственного осмысления и возможностями исправления.
В конце концов, смех в "Ревизоре" выступает как мощный инструмент обличения и критики. Он раскрывает несовершенство реальности, показывая недостатки и пороки того времени. Смех Гоголя – это не просто средство развлечения, это призыв к саморефлексии и изменению, напоминание о том, что каждый человек должен задуматься о своих поступках и стремиться к лучшему.