Режиссёр А. Панкратов, киностудия Мосфильм, 1982 год.
Павел Алексеевич - С. Шакуров, Нина - В. Теличкина, Борис Петрович - Н. Михалков.
Случилось мне прочесть статью об этом фильме на тему, «Легко ли быть женой гения». Не поняла, о каком гении шла речь в статье потому, что главного героя фильма при всем желании не могу назвать гениальным человеком.
Возможно, что с Моцартом жене было жить не просто, или, например, с академиком Ландау. Эти люди, несомненно, гениальны, как там было в их семьях, не знаю.
Герой С. Шакурова из разряда талантливых людей, пребывающих в постоянном поиске. Похвально, что он критически относится к собственным работам. Более ничего хорошего о нем не могу сказать.
Вряд ли Павел Алексеевич создаст что-то гениальное хотя бы потому, что у него постоянно присутствует негативный фон. Он сам себе мешает, окрашивая в мрачные тона собственную жизнь, а заодно и жизнь супруги, которую блестяще сыграла В.Теличкина.
У Павла Алексеевича никак не получается написать шедевр, но он источает зависть, встретив достойные работы других художников на выставке. Это заметила даже его любящая жена.
Герою Шакурова все время что-то мешает: гости, обстановка на отдыхе, перемена дислокации, неудобные вопросы. При этом он ведет себя, как законченный эгоист, создавая комфортные условия только для себя.
Они с Ниной живут за городом по одной причине: чтобы художнику было удобно творить. Супруга при этом проводит по три часа в дороге на работу, но непризнанный гений не обращает на это внимания.
Он даже не пытается хлопотать о квартире в Москве, руководствуясь только собственными принципами. А Нину называет сварливой за то, что ей, видите ли, то квартира нужна, то телефон.
Рядом с таким человеком тяжело находиться. Нине надо памятник ставить при жизни за ее беззаветную любовь, за полное растворение в жизни мужа, за заботу о нем.
По сути Павел Алексеевич съедает жизнь жены, ограничивая ее мир исключительно интересами собственного удобства.
Ему несказанно повезло в том, что молодая интересная женщина, на которую обращают внимание другие мужчины, любит его, принимая все недостатки.
Нина мирится даже с тем, что ее не считают достойной внимания. Муж при ней предлагает ее подруге написать портрет, а вопрос жены о том, почему она не удостоилась такой чести, пропускает мимо.
Даже если Нина не вдохновляет на создание портрета, можно было написать его, если не из любви, то из уважения и признательности. Просто чтобы сделать приятное любимой женщине.
Но Павел Алексеевич не способен любить кого-то кроме себя, делать приятное он привык тоже только себе самому.
У него есть друзья, испытывающие потребность видеться с ним. Но все они из прошлой жизни, когда художник был общительным человеком, готовым не только принимать внимание, но и отдавать.
Павел Алексеевич, не попрощавшись с друзьями, пригласившими его, сбегает из пансионата потому, что ему там неудобно творить - вот и вся его дружба, такая же как любовь.
Фильм не дает ответа на вопрос, почему этот странный герой вернулся. Я предполагаю, что из соображений собственного удобства - он привык, что Нина рядом. Без нее ему некомфортно будет работать. Любовью к жене с его стороны и не пахнет.
Для меня фильм интересен еще и тем, что в нем показана жизнь людей не на фоне великих свершений, или борьбы за идеалы светлого будущего. Просто жизнь, семейные проблемы, общение, словом, внутренний мир человека в спокойной обстановке, когда можно поразмышлять о том, как ты живешь, кого любишь, с кем дружишь и чего тебе в этой жизни хотелось бы.